Российская федерация на пути к демократическому государству.

Кризис современной государственности: отказ от советского опыта, марксистско-ленинских идей построения государства социалистического типа (государства рабочих и крестьян), отсутствие устоявшейся идеи создания социального государства в России, связанная с тем, что Россия до настоящего времени связана с определенными обстоятельствами зависимости этих идей с американскими идеями демократизации общества по американскому типу, которые в целом были подчинены глобальным целям соблюдения интересов США, а не России.

К сожалению многие лица, пришедшие в 90-е годы к Власти, не учли, какие цели преследовали эксперты США, приглашенные в 90-е годы в Россию для оказания помощи в «строительстве Новой России».

Давайте заглянем еще в одно окно, посмотрим, что с нами делается, кто и как распоряжается общенародным достоянием России, о чем говорил Билл Клинтон – Президент США 25 октября 1995 г.[9]

Почитайте, что писал еще в 1945 году один высокопоставленный чиновник страны, которая воевала к концу Второй мировой войны вместе с Советским Союзом в составе антигитлеровской коалиции, воевала с фашизмом. Но, уже в 1945 году вынашивала фашистские, по сути, планы уничтожения нашей страны, парабощения целой нации.

Эти планы изложены в «Доктрине» Аллена Даллеса – тогдашнего директора ЦРУ США [10].

Российская федерация утверждается как демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское с республиканской формой правления государство – ст. 1, 14 Конституции РФ. Безусловно, данное конституционное утверждение следует принимать не как свидетельство реальности, а скорее как заданный вектор, стратегическую программу развития России.

Форма устройства любой организации, основанной на равноправии её членов, периодической выборности и отчётности органов управления, принятии решений по принципу большинства (партийная, профсоюзная, производственная демократия – совет трудового коллектива).

Таким образом, демократическое государство представляет собой наличие демократии во всех указанных проявлениях как показатель зрелости общества, массового становления самостоятельных, ответственных людей – граждан [11]. На рис.2.1 изображены основы конституционного строя Российской Федерации. Для России проблема государственного устройства всегда имела и имеет особую значимость. Это объясняется уникальностью, геоэкономическими, историческими характеристиками страны.

Верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации на всей ее территории Ст. 4, ч.2;15, ч.1-2;16
Суверенитет народа Ст. 3
Равноправие граждан на всей территории России Ст. 6
Равноправие всех форм собственности, свобода экономической деятельности Ст. 8, 9
Разделение властей, предметов ведения, полномочий Ст. 10-11
Россия – социальное государство. Гарантии социальной поддержки нуждающимся Ст. 7
Признание государством высшей ценностью человека, его прав и свобод Ст. 2
Федеративное устройство России. Равноправие субъектов Федерации Ст. 5

Признание и гарантия местного самоуправления Ст. 12
Россия – светское государство. Равенство религиозных объединений перед законом Ст. 14
Общепризнанные принципы и нормы международного права – составная часть правовой системы Российской Федерации Ст. 15, ч.4
Приоритет международного права в части прав и свобод человека и гражданина
Неприменимость неопубликованных законов и любых нормативных актов, затрагивающих права граждан Ст. 15, ч.4
Идеологическое и политическое многообразие (плюрализм) Ст. 13

Рисунок 2.1.Основы конституционного строя Российской Федерации

Изначально Русь развивалась на многонациональной основе. 130 национальностей (народов) имеют здесь свою историческую родину, сохранили свою самобытность. Разнообразие ландшафтов, масштабы и экономико-географические особенности различных регионов повлияли на русский народ, придав этнографическую специфику проживающим на Дону, Кубани, Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и т. д. Следует отметить, что извращают демократию и блокируют поиски пути к ней некоторые идеологи последнего времени. «Запущена» ложная посылка, что сначала нужно создать в обществе слой богатых людей, а затем они сделают богатым само общество. Однако известно, что национальное богатство создаётся трудом, а не перераспределением и концентрацией богатства в руках немногих.

Суровые почвенно-климатические условия осложняют все виды жизнедеятельности: сельское хозяйство, добычу ресурсов, транспорт, жилищное и коммунальное строительство, промышленность – везде издержки выше, чем в странах Западной Европы, Азии.

В рамках российской государственности формировалась общая интегрированная система производства, в неё вложены огромные ресурсы практически каждого народа, рассчитана она на обслуживание потребностей всех народов.

Федерализм как форма государственного устройства России конституционно был признан Конституцией РСФСР в 1918 г. и трактовался в качестве государственно-правового механизма решения национальных проблем. После распада СССР все правовые акты по государственному устройству были аннулированы и возникла необходимость принять новые правовые документы.

Первый из них – заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора между федеральными органами государственной власти, с одной стороны, и органами власти краёв, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, органами власти автономной области и автономных округов, с другой стороны. Это были по сути дела три отдельных договора, имеющих учредительный характер. Они подготовлены и подписаны полномочными представителями органов государственной власти тех образований, которые выразили желание быть субъектами Федерации.

1. Второй шаг – принятие Конституции 1993 г. В её тексте заложены нормы, создающие необходимые основы для становления России как федеративного государства в современной трактовке этого понятия (рис.2.2).

2. Конституция подчёркивает, что в основе федеративного устройства РФ лежит примат её государственной целостности, единство государственной власти при разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов (ст. 5, ч. 3).

3.Конституция признала равные права и свободы людей независимо от их местожительства, их принадлежности к территориальному образованию (ст. 6).

4. Конституция признала разнообразие национальной, демографической, географической, коммуникативной, бытовой и иной специфики субъектов Федерации и предоставила возможность конституционного (уставного) регулирования общественных отношений (ст. 5, ч. 2; ст. 66, ч. 2; ст. 63 и ст. 76, ч. 2).

5. Все народы равноправны независимо от их численности и уровня развития. Состав субъектов Российской Федерации представлен на рис.2.3.

6. Существует взаимосвязь между правами и свободами личности и правами и свободами народов. Не может быть свободным тот народ, в котором подавляются права человека, как не может чувствовать себя свободным человек, если попираются права его народа. Российская Федерация – самая большая в мире федерация – 85 субъекта.

7. Правовую основу Российской Федерации и её эффективного функционирования составляет Конституция Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Федерации (ст. 4, ч. 2; ст. 15, ч. 1).

1. Конституция признала равноправие субъектов между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5, ч. 1, 4). Особенностью и одновременно противоречием российского федерализма является закреплённое в Конституции РФ (ст. 11, ч. 3) положение о том, что разграничение полномочий может осуществляться не только Конституцией, но и Федеративным и иным договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Построение Федерации на основе национально-территориального и территориального деления
Равноправие народов
Самоопределение народов
Равноправие субъектов Российской Федерации
Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами  
Конституционные принципы построения Российской Федерации

Рисунок 2.2. Принципы построения Российской Федерации

Данное противоречие делает проблематичным направления развития федеративных отношений: они могут иметь конституционный характер или договорной, или смешанный. Существующие отношения органов государственной власти субъектов РФ с федеральными органами исходя из конституций и уставов субъектов Федерации можно условно разделить на три вида:

1) близкие к конфедеративным (Тува, Татарстан, Якутия);

2) федеративные, но основанные на индивидуальных договорах (Башкортостан, Алтай, Адыгея, Чувашия и др.);

3) строящиеся в основном на Конституции РФ и Федеративном договоре (Калмыкия, Карелия) и уставах большинства субъектов Федерации.

Указанные особенности, противоречия Российской Федерации определяют задачи и основные направления развития федеративных отношений, федеральной национальной и региональной политики. Важнейшие были обозначены на парламентских слушаниях в Федеральном Собрании 8 апреля 1996 г. и первой Всероссийской научно-практической конференции (январь 1998 г.), где обсуждались проблемы и перспективы российского федерализма преимущественно к специфике современной социальной и политической ситуации России.

Республики (21) Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия-Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чувашия (Чаваш)

Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия-Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чувашия (Чаваш)
Края (7) Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский, Забайкальский
Области (51) Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Крым- ская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская
Города федерального значения (4) Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Севастополь
Автономная область (1) Еврейская
Автономные округа (10) Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий
Субъекты Российской Федерации

Рисунок 2.3.Состав субъектов Российской Федерации

Назрела необходимость (думается, и возможность) внести ясность в правовое, политическое и нравственное содержание понятия и явления, именуемого «государственный суверенитет».

В теории российского конституционного права государственный суверенитет понимается как верховенство государственной власти и её независимость во внешнеполитических отношениях.

Конституция РФ не упоминает термина «суверенитет» по отношению к субъектам Федерации. Государственный суверенитет России распространяется на всю её территорию (ст.4). Федеральная власть компетентна в решении только вопросов, которые касаются всего государства и определены в Конституции.

В то же время в соответствии со ст. 76 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Федерации и её субъектов, в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации, в данной сфере действует нормативный правовой акт субъекта Федерации (ст. 76, п. 4), а это подчёркивает известную «суверенность» государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кроме того, субъекты Федерации самостоятельно распоряжаются своей собственностью и решают ряд других вопросов, закреплённых за ними Конституцией РФ и федеральными законами. В этом плане они суверенны и имеют широкие возможности реализовать свои национальные потребности и интересы.

Проблема заключается в том, что конституции ряда субъектов РФ (Чеченская республика, Татарстан, Саха (Якутия), Башкортостан) суверенитет республики признают более объёмным, фактически повышают статус своего государственного образования, выводя его за рамки, установленные Конституцией РФ и международными принципами федерализма. Речь идёт, прежде всего, о заявленном в конституциях республик праве на односторонний выход из состава Федерации.

Наши рекомендации