Понятие и стороны соглашений

Соглашение — это правовой акт, заключаемый мелжду социальными партнерами, содержащий их обязательства по установлению условий труда, занятости и социальные гарантии для работников государства, отрасли, региона. Соглашения также являются правовой формой социального партнерства и регулируют социально-партнерские отношения на более высоком уровне.

Соглашение заключается на государственном, отраслевом, региональном уровнях на двусторонней основе. Соответственно в Генеральном соглашении содержатся основные принципы и нормы реализации социально-экономического развития отрасли (в частности, предусматривает нормирование и оплату труда, уровень занятости, социальные гарантии для работников данной отрасли); соглашение на региональном уровне определяет условия труда, социальные гарантии и льготы для работников в пределах определенной территории). Соглашение включает в себя рекомендации, условия, которые должны учитываться при заключении коллективных договоров.

Стороны соглашений определены в ст. 3 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях». Сторонами генерального соглашения выступают: профессиональные союзы, которые объединились для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения; собственники или уполномоченные ими органы, которые объединились для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения, на предприятиях которых занято большинство наемных работников государства. Генеральное соглашение на 1997—1998 годы заключено между Кабинетом Министров Украины, осуществляющим управление объектами государственной собственности, и Украинским союзом промышленников и предпринимателей, объединившихся для ведения коллективных переговоров, с одной стороны, и профсоюзными объединениями Украины, с другой стороны.

16 октября 1998 года подписана Декларация о создании Конфедерации работодателей Украины. Инициатором ее зачинания выступил Украинский союз промышленников и предпринимателей.(Г.И. Чанышева, Н.Б. БолотинаТрудовое право Украины.— X.: «Одиссей», 2000.— 480 с)

Сторонами соглашения на отраслевом уровне являются собственники, объединения собственников или уполномоченные ими органы и профсоюзы или объединения профсоюзов либо иных представительных организаций трудящихся, которые имеют соответствующие полномочия, достаточные для ведения переговоров, заключения соглашения и реализации его норм на большинстве предприятий, входящих в сферу их действия. На практике сторонами соглашений на отраслевом уровне выступают министерства, ведомства, государственные комитеты, а при их отсутствии — другие объединения собственников по отраслевому принципу (ассоциации, корпорации, консорциумы, концерны), и отраслевые профсоюзы или объединения профсоюзов либо других представительских организаций трудящихся, имеющие соответствующие полномочия. Соглашение на региональном уровне заключается между местными органами государственной власти или региональными объединениями предпринимателей, если они имеют соответствующие полномочия, и объединениями профсоюзов или иными уполномоченными трудовыми коллективами органами.

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

Заключению коллективного договора, соглашения предшествуют коллективные переговоры, которые могут начаться по предложению любой из двух сторон не ранее чем за три месяца до окончания срока действия коллективного договора. Другая сторона в течение семи дней обязана начать переговоры. Процедура ведения коллективных переговоров, механизм разрешения разногласий, возникающих в ходе переговоров, регла ментируются ст.ст. 10, 11 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях». Право на ведение коллективных переговоров впервые закреплено Законом от 1 июля 1993 года и в соответствии с нормами Международной организации труда. Это правило является одной из важнейших гарантий обеспечения социального партнерства.

Следует отметить, что в законодательстве Украины отсутствует норма, которой бы возлагалась обязанность начать переговоры на какую-нибудь из сторон. На

практике это привело к тому, что на государственных предприятиях работа по подготовке коллективного договора часто запаздывает, а на частных предприятиях коллективные договоры, как правило, не заключаются. На последних зачастую отсутствует профсоюзная организация, а работники в условиях растущей безработицы, дорожа своим рабочим местом, не поднимают вопрос о заключении коллективного договора. Собственник же по существу не заинтересован в заключении коллективного договора. Все это в итоге ведет к ограничению прав работников.

В зарубежных странах, где деятельность профсоюзов активна и законодательно оформлена, возможно и нет необходимости в законодательном закреплении обязанности начать переговоры. В Украине рыночные отношения находятся лишь в стадии становления, поэтому целесообразно установить такую норму. Несмотря на то, что из смысла защитной и представительской функции профсоюзов логически вытекает, что именно профсоюз должен выступить инициатором переговоров, обязанность начать переговоры, думается, должна быть возложена на собственника (работодателя). Работодатель отвечает за организацию труда на предприятии, поэтому именно он должен нести ответственность за надлежащее нормативное обеспечение трудового процесса. В таком случае работодателя можно привлечь к ответственности за нарушение такой нормы.

Стороны коллективных переговоров обязаны предоставлять рабочей комиссии, которая создается сторонами для подготовки проекта коллективного договора, всю информацию, необходимую для определения содержания коллективного договора. Участники переговоров подписывают обязательства о неразглашении данных, составляющих государственную или коммерческую тайну.

Закон предусматривает примирительные процедуры для урегулирования разногласий: составление протокола разногласий, создание примирительной комиссии, право обращения к посреднику по выбору сторон. В случае не достижения соглашения и после таких мероприятий допускается организация и проведение забастовок в порядке, не противоречащем законодательству Украины. Для поддержки своих требований профсоюзы могут проводить в установленном порядке собрания, митинги, пикетирования, демонстрации.

Для содействия урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов) создан специальный орган — Национальная служба посредничества и примирения, которая изучает выдвинутые работниками требования и осуществляет оценку их обоснования, консультирует стороны, содействует установлению контактов между сторонами, обращается в суд с заявлением о разрешении трудового права.

Наши рекомендации