Как сохранить стабильность положения фирмы?
В процессе реализации плана необходимо следить за всеми изменениями, происходящими внутри предприятия и на рынке, и своевременно корректировать бизнес-план.
Изменения происходят внутри самого предприятия, например, могут уволиться несколько квалифицированных сотрудников. Меняются клиенты, их вкусы и потребности. С появлением на рынке новых видов сырья и комплектующих изделий может изменяться и технология оказания услуг.
Чтобы иметь возможность корректировать план в соответствии с новыми условиями, владелец-управляющий должен:
1. Следить за переменами, происходящими в отрасли, на рынке сбыта, постоянно приспосабливаясь к чрезмерно изменчивым вкусам потребителей продукции или услуг;
2. Сверять свой план с изменившимися условиями;
3. Определять, какие поправки следует внести (или в том нет необходимости).
Это означает, что предприниматель должен постоянно быть во всеоружии, т.е. в курсе всех тенденций и новшеств. Для этого следует регулярно просматривать отраслевые журналы и газеты. Кроме того, необходимо отвести специальное время - часа два-три, но может потребоваться и больше - для того, чтобы освежить в памяти план (это следует делать не реже одного раза в месяц или раз в 2 месяца). В случае необходимости в него могут быть внесены поправки, а отдельные его разделы даже подвергнуться коренному пересмотру. В дальнейшем предстоит строить деятельность фирмы по обновленному плану.
¨ Рекомендуемая литература
1. Бизнес-план или как повысить доходность вашего предприятия. М.: СО "АНКИЛ", 1993
2. Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация: Учебно-практическое пособие. / Под ред. В.М.Попова - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1997
3. Бизнес-план инвестиционного проекта: Практич. пособие. / Под ред. И.А. Иванниковой М.: Экспертное бюро, 1997
4. Бизнес-план инновационного проекта: Методика составления. / Буров В.П., Галь В.В., Казаков А.П., Мирошкин В.А. М.: ЦИПКК АП, 1997
5. Бизнес-план: Метод. материалы. / Под ред. Маниловского Р.Г.; Юлкина Л.С., Ягодин Д.В. и др. М.: Финансы и статистика, 1996
6. Бизнес-план: Учеб. пособие: Пер. с англ. - М.: ИКК "ДеКА", 1993
7. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В. М. Попова и С. И. Ляпунова. М.: Финансы и статистика, 2003
8. Блеквелл Э. Как составлять бизнес-план. М.: ИНФРА - М, 1996
9. Богданов Е.И. Бизнес-план предприятия туризма. С-Пб.: Издательство НПО БФ "Омега", 1995
10. Горемыкин В. А., Богомолов А. Ю. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов. – 3-е изд., доп. Иперераб. – М.: «Ось-89», 2002
11. Как подготовить бизнес-план. Методич. пособие для малых и средних компаний. Пер. с англ. М.: РУССЛИТ, 1992
12. Как составлять бизнес-план по маркетинговой сервисной компании. /Пер. с англ. М.: Дело, 1997
13. Липсиц И.В. Бизнес-план - основа успеха. М.: Машиностроение, 1993
14. Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа: Учебно-справочное пособие. М.: БЕК, 1996
15. Маркова В.Д., Кравченко Н.А. Бизнес-планирование. Новосибирск: ЭКОР, 1999
16. Попов В. М., Ляпунов С. И., Зверев А. А., Млодик С. Г. Сборник бизнес-планов деловых ситуаций с рекомендациями и комментариями: Учебно-практическое пособие. М.: КноРус, 2003
17. Росс.М., Росс Т. Большие идеи для малого бизнеса в сфере услуг. М.: Гранд, 1996
18. Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями / Под ред. В. М. Попова. М.: Финансы и статистика, 1998
19. Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями. / Под ред. В.М.Попова. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1998
20. Сборник бизнес-планов: Современная практика и документация. Отечественный и зарубежный опыт. Выпуск первый / Под ред. В. М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 1997
21. Секерин В.Д. Маркетинг: Учебно-практическое пособие. Изд. 2-е, исправл. и доп. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999
22. Составление бизнес-плана. / Пер. с англ. М.: Джон Уайл & Саиз, 1995
23. Уткин Э.А. Бизнес-план компании. М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС, 2000
24. Шамхалов Ф.И., Котилко В.В. Предпринимательство в России: территориально-отраслевой мониторинг. М.: ОАО "Издательство "Экономика", 1997
25. Шуплецов А.Ф. Бизнес-планирование в современных условиях. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998
26. Энциклопедия малого бизнеса или Как начать свое дело. / Под ред. канд. экон. наук Т.А.Слука. М.: Книга Интернэшнл, 1994
s Вопросы для самопроверки
1. Для чего необходимо составлять бизнес-план?
2. Какова цель и основные задачи, решаемые при разработке бизнес-плана?
3. Какие особенности предприятий сферы услуг следует учитывать при разработке бизнес-плана?
4. Имеются ли, на Ваш взгляд, особенности планирования предприятий малого бизнеса?
5. Каковы рекомендуемые разделы бизнес-плана создания малого предприятия сферы услуг?
6. Какие разделы бизнес-плана имеют, на Ваш взгляд, особенно важное значение для малой фирмы сферы услуг?
7. Каким образом следует описать в бизнес-плане услуги, которые предполагает оказывать создаваемая фирма?
8. Каково содержание плана маркетинга?
9. Как спрогнозировать объем продаж фирмы?
10. Какими способами можно привлечь внимание клиентов к фирме и оказываемым ею услугам на этапе разработки бизнес-плана?
11. Как правильно описать технологию оказания услуг? В каком разделе бизнес-плана это делается? Что еще содержится в этом разделе бизнес-плана?
12. Каково содержание организационного плана?
13. Какие моменты отражаются в финансовом плане?
14. Каким образом и где можно получить информацию для составления бизнес-плана?
15. Как начать реализацию бизнес-плана и поддерживать стабильное положение фирмы на рынке?
o В бизнесе ты получаешь либо деньги, либо опыт. Бери опыт, а деньги придут.
Гарольд Дженин
o Опыт полезен, если за него не заплачено слишком дорого.
Т. Фуллер
o Я пришел к Вам как юридическое лицо к юридическому лицу.
И. Ильф и Е. Петров