Характеристика субъекта денежно-кредитного регулирования в рамках выбора метода регулирования
Субъектом денежно-кредитного регулирования выступает центральный банк. Отсюда следует, что субъектами денежно-кредитной политики выступают кредитные организации, прежде всего, банки, поэтому для эффективного осуществления денежно-кредитной политики чрезвычайно важное значение имеет и стабильность банковской системы. Банковская система любой страны является необходимой составляющей ее экономики. В рамках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Следовательно, регулирование центральным банком деятельности кредитных организаций можно рассматривать также как одно из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со стороны центрального банка.
В последнее время вопрос о целях деятельности центрального банка как субъекта денежно-кредитного регулирования в современной экономике становится одним из наиболее обсуждаемых, как в научных кругах, так и на уровне государственных органов и банковского сообщества, причем не только в России, но и в других странах. Почему вдруг этот вопрос стал актуальным? Казалось бы, цели деятельности центральных банков во всех странах прописаны четко в соответствующих законах, определяющих деятельность этого особого государственного органа, выступающего специфическим посредником между государством и экономикой через кредитные организации. Подчеркнем, именно особого государственного органа, с определенным уровнем независимости от законодательных и исполнительных органов власти, органа, который в условиях рыночной экономики по статусу "не работает" с населением, иными экономическими субъектами так называемого реального сектора экономики.
Очевидно, актуальность постановки и обсуждения вопросов целеполагания деятельности центрального банка обусловлена тем, что эффекты этой деятельности оцениваются обществом как "не очень высокие". Такая оценка является, на наш взгляд, следствием как объективных, не зависящих от деятельности центрального банка, причин, так и рядом субъективных причин, которые непосредственно связаны с деятельностью центрального банка как банка с особым правовым статусом.
Объективные причины являются следствием того, что деятельность центрального банка во многом зависит от состояния экономики в целом, от фазы экономического цикла, инфраструктуры и емкости финансовых рынков, от состояния государственных финансов. Методы и инструменты воздействия центрального банка на экономику специфичны и достаточно ограниченны, традиционные методы монетарного регулирования могут "не работать" в условиях кризиса или посткризисного развития.
А вот субъективные причины существующей критики деятельности центрального банка могут быть частично следствием поставленных перед ним целей, задач и функций. Или, что более вероятно, недопониманием обществом особенностей деятельности центрального банка как особого института с особым статусом. В свою очередь, такое "недопонимание" является следствием, с одной стороны, определенной нетранспарентности, "непрозрачности" деятельности центрального банка, а с другой — следствием недостаточной финансовой грамотности значительной части населения, которая верит, что центральный банк действительно "включает печатный станок, и именно это приводит к инфляции" (хотя причины инфляции могут лежать за пределами собственно монетарной сферы экономики), "печатает пустые, ничем не обеспеченные деньги" (не понимая природу современных денег) и т.п. Следует заметить, что в последнее время Банк России сделал колоссальный шаг вперед по пути доведения до сведения общественности результатов своей деятельности в области денежно-кредитной политики. Начиная с 2013 г. Банк России начал публиковать подробные квартальные доклады о денежно-кредитной политике с целью повышения информационной прозрачности своей деятельности. Первый опубликованный доклад по денежно-кредитной политике в IV квартале 2012 г. отличается высокой степенью теоретической и практической информационности, учитывает как внешние, так и внутренние макроэкономические условия и перспективы их развития с точки зрения оценки рисков, разъясняет действия центрального банка по реализации решений в области денежно-кредитного регулирования.
Терминологическая справка
Следует заметить, что, в общем-то, терминологически следует различать понятия "цель", "задача", "функции". Цели деятельности центрального банка определяются его статусом как особого экономического института, как особого банка, деятельность которого ограничена сферой денежно-кредитных отношений и не распространяется на сферу материального производства и нефинансовых услуг. Но при этом, поскольку центральный банк является частью экономической системы, цели его деятельности должны способствовать достижению цели деятельности экономической системы в целом. Для достижения целей центральный банк решает задачи, которые могут быть ранжированы по своей значимости для данного этапа экономического развития. Они определяются статусом центрального банка, уровнем его экономической и политической независимости, а также тем, что центральный банк выступает в качестве главного звена денежно-кредитной системы любого государства. Он рассматривается сегодня как орган регулирования, сочетающий в себе специфику банка и государственного ведомства, как посредник между государством и остальной экономикой через банки. Центральный банк призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, закрепленных за ним в законодательном порядке.
Вопрос о задачах и целях деятельности центрального банка не является простым и решенным раз и навсегда. Деятельность центрального банка "вписана" в общий ход экономического развития страны. Если центральный банк рассматривается как орган регулирования денежно-кредитной сферы, как орган, реализующий государственную денежно-кредитную политику, то задачи, стоящие перед ним, не могут быть изолированы от задач и целей общеэкономической политики государства.
В России согласно ст. 3 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее — Закон о Центральном банке) целями его деятельности являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы, а с 01.09.2013 — развитие и обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. Следует отметить, что поставленных целей Банк России достигает в процессе выполнения своих функций. Первая цель — защита и обеспечение устойчивости рубля — достигается деятельностью Банка России: а) по поддержанию внутренней устойчивости рубля в рамках заявленной цели денежно-кредитной политики; б) по поддержанию внешней устойчивости рубля в рамках валютного регулирования. Продуманным, реальным и адекватным современному состоянию российской экономики представляется заявление Банка России о сокращении в среднесрочной перспективе своего присутствия на внутреннем валютном рынке. При этом Банк России справедливо констатирует, что допустимо проведение валютных интервенций в целях поддержания финансовой стабильности.
Вторая цель деятельности Банка России — развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации — достигается в рамках реализации Банком Росси философии риск-ориентированного надзора, предполагающего повышенное внимание к своевременной идентификации и оценке системных рисков банковского сектора, иных сегментов финансового сектора, обеспечению транспарентности их деятельности в целях выявления и предупреждения проблем на ранней стадии. При этом Банк России сегодня активно изучает вопросы контрциклического регулирования и применения макропруденциальных подходов к регулятивным и надзорным решениям.
Третья цель — обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы — достигается в рамках совершенствования платежной системы Банка России как системно значимой, а также в рамках надзора и наблюдения в национальной платежной системе. Цели развития финансового рынка и обеспечение его стабильности обоснованно поставлены перед Банком России в связи с передачей ему функции мегарегулятора.
В рамках предложений по изменению задач и целей деятельности центрального банка ему ставится в вину, что действия Банка России по обеспечению устойчивости национальной валюты и курса рубля по отношению к иностранным валютам стали его самоцелью и не способствуют развитию реального сектора экономики, инвестиционной активности, росту занятости населения и, как следствие, экономическому росту. Но если целью деятельности центрального банка является укрепление покупательной способности национальной валюты, то это один тип экономики. Если же целью деятельности центрального банка является использование его ресурсов для кредитования реальной экономики, снижения уровня безработицы, развития производства — то это уже иной тип экономики, близкий к командно-административному. Это меняет и статус Центрального банка как независимого органа. Достижению цели развития кредитования экономики, прежде всего, ее приоритетных отраслей могут способствовать так называемые банки развития, в том числе создание и сети региональных банков развития, которые, в отличие от коммерческих банков, ориентированы на выполнение особых социальных функций, не ставя цели получения прибыли, но при этом кредитуя, а не финансируя экономику, т.е. используя все положительные свойства, заложенные в кредите. Или (в качестве примера) можно обратиться к опыту деятельности так называемых политических банков в Китае, понимая, что в данном случае меняется структура самой банковской системы, но это уже другая тема разговора.
Если же формально закрепить за Банком России цели достижения экономического роста и снижения безработицы (без изменении его статуса), то какова будет мера ответственности центрального банка за возможное "недостижения" этих целей в условиях возможного финансово-экономического кризиса (речь идет не о времени его наступления, а о закономерности его периодического развития в условиях цикличности современной экономики)? Напомним, что в соответствии со ст. 14 Закона о Центральном банке председатель Банка России утверждается Государственной Думой по представлению Президента РФ, а заместители председателя — по представлению председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ. Кроме того, порядок освобождения их от должности также четко прописан в указанном Законе.
Кроме того, что в составе Банка России в качестве его коллегиального органа действует, обладая большими полномочиями. Национальный банковский совет (НБС), с 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков", в соответствии с которым Национальный банковский совет переименован в Национальный финансовый совет.
Представляется целесообразным менять не цели деятельности Банка России, а цели единой государственной денежно-кредитной политики, которую Банк России формирует и реализует совместно с Правительством РФ, усиливая именно в данном направлении меру ответственности и центрального банка, и правительства за достижение поставленных задач обеспечения экономического роста, модернизации российской экономики. Актуальным представляется вопрос об усилении в связи с этим взаимодействия, о более тесной координации государственной денежно-кредитной и финансовой политики.