Положительный эффект от масштаба происходит, когда при увеличении количества выпускаемой продукции и уровня влияния на рынке, затраты на единицу продукции уменьшаются.
Вопрос 34
Производительность (в экономике) — внесистемная величина, равная отношению объёма проделанной работы ко времени, за которое она была совершена.
Производительность характеризует эффективность нашей работы. Для измерения производительности экономисты определяют объём товаров и услуг, создаваемых на каждую единицу затрат. Затратой считается любой ресурс, используемый в производстве. Производительность обычно измеряется количеством единиц выпускаемой продукции на одного рабочего в час.
Производительность зависит от:
§ Качества трудовых ресурсов
§ Качества машин и оборудования
§ Эффективности использования ресурсов
Причины снижения производительности:
§ Изменение рабочей силы
§ Высокие затраты на энергию
§ Уменьшение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР)
§ Рост отраслей инфраструктуры.
Совокупный, средний и предельный продукт
Для того чтобы отразить влияние переменного фактора на производство, вводятся понятия совокупного (общего), среднего и предельного продукта.
Совокупный продукт (TP) – это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора.
Предельный продукт (МР) переменного фактора производства представляет собой прибавку к выпуску, полученную за счет использования дополнительной единицы данного фактора. Предельный продукт характеризует предельную производительность данного фактора производства.
Средний продукт (АР) любого вида затрат – это отношение объема произведенной продукции к использованному объему данного вида затрат. Средний продукт труда часто называют производительностью труда.
а) кривая общего продукта (ТР); б) кривая среднего продукта (АР) и предельного продукта (МР)
Закон убывающей предельной производительности
Предположим, что F1 является переменным фактором, тогда как остальные факторы постоянны:
Правило замещения факторов производства: отношение приростов двух факторов находится в обратной зависимости от величины их предельных продуктов.
Закон убывающей предельной производительности утверждает, что с ростом использования какого-либо производственного фактора (при неизменности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению относительного и далее абсолютного объемов выпуска продукции.
Вопрос 35
Основной целью производственной и коммерческой деятельности предприятия является максимизация прибыли, повышение эффективности производства. Одним из факторов увеличения прибыли является расширение производства товаров и услуг. Нарастить производство можно двумя путями:
- путем увеличения количества привлекаемых в производство факторов (экстенсивный путь);
-за счет улучшения технологий (интенсивный путь).
Экстенсивное развитие предприятия представляет собой увеличение производства за счет простого количественного расширения самих факторов производства, т.е. увеличения числа работников без повышения квалификации, расширения потребления материальных ресурсов без улучшения эффективности их использования, за счет роста капиталовложений без улучшения технологий. При этом производительность (эффективность) факторов производства не меняется.
Интенсивный путь развития представляет собой рост производства за счет более эффективного использования факторов производства, то есть за счет внедрения новых, более эффективных технологий посредством обновления основных фондов, улучшения организации производства, совершенствования использования основных, оборотных фондов, ускорения их оборачиваемости, амортизации, за счет повышения квалификации рабочей силы и совершенствования научной организации труда.
Эффе́кт масшта́ба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе.
Положительный эффект от масштаба происходит, когда при увеличении количества выпускаемой продукции и уровня влияния на рынке, затраты на единицу продукции уменьшаются.