Поведенческие аспекты принятия экономических решений
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Поведенческие аспекты принятия экономических решений
Принадлежность человека к тому или иному социальному слою оказывает огромное влияние на то, как он тратит деньги и как его предпочтения в вопросе вложения денег отражают его место в обществе. Эти предпочтения потребителей выполняют еще одну побочную функцию. Ассортимент товаров, которые покупает потребитель, а также состав сервисов, которыми он пользуется, отражают стремление потребителя показать окружающим свой социальный статус или хотя бы то, что он предпринимает попытки занять определенное положение в обществе. Достаточно часто товары покупаются и выставляются напоказ именно с той целью, чтобы продемонстрировать принадлежность владельца к тому или иному слою общества; такие товары можно расценивать как символы принадлежности к определенному социальному классу. Такая модель поведения особенно характерна для тех достаточно широких современных социальных кругов, в среде которых хорошие манеры и доброе имя не являются больше теми признаками, по которым определяется социальный статус индивида.
За последние годы уровень доходов жителей развитых стран значительно возрос. Одной из причин роста общего уровня доходов служит увеличение количества трудоспособных граждан, из которых формируется рабочая сила. Женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, составляют быстро расширяющийся сегмент совокупности граждан, занятых трудовой деятельностью. Кроме того, во многих случаях именно женщины находят работу в таких высокооплачиваемых сферах общественной деятельности, в которых раньше доминирующее положение занимали мужчины. Женщины все еще остаются в меньшинстве в основных видах профессиональной деятельности, однако их социальное положение продолжает неуклонно расти. Стабильное увеличение занятости женщин в трудовой деятельности — это основная причина стремительного роста количества семей со средним и высоким уровнями доходов.
Еще один фактор, по которому можно определить повышение уровня жизни, — это образование. Несмотря на то что приходится постоянно чем-то жертвовать, чтобы оплачивать счета за учебу, число людей, получающих высшее образование, увеличивается, так как в будущем эти затраты окупаются.
Потребительский спрос на товары и услуги зависит как от возможности, так и от желания потребителя сделать ту или иную покупку. В то время как спрос на предметы первой необходимости устойчив на протяжении определенного периода, расходы на другие покупки могут быть сокращены, если потребитель считает, что в данный момент деньги лучше не тратить. Например, человек принял решение не покупать новый автомобиль в тот момент, когда существуют определенные финансовые трудности.
По мере того как члены семьи становятся старше, а их доходы увеличиваются, происходят определенные изменения в том, как семья распоряжается имеющимися материальными ресурсами. Например, большая, чем раньше, часть семейного бюджета уходит на оплату коммунальных и транспортных услуг и меньше денег расходуется на питание и одежду. Подобные изменения обусловлены такими факторами, как тенденции к приобретению недвижимости в собственность, а также увеличение транспортных расходов работающих членов семьи.
Деньги способны оказывать сложные психологические воздействия на человека: они могут ассоциироваться с успехом или неудачей, с соответствием индивида его социальному статусу, а также с уверенностью в завтрашнем дне и независимостью от обстоятельств.
Предположения потребителя относительно событий, которые будут происходить в будущем, — это показатель, по которому можно определить уверенность потребителя в будущем и составить прогноз относительно модели его поведения. Уверенность потребителя в будущем в свою очередь оказывает влияние на то, насколько оптимистично или пессимистично он настроен воспринимать ожидаемое состояние экономики и как он будет расходовать в связи с этим свои доходы. От оценки потребителем будущего состояния экономики зависит, сколько денег будет израсходовано на дискреционные покупки (часть дохода, предназначенная для расходования на членов семьи и домашнее хозяйство и составляющая сумму, которая остается после обязательных расходов на поддержание удовлетворительного жизненного уровня) и соответственно сколько средств будет вложено в экономику.
Когда потребители пессимистично оценивают свои личные перспективы и состояние экономики, они склонны сократить расходы, а также долги. Однако при оптимистичной оценке будущего потребители меньше экономят деньги и склонны чаще брать кредиты и делать дискреционные покупки. Таким образом, на размер общей суммы сбережений потребителя оказывают влияние следующие факторы:
• пессимизм или оптимизм отдельного потребителя по отношению к таким обстоятельствам, как резкий рост личного благосостояния после покупки, например акций высокотехнологичных компаний;
• события мирового масштаба, такие, как глубокий экономический кризис;
• культурные отличия в отношении потребителей различных стран к накоплению денег.
Люди прилагают большие усилия к тому, чтобы улучшить свое социальное положение, передвигаясь по иерархической лестнице любыми возможными способами. Такое желание изменить к лучшему свою судьбу, а также показать результат предпринимаемых попыток всем окружающим лежит в основе разработки множества рыночных стратегий.