Потребительские предпочтения

Ординалистский подход основан на том, что потребитель не способен измерять полезность, он может лишь сравнивать, упорядочивать (ранжировать) различные наборы благ с точки зрения их предпочтительности.

При этом, естественно, что предпочтительны те наборы, которые приносят большее удовлетворение, то есть имеют большую полезность, и равноценны наборы, имеющие одинаковы уровень полезности, то есть потребителю безразлично какой из двух или нескольких наборов выбрать.

Например, пусть имеется несколько альтернативных наборов потребительских благ:

Наборы благ Количество единиц блага Х Количество единиц блага Y
A
B
C
D
E
F

Попросив потребителя сравнить эти наборы, можно описать и ранжировать его предпочтения для благ Х и Y.

Основные предположения теории потребительского поведения

Теория поведения потребителей начинается с трех основных предположений, которые справедливы для большинства ситуаций.

Предположение 1: Потребитель способен сравнивать любые два возможных набора благ, в результате он приходит к одному из трех возможных выводов:

а) А ≻ В (набор А предпочтительнее набора В);

б) А ≺ В (набор А менее предпочтителен, чем набор В);

в) А ∾ В (набор А равноценен набору В).

Предположение 2: Если набор А предпочтительнее набора В, а набор В предпочтительнее набора С, то набор А предпочтительнее набора С:

А ≻ В Ù В ≻ С Þ А ≻ С;

А ≻ В Ù В ∾ С Þ А ≻ С;

А ∾ В Ù В ∾ С Þ А ∾ С.

Эти предпочтения обеспечивают возможность упорядочения потребителем всего множества наборов благ.

Предположение 3: Если набор А содержит большее количество единиц каждого блага, чем набор В, то набор А предпочтительнее набора В. Потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему.

Эти предположения не объясняют потребительских предпочтений, – они лишь описывают их.

Кривые безразличия

Графически потребительские предпочтения изображаются в виде кривых безразличия.

Кривая безразличия представляет собой совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей (то есть потребитель безразличен к выбору наборов, представленных точками на кривой).

Изобразим наборы из ранее приведенной таблицы (рис. 4-2):

Потребительские предпочтения - student2.ru

Рис. 4-2. Кривая безразличия

Из графика видно, что А ≻ Е, так как содержит больше единиц и блага Х и блага Y. Также как и все точки на заштрихованном участке. По этой же причине D ≻ А, также как и все точки второго заштрихованного участка. Однако сравнение набора А с наборами В и С невозможно без более полной информации.

Вполне возможно, что потребитель безразличен к трем наборам благ, то есть точки А, В, С находятся на одной кривой безразличия I. Это означает, что потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 10 единиц блага Х и получив 20 единиц блага Y при перемещении от набора А к В. Точно так же потребитель может отказаться от 10 единиц блага Y, чтобы получить 20 единиц блага Х при перемещении от набора А к С.

Наши рекомендации