Социально - экономическое значение малого предпринимательства в обществе
Одним из признаков развития рыночной экономики является уровень малого предпринимательства. Значительное число предпринимателей в России, как и во всем мире, находит себя в сфере малого бизнеса. Этим самым решается важнейшая социальная задача – обеспечение значительной части населения страны или региона работой.
Бизнес большинства предпринимателей в начале является малым. Зачастую он таковым и остается, и далеко не всегда это свидетельствует о неудаче предпринимателя. Для многих областей деятельности наиболее экономически обоснованными являются именно малые предприятия. К таким областям относятся торговля, грузоперевозки, производство сельскохозяйственной и пищевой продукции, фармацевтика и др. Достаточно представить, например, сколько людей в России занимается мелкой розничной торговлей, можно представить себе и масштабы малого предпринимательства. Однако в сравнении со всем миром в России малое предпринимательство развито слабо. Совокупный вклад российского малого бизнеса в экономику – не превышает 12% ВВП, в то время как в большинстве развитых стран эта цифра в несколько раз выше (табл. 1).
Малое предпринимательство связывают с объемом деятельности, численностью работающих на предприятии, а также финансовым оборотом. Именно исходя из этих критериев различают малый, средний и крупный бизнес. В разных странах мира эти критерии будут различными. Чаще всего используют следующее деление предприятий по числу занятых:
- крупное – более 500 человек;
- среднее – от 100 до 500 человек;
- малое до 100 человек.
Таблица 1. Характеристика развития малого предпринимательства.
Страна | Число предприятий и предпринимателей, тыс. чел. | Доля занятых на предприятиях, % | Доля продукции, % |
Россия | 9 – 10 | ||
Германия | 50 – 52 | ||
Франция | 55 – 56 | ||
Великобритания | 50 – 53 | ||
Италия | 57 – 60 | ||
Япония | 52 – 55 | ||
США | н.д. | 50 – 52 |
Источник: Госкомстат РФ, Рабочий центр экономических реформ при правительстве РФ, Резервный центр поддержки малого предпринимательства, 1999 – 2001.
Распределение малого предпринимательства в экономике России выглядит следующим образом (%):
Торговля и массовое питание – 48.
Промышленность – 14,8.
Строительство – 14,5.
Коммерческая деятельность – 4,1.
Наука и научное обслуживание – 3,4.
Транспорт – 2,2 .
Операции с недвижимым имуществом – 1,7.
Сельское хозяйство – 1,6.
Образование – 0,6.
Жилищно-коммунальное хозяйство – 0,6.
Связь – 0,4.
Другие отрасли – 7,1.
Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (ФЗ от 14.06.95г. № 88-З) установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся малые предприятия, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Малыми предприятиями считаются коммерческие организации, отвечающие следующим условиям:
– доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале не превышает 25%;
– доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
– средняя численность работников не должна превышать следующие предельные уровни по отраслям (человек):
– в промышленности, строительстве и на транспорте – 100,
– в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере – 60,
– в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30,
– в оптовой торговле и в других видах деятельности – 50.
Преимуществами малого предпринимательства являются:
– способность работать на специальные рынки. Мелкие предприятия обладают большей свободой маневра и могут чаще предлагать новые товары и услуги или внедрять новые методы производства и торговли;
– простота управления и широкий простор личной инициативы, характерные для малых предприятий, позволяют оперативно вносить изменения в процесс производства. В большинстве случаев предприниматели могут быстро увеличивать выпуск или снимать с производства отдельные категории товаров, изменять время работы или ценовую стратегию;
– возможность проявления творческой инициативы и проведения гибкой научно-технической политики. Творческое воображение и гибкость предпринимателей малого бизнеса позволяют им активно привлекать новаторов и изобретателей и успешно реагировать на требования времени, внедрять инновационные проекты, разрабатывать принципиально новую продукцию, применять прогрессивные технологии. В малом бизнесе на каждого работающего приходится большее число нововведений, чем в более крупных фирмах;
– создание новых рабочих мест и повышение занятости населения, в том числе вторичной занятости. Заполняя свои ниши на рынке, малый бизнес выполняет очень важную социальную функцию: он способствует не только повышению занятости населения, но и формирует определенный стиль жизни и мировоззрения в обществе.
В то же время в рыночной экономике существуют факторы, ограничивающие малое предпринимательство. Большая часть мелких компаний терпят крах в течение года после основания. В малом бизнесе уровень и частота банкротств выше, чем в крупных фирмах. Ниже приведены основные причины, по которым терпят неудачу предприниматели в малом бизнесе:
– неадекватное управление. Многие новички в бизнесе надеются познать тайны управления прямо «на рабочем месте». Большинство специалистов, тем не менее, советуют как можно лучше изучить основы управления бизнесом перед тем, как начать дело;
– слабое финансовое обеспечение. Для того чтобы «выжить» на рынке, даже самые мелкие фирмы должны покрывать свои расходы. Слабым местом малого бизнеса является низкая возможность накопления капитала. Есть и ограничения в получении кредитов. Малому бизнесу практически нет применения в отраслях, требующих больших капиталовложений;
– ограниченная сфера деятельности. Относительно малые масштабы производства и ограниченные ресурсы делают малые предприятия уязвимыми с точки зрения конкурентоспособности. У малых предприятий нет возможностей закупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и сбытовую сеть – это отражается на темпах сбыта продукции. Эти и другие факторы не позволяют предприятиям малого бизнеса конкурировать с крупными предприятиями в требующих значительных инвестиций отраслях.