Международный валютный фонд
Международный валютный фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г.
Цель создания МВФ — необходимость мобилизации национальных финансовых ресурсов и принятия коллективных мер для ликвидации крайне тяжелых последствий Второй мировой войны, для восстановления и стабилизации международной и национальных валютно-финансовых систем.
По мере стабилизации национальных хозяйств европейских стран происходят изменения и в деятельности МВФ: больше внимания уделяется структурной перестройке их экономики, значительно расширяется финансовое содействие странам, получившим государственную независимость. С начала 1980-х гг. МВФ стал предоставлять средне- и долгосрочные кредиты (на 7—10 лет) странам — членам Фонда на структурную перестройку экономики. В целях содействия стабилизации валют Фонд предоставляет странам-членам валютные ресурсы в форме кратко- и среднесрочных кредитов для устранения неуравновешенности платежных балансов.
Официально заявленные цели МВФ содержатся в уставе, роль которого выполняют принятые на конференции Статьи соглашения о МВФ, вступившие в силу с 27 декабря 1945 г. В них несколько раз вносились поправки в связи с эволюцией мировой валютной системы и трансформацией деятельности Фонда:
• в 1968—1969 гг. (вступили в силу с 28 июля 1969 г.) в связи с введением СДР — специальных прав заимствования;
• в 1976—1978 гг. (вступили в силу с 1 апреля 1978 г.) в связи с заменой Бреттон-Вудской валютной системы на новую Ямайскую валютную систему;
• в 1990—1992 гг. в связи с введением санкции в отношении стран-членов: за невыполнение обязательств перед Фондом предусмотрена приостановка права участвовать в голосовании.
Практическую деятельность МВФ начал в мае 1946 г. К этому времени в его состав входило 99 стран-членов. Валютные операции он начал осуществлять с 1 марта 1947 г.
В начале 1990-х гг. в МВФ вступили бывшие социалистические страны (кроме КНДР и республики Куба) и ставшие независимыми государствами бывшие республики СССР: Россия вошла в состав Фонда с 1 июня 1992 г., Таджикистан — в апреле 1993 г., остальные страны СНГ и Прибалтики — с апреля по сентябрь 1992 г. В настоящее время число членов Фонда составляет около 200 стран.
Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих с местом нахождения в Вашингтоне (США), имеет отделения в Париже, Женеве, Токио, Брюсселе и Нью-Йорке (при ООН).
В Совете управляющих каждая страна — член Фонда представлена управляющим и его заместителем. Они назначаются правительствами соответствующих государств сроком на пять лет. Как правило, ими назначаются министры финансов и руководители центральных банков.
Функции Совета управляющих — прием и исключение стран-членов, пересмотр долей в капитале Фонда, внесение изменений в устав, выборы исполнительных директоров и решение других принципиальных вопросов. Он заседает один раз в год.
Исполнительным органом является Директорат (Исполнительный совет). Он состоит из 24 директоров: 5 назначаются Великобританией, Германией, США, Францией и Японией; по одному от каждой страны представлены Россия, Китай и Саудовская Аравия; 16 избираются от всех остальных стран по принципу географической принадлежности. Назначения и выборы в Исполнительный совет проводятся раз в два года.
Возглавляет Исполнительный совет и занимается его текущими делами распорядитель, избираемый Советом на пять лет. Он должен быть представлен одной из европейских стран — это установившаяся традиция.
Директорат работает на постоянной основе, заседает три раза в неделю, местом его работы является штаб-квартира Фонда в Вашингтоне.
Совет директоров имеет два рабочих органа:
1) Международный валютный и финансовый комитет, занимающийся выработкой стратегических решений по функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ, но без права принимать директивные решения;
2) Комитет по развитию, занимающийся консультированием и информированием Совета управляющих по определенному кругу вопросов, находящихся в его ведении.
Исполнительному совету Совет управляющих делегирует значительную часть своих полномочий: политические, оперативные, административные вопросы; предоставление кредитов странам-членам, надзор за их политикой в отношении валютных курсов. Так что круг его полномочий широк. Решения Исполнительный совет в большинстве случаев принимает в результате достижения консенсуса.
Капитал МВФ формируется по образцу акционерного общества: он складывается из взносов государств — членов этого фонда. Для каждой страны устанавливается квота в СДР, величина которой определяется в зависимости от экономического потенциала страны: учитывается ее место в мировой экономике, показатели ВВП, состояние платежного баланса, величина официальных золотовалютных резервов.
До 1978 г. страна оплачивала 25% квоты золотом, а 75% — национальной валютой. С 1978 г. порядок оплаты изменился: та часть, которая оплачивалась золотом, стала вноситься резервными активами — СДР и конвертируемыми валютами, а остальная часть, как и раньше, национальными валютами.
Один раз в пять лет размер квот пересматривается с учетом изменения места страны в мировой экономике.
Для пополнения денежных ресурсов Фонд привлекает заемные средства. В 1962 г. между Фондом и 10 экономически развитыми странами (США, ФРГ, Великобританией, Японией и др.) заключены генеральные соглашения о займах. По условиям соглашений фонду открывают кредитную линию на постоянно возобновляемой основе.
Срок кредита продлевается каждые пять лет. Лимит кредита первоначально составлял 8,8 млрд долл., затем был увеличен до 24 млрд долл.
В 1997—1998 гг. МВФ заключил новые соглашения о займах уже с 25 странами, согласно которым Фонд мог при необходимости получать от стран-участниц займы на общую сумму до 47 млрд долл, в рамках обоих видов соглашений.
При этом генеральные соглашения должны быть первым источником в порядке очередности привлечения займов и главным источником но объему заимствований.
Устав позволяет привлекать займы и на двусторонней основе от других стран и от частных банков.
Основное направление деятельности МВФ — его кредитная деятельность. В соответствии с уставом он предоставляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для покрытия дефицита платежных балансов и стабилизации валютных курсов. При этом кредитные операции Фонд осуществляет только с официальными органами стран-членов: казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Кредиты могут предоставляться как за счет собственных, так и за счет заемных средств.
Механизм кредитования заключается в следующем.
При предоставлении кредитов используется терминология, установленная уставом Фонда. Предоставление кредитов из собственных средств называется сделкой, а за счет заемных средств — посреднической операцией.
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте или СДР, покупает их у Фонда в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте. Сумма национальной валюты, эквивалентная сумме купленной у Фонда валюты или СДР, зачисляется на специальный счет МВФ в центральном банке страны — покупателя валюты или СДР у Фонда и находится там до истечения срока кредита. По истечении срока кредита страна-заемщик обязана произвести обратную операцию – выкупить у Фонда находящуюся на специальном счете национальную валюту, возвратив ему полученную сумму иностранной валюты или СДР.
Такие кредиты предоставляются на срок до трех лет (реже до пяти лет). За пользование такими кредитами взимается комиссия в размере 0,5% суммы кредита. Кроме того, взимается процентная ставка, размер которой устанавливается на уровне рыночных ставок, действующих в соответствующий период времени.
Если же национальная валюта страны-должника, находящаяся у МВФ, покупается каким-либо государством-членом, то эта операция приравнивается к погашению должником задолженности Фонду.
Таким образом, предоставление кредита по описанной схеме не является чисто кредитной операцией. Фактически это предоставление кредита под залог национальной валюты.
При разработке механизма кредитования предполагалось, что на все валюты будет предъявляться равномерный спрос странами-заемщиками (членами Фонда). В этом случае национальные валюты, находящиеся у МВФ, переходили бы от одной страны к другой в результате их покупки странами — членами Фонда. Но реальная ситуация сложилась по-другому. Как правило, за предоставлением кредитов в Фонд обращаются страны, валюты которых не конвертируются либо не используются в международных расчетах и поэтому не пользуются спросом. Из-за этого они остаются у Фонда до истечения срока кредитования.
Таким образом, предоставление кредитов в форме продажи иностранной валюты за национальную валюту страны-заемщика позволяет Фонду в целом сохранить объем имеющихся средств, хотя бы и фактически, за счет залоговых денежных сумм. Это дает ему возможность маневрировать при предоставлении кредитов.
Первую сумму иностранной валюты страна-заемщик может получить в размере 25% ее квоты. Она называется резервной долей. Эта сумма представляет собой превышение величины квоты над суммой запаса национальной валюты, находящегося на специальном счете МВФ в центральном банке страны-заемщика. Если Фонд приобретет у страны-заемщика ее национальную валюту для кредитования других государств — членов МВФ, то размер резервной доли увеличивается.
Сумма займов, предоставленных Фонду страной — членом МВФ в соответствии с дополнительным кредитным соглашением, составляет ее кредитную позицию.
Совокупность резервной доли и кредитной позиции называется резервной позицией страны — члена МВФ.
В рамках резервной позиции страна — член Фонда имеет право автоматически по первому требованию получать от Фонда кредиты. При этом ей не устанавливается срок погашения полученного кредита, она не платит комиссионные и проценты за пользование кредитом. Единственное условие — должна быть потребность в покрытии дефицита платежного баланса.
На более строгих условиях выдаются кредиты, получаемые от Фонда сверх резервной доли:
• получаемая сумма не должна превышать 125% ее квоты;
• она делится на четыре транша (части) но 25% каждый;
• по мере использования этих частей возрастают требования но обоснованному использованию получаемых средств. Страна-заемщик направляет Фонду письмо о намерениях, в котором излагаются направления использования кредита.
Фонд контролирует использование кредита и в случае невыполнения заемщиком взятых обязательств сокращает кредитование и может полностью его прекратить.
С начала 1950-х гг. МВФ начал заключать со странами-членами соглашение стэндбай, согласно которому страна член Фонда имеет право получить от него иностранную валюту в обмен на национальную в любое время, но на цели, согласованные с Фондом.
С 1974 г. начала действовать система расширенного кредитования. Она предусматривает предоставление средств в иностранной валюте странам — членам Фонда на более длительные сроки и в значительно больших размерах. Но такие кредиты предоставляются только в том случае, если у страны — члена Фонда имеются серьезные нарушения равновесия платежного баланса.
Для получения такого кредита с Фондом подписывается соглашение об условиях предоставления кредита и обязательствах заемщика.
В рамках резервных и расширенных кредитов страна может получить от Фонда до 68% ее квоты.
После полного использования резервной доли (25% квоты) сумма национальной валюты страны — члена Фонда на счете МВФ составляет 100% квоты. Сумма кредитных долей также составит 100%.
Таким образом, предельная сумма кредита, которая может быть получена страной — членом Фонда в результате использования резервной доли и кредитных долей составляет 125% величины квоты.
С учетом 75% квоты, внесенных по подписке в национальной валюте, сумма национальной валюты страны – члена Фонда в активах МВФ не превышает 200% ее квоты. Это соответствует требованиям устава МВФ.
Однако на практике Фонд выдает кредитные ресурсы в больших размерах, так как устав позволяет Фонду приостанавливать действие требования устава об ограничении суммы национальной валюты страны — члена Фонда в активах МВФ.
В деятельности МВФ кроме перечисленных механизмов кредитования используются также специальные кредитные механизмы, которые применяются для оказания помощи странам — членам Фонда, испытывающим трудности в экономическом развитии по независящим от них обстоятельствам: например, резкое снижение мировых цен либо их рост привели к дефициту платежного баланса. Или страна пострадала от стихийных бедствий.
С этой целью МВФ создал специальные фонды, предоставляющие кредиты на льготных условиях, например:
• Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования, средства которого выделяются в связи с постигшими страны стихийными бедствиями, непредвиденным изменением мировых цен и другими причинами;
• Фонд кредитования буферных (резервных) запасов сырьевых товаров, создаваемых в соответствии с международными соглашениями;
• Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга, который выделяет средства развивающимся странам, оказавшимся в кризисной ситуации с внешними долгами;
• Фонд поддержки структурных преобразований, средства которого направляются в страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем осуществления радикальных экономических и политических реформ.
Помимо указанных функционирующих ныне фондов МВФ создавал временные специальные фонды, призванные содействовать преодолению кризисных валютных ситуаций, возникавших по разным причинам (нефтяной фонд — для покрытия дополнительных расходов в связи с ростом цен на нефть и нефтепродукты; доверительный фонд — для оказания помощи наиболее бедным странам за счет средств, вырученных от продажи золота из запасов МВФ, и др.).
Использование различных механизмов кредитования расширяет доступ стран-членов к ресурсам. К МВФ обращаются тогда, когда из других источников получить финансирование невозможно. К тому же сам факт наличия кредитного соглашения с МВФ считается подтверждением платежеспособности заемщика. Поэтому получение кредита от МВФ открывает доступ к другим источникам заимствования.
Однако предоставление кредитов Фондом увязывается с выполнением страной-заемщиком определенных требований экономического и даже политического характера. Хотя эти требования выдвигаются в форме рекомендаций, но обусловленность получения кредита такими рекомендациями вынуждает заемщиков выполнять их.
Направлять деятельность Фонда в интересах ведущих стран позволяет и установленный принцип голосования в Совете управляющих при принятии решения.
Решения принимаются простым большинством голосов (не менее половины), а по наиболее важным вопросам — специальным большинством (70% по оперативным вопросам и 85% по вопросам стратегического характера).
Каждая страна независимо от доли в капитале имеет 250 базовых голосов. Еще по одному голосу получает каждая страна за каждые 100 тыс. СДР квоты. Таким образом, количество голосов определяется долей в капитале Фонда. Поскольку наибольшее количество квот имеют ведущие страны, то они и получают решающее большинство голосов.
Европейский центральный банк (ЕЦБ)
Европейский центральный банк – финансовое учреждение, выполняющее функцию Центрального банка для стран еврозоны. Штаб-квартира ЕЦБ расположена в Германии в городе Франкфурт-на-Майне. Центральный банк ЕС определяет кредитно-денежную политику стран входящих в зону евро и распоряжается резервами Европейской системы Центральных Банков (ЕСЦБ).