Регулирование деятельности монополий

Антимонопольная по­литика

Антимонопольная политика представляет собой инструмент администра­тивного регулирования экономики с целью предотвращения нарушений эко­номического равновесия или социально нежелательных изменений.

Для ограничения рыночной власти фирм государство регулиру­ет рынки несовершенной конкуренции. Антимонопольная по­литика направлена не против крупных фирм вообще, а против фирм, которые монополизировали рынок средствами ограничи­тельной практики: захватили ресурсы, осуществили слияние и поглощение других фирм, заключили соглашения с другими фирмами о разделе рынков сбыта продукции, исключили сопер­ников из конкуренции и т.п.

В России существует Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Основными задачами антимонопольной политики являются: содействие развитию рыночных отношений на основе конкуренции и пред­принимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конку­ренции; государственный контроль за соблюдением антимоно­польного законодательства.

Регулирование естественной монополии

Рассмотрим проблему регулирования естественной монополии.Она существует в отраслях, в которых осо­бенности технологии и экономия от масштаба дают возможность одной фирме произвести товар (услугу) с меньшими средни­ми издержками по сравнению с его производством несколькими или многими фирмами и при этом удовлетворить рыночный спрос на товар. Потребители не имеют близкого заменителя то­вара (услуги), производимого естественной монополией.

Согласно Закону РФ «О естественных монополиях», к ним относят: транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также газа по трубопроводам; услуги по передаче электриче­ской и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транс­портных терминалов, портов, аэропортов; общедоступной электриче­ской и почтовой связи. Естественные монополии могут действовать на федеральном, региональном и местном (локальном) уровнях. Примера­ми локальных естественных монополий являются предприятия водо-, тепло-, электроснабжения и канализации в жилищно-коммунальном хо­зяйстве города.

Рис.8-7. Регулирование естественной монополии
MR
LMC
E
C
F
B
A
D
P*m
P
регулирование деятельности монополий - student2.ru
Pc
LAC
Qc
Q
регулирование деятельности монополий - student2.ru
Q*m
DWL

Нерегулируемая естественная монополияустанавливает це­ну регулирование деятельности монополий - student2.ru и объем выпуска регулирование деятельности монополий - student2.ru , что обеспечивает ей максимальную прибыль (заштрихованный прямоугольник на рис. 8-7).

Ресурсы общества используются неэффективно. Безвозврат­ные потери DWL максимальны, их величину можно оценить площадью фигуры АЕС.

Для общества эффективной является цена на уровне долго­срочных предельных издержек Рс = LMC. Ресурсы общества используются эффективно, безвозвратные потери отсутствуют. Однако в этих условиях монополия станет убыточной, так как не сможет возместить свои средние издержки, LAC > Рс, и ей потребуется субсидия правительства.

Компромиссным решением станут справедливая цена на уровне долгосрочных средних издержек, регулирование деятельности монополий - student2.ru = LAC, и объем вы­пуска регулирование деятельности монополий - student2.ru . При такой цене монополия станет безубыточной, одна­ко она будет стремиться завысить свои средние издержки. По­этому регулирующие органы проводят периодические незави­симые проверки финансовой деятельности монополии. При справедливой цене безвозвратные потери существуют, их вели­чину можно оценить площадью фигуры BFC, однако они суще­ственно меньше по сравнению с нерегулируемой монополией (рис. 8.4.1).

Антимонопольные органы могут применить и другие спосо­бы регулирования естественной монополии — ограничить нор­му рентабельности; организовать конкурс среди фирм за пра­во доступа в отрасль естественной монополии, например кон­курс за право вещания или трансляции телепередач на опреде­ленной частоте (канале).

Регулирование цен

Регулирование цен может применяться не только по отно­шению к естественным, но и к другим монополиям. Антимоно­польные органы могут установить максимально допустимую це­ну, чтобы побудить монополиста увеличить объем производст­ва. При этом цена должна превышать минимальное значение долгосрочных средних издержек, иначе в долгосрочном периоде монополия станет убыточной. К сожалению, на практике доста­точно сложно определить приемлемый уровень цены.

Налоги позволяют уменьшить выгоды от монопольного по­ложения фирмы на рынке. Например, аккордный налог, который взимается независимо от количества производимой продукции, уменьшает прибыль монополии на величи­ну налога, при этом монопольная цена и объем выпуска не ме­няются. Введение потоварного налога на монополию приводит к повышению цены товара для потребителей, снижению объема выпуска и уменьшению прибыли монополии.

Наши рекомендации