Потребительские предпочтения
Ординалистский подход основан на том, что потребитель не способен измерять полезность, он может лишь сравнивать, упорядочивать (ранжировать) различные наборы благ с точки зрения их предпочтительности.
При этом, естественно, что предпочтительны те наборы, которые приносят большее удовлетворение, то есть имеют большую полезность, и равноценны наборы, имеющие одинаковы уровень полезности, то есть потребителю безразлично какой из двух или нескольких наборов выбрать.
Например, пусть имеется несколько альтернативных наборов потребительских благ:
Наборы благ | Количество единиц блага Х | Количество единиц блага Y |
A | ||
B | ||
C | ||
D | ||
E | ||
F |
Попросив потребителя сравнить эти наборы, можно описать и ранжировать его предпочтения для благ Х и Y.
Основные предположения теории потребительского поведения
Теория поведения потребителей начинается с трех основных предположений, которые справедливы для большинства ситуаций.
Предположение 1: Потребитель способен сравнивать любые два возможных набора благ, в результате он приходит к одному из трех возможных выводов:
а) А ≻ В (набор А предпочтительнее набора В);
б) А ≺ В (набор А менее предпочтителен, чем набор В);
в) А ∾ В (набор А равноценен набору В).
Предположение 2: Если набор А предпочтительнее набора В, а набор В предпочтительнее набора С, то набор А предпочтительнее набора С:
А ≻ В Ù В ≻ С Þ А ≻ С;
А ≻ В Ù В ∾ С Þ А ≻ С;
А ∾ В Ù В ∾ С Þ А ∾ С.
Эти предпочтения обеспечивают возможность упорядочения потребителем всего множества наборов благ.
Предположение 3: Если набор А содержит большее количество единиц каждого блага, чем набор В, то набор А предпочтительнее набора В. Потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему.
Эти предположения не объясняют потребительских предпочтений, – они лишь описывают их.
Кривые безразличия
Графически потребительские предпочтения изображаются в виде кривых безразличия.
Кривая безразличия представляет собой совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей (то есть потребитель безразличен к выбору наборов, представленных точками на кривой).
Изобразим наборы из ранее приведенной таблицы (рис. 4-2):
Рис. 4-2. Кривая безразличия |
Из графика видно, что А ≻ Е, так как содержит больше единиц и блага Х и блага Y. Также как и все точки на заштрихованном участке. По этой же причине D ≻ А, также как и все точки второго заштрихованного участка. Однако сравнение набора А с наборами В и С невозможно без более полной информации.
Вполне возможно, что потребитель безразличен к трем наборам благ, то есть точки А, В, С находятся на одной кривой безразличия I. Это означает, что потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 10 единиц блага Х и получив 20 единиц блага Y при перемещении от набора А к В. Точно так же потребитель может отказаться от 10 единиц блага Y, чтобы получить 20 единиц блага Х при перемещении от набора А к С.