Воздействие рекламы на занятость населения
Становление отрасли рекламных услуг происходило в конце ХVIII — начале XIX века, что было обусловлено первой промышленной революцией и бурным развитием производительных сил. С одной стороны, промышленная революция XVIII в. так повысила производительность труда, что сбыт созданных товаров потребовал развития различных направлений рекламной деятельности. С другой стороны, реклама получила возможность использования новой техники, что сказалось на количестве и качестве рекламной продукции. Сегодня на рекламу во всем мире тратятся суммы большие, чем на народное образование и социальное обеспечение. Рекламная деятельность дает возможность рекламодателю создавать конкурентные преимущества высокого порядка, что позволяет относить рекламный рынок к стратегически важным для экономики сферам, сравнимым по важности со сферами высоких технологий. Сфера рекламных услуг превратилась в весьма заметную сферу занятости населения. В настоящее время только в США с разработкой и распространением рекламы связано свыше миллиона рабочих мест [2, С. 720].
Особую роль в обеспечении занятости реклама играет в богатом обществе, стимулируя высокие уровни потребительских расходов. Стабильность в обществе изобилия требует разнообразной деятельности по созданию потребностей, в частности, рекламы, иначе не будут поддерживаться высокие уровни производства и занятости. Прогресс электроники в конце ХХ в. выдвинул на первый план прямую рекламу — личное обращение к каждому клиенту в отдельности, что стало возможным благодаря компьютерным досье на всех потенциальных потребителей.
К причинам развития отрасли рекламных услуг можно отнести необходимость целесообразного разделения труда, способствующего снижению издержек коммуникаций, поскольку реклама играет заметную роль как в обеспечении потребителя необходимой информацией, так и в уменьшении стоимости по ее доставке и обработке. Большое количество рекламной продукции обеспечивает информацию о наличии и ценах товаров и услуг, на поиск которой в противном случае потребителям пришлось бы затрачивать силы и средства, с тем, чтобы получить ее каким-либо другим путем. В условиях отсутствия рекламы коммуникационная функция будет выполняться другими методами и средствами, например, розничными торговцами или коммивояжерами. Поэтому необходимо и экономически выгодно наличие отрасли, кадры которой обладают необходимыми общими и специальными знаниями и навыками. Сегодня в развитых странах крупные агентства, обслуживающие клиентов общенационального и международного масштабов, имеют в своих штатах сотни различных специалистов. Реклама содействует трудоустройству и обеспечению занятости, что выражается в функционировании рекламных служб в рамках крупных фирм, а главное — в функционировании рекламных агентств, представляющих собой независимые фирмы, специализирующиеся на выполнении рекламных функций: проведении рекламных исследований, разработке планов рекламной деятельности, разработке рекламного продукта, проведении рекламных кампаний и т.д. Даже крупнейшие фирмы, имеющие собственные мощные рекламные службы, не могут обойтись без помощи рекламных агентств, так как это связано с эффективностью бизнеса.
Реклама в сфере бизнеса создает новые рынки, оживляет старые, обеспечивает их устойчивость, что отражается на структурной подвижности рабочей силы, последняя «перетекает» в те сферы экономики, которые в ней нуждаются.
Однако существует точка зрения, что реклама способствует нецелесообразному применению дефицитных ресурсов, в том числе рабочей силы. Поскольку, как таковые, расходы на рекламу являются относительно непроизводительными, то они мало или вообще ничего не добавляют к процветанию общества. Реклама отвлекает людские и материальные ресурсы из других, более остро нуждающихся в средствах областей. Значительная часть рекламной продукции представляет растрату средств, так как она не содержит полезной информации.
Теоретически реклама может играть положительную роль в смягчении циклической безработицы, поскольку предприниматели, ожидая циклический подъем, могли бы уменьшать расходы на рекламу. Соответственно возможна и обратная ситуация, когда в период экономического спада рекламная активность способствует получению заказов, что сохраняет (расширяет) занятость. Однако на практике складывается иная ситуация. Многие рекламодатели, особенно те, у которых бюджет расходов на рекламу является фиксированной долей от уровня продаж, однонаправлено расширяют или уменьшают рекламную активность в соответствии с интенсивностью продаж. Такое поведение фирм несколько увеличивает экстремумы экономических циклов, что «затягивает» экономические кризисы, а значит и углубляет циклическую безработицу.
Спецификой занятости в сфере рекламных услуг является возможность надомной формы занятости. Реклама относится к такому типу бизнеса, которым можно заниматься в домашних условиях. Распространение современных средств рекламной деятельности, расширяя возможности надомной занятости, формирует альтернативу процессу вхождения в состав безработных.