Понятие и виды сельскохозяйственных рынков
Рынок - это с/с эк-х отн-й, склады-ся в пр-се пр-ва, обращения и распред-я прод-ии (тов-в, работ, услуг) и характ-щаяся свободой хозяйствующих субъектов в выборе покуп-лей, продавцов, опред-ии цен, формир-ии и исп-ии ист-в ресурсов. Р -это мех-зм взаимод-я покуп-лей и продавцов.
При классиф-ии Р выд-ют Р рабочей силы, фин-ый, ср-тв пр-ва, тов-в (продуктов и услуг), технологий. В свою очередь, эти Р подразд-ся на более узкие. Напр, Р тов-в (продуктов и услуг) склад-ся из самост-х, хотя и связанных м/д собой Р: - средств пр-ва, в т. ч. субрынки природного сырья, с/х-х продуктов, промыш-ой прод-ии; - предметов потребл-я, в т. ч. продовол-х и непродов-х тов-в; - услуг, в т. ч. произв-го хар-ра и потребит-х. Каждая из этих сфер подразд-ся на Р отд-х тов-в. Р м/б классиф-ны по разл-ым критериям: 1) по эк-му назнач-ю объектов рын-х отн-й — потребит-х тов-в и услуг, товаров промышл-го назнач-я, промежуточных тов-в, «ноу-хау», сырья, труда, ценных бумаг, теневой, вторичного сырья и т. д.; 2) геогр-му полож-ю — местный, нац-ый, мировой; 3) степени огранич-я конкуренции — монополист-ий, олигополист-ий, монопсонический, свободный, смешанный и др.; 4) отраслям — автомоб-й, нефтяной, с/х-го сырья, продуктов пит-я и др.; 5) характеру продаж — оптовый, розничный. Классиф-я и хар-ка Р по качест-ым параметрам:
1.совершенные и несоверш-е (О совершенных Р говорят в том случае, если одновр-но вып-ся 5 усл-й: 1 обесп-ся объект-я однородность продуктов - они рассм-ся как продавцом, так и пок-лем как равноценные и свободно обмен-ся др на др; 2 на рынке не могут доминировать личные предпочт-я - все его участники равны в правах; 3 не д/б никаких пространств-х различий м/д продавцом и пок-лем,* встреч-ся в 1 месте для заключ-я сделки (это усл-е опр-ся тем, что соверш-е Р явл-ся точечными); 4 при осущ-ии сделки не д/б временных различий - одинаковый продукт предостав-ся в распоряж-е возм-х пок-лей всеми продавцами в 1 и то же время; 5 полная рын-я проницаемость, т. е. все предлагающие и покупающие субъекты д/б в достат-ой мере информ-ны о ситуации на Р. Первые 4 усл-я отв-ют состоянию гомогенности. Если нет рын-ой прониц-сти, но вып-ся усл-я гомогенности, говорят о временно несоверш-х Р.О несоверш-х Р говорят в том случае, если не вып-ся хотя бы 1 из 4 первых усл-й.)
2.организованные и неорганизованные (При орг-ом Р ценообраз-е в стране или регионе происходит согласно устан-ным правилам и (или) ч/з особые учрежд-я (биржи, аукционы). В остал-х сл-х речь идет о неорг-ых Р, в частности о Р срочных тов-в, регион-х и локал-х тов-х биржах и аукционах). 3. с ограниченным и неограниченным входом (Доступ произв-лей и пок-лей на отд-е Р м/б ограничен путем правового регулир-я или хозяйст-ми усл-ми. В с/х доступ потенц-х произв-лей на Р формально свободен, однако в реальности ограничен несоверш-ым правовым регулир-ем зем-х отн-й.). 4. свободные и регулируемые (Если цена на товар форм-ся только участниками Р, говорят о свободном Р. Если же гос-во вторгается в пр-с рын-го ценообраз-я, говорят о регул-мом Р).
Группы с/х-х Р: 1. с/х-е Р (собст-ой с/х прод-ии), 2. Р матер-но-технич-х рес-в для с/х (обесп-ют с/х-е п/п необ-мой техникой и матер-но-произ-ми запасами для обесп-я с/х-го пр-ва), 3. Р сфер и услуг (с/х-е п/п обесп-ся услугами, необ-мыми для обесп-я произ-го пр-са. Это информ-е услуги, научно-исследов-е, технич-е, ветерин-е, мелиорат-е), 4. Р сферы торговли /маркет-х услуг/ (возн-ет когда предп-е не реализ-ет прод-ю самост-но, а прибегает к услугам специализ-х торговых орг-ий /след. услуги: оптовой и розничной торговли/). С/х-е Р м. разделить на Р прод-ии раст-ва, жив-ва, перераб-ки. Важными эл-ми с/с гос-го регулир-я явл-ся: - поддерж-е общего ур-ня доход-ти в отрасли; - антимонопольное регулир-е, повыш-е конкур-го потенциала; - внедрение новых технологий в среду пр-ва; - содействие рын-ой инфрастр-ры; - созд-е мех-зма, обесп-щего перераспр-е и концентрацию земель; - обеспечение села доступными кредитами; - обесп-е усл-ий для конкуренции на внешнем рынке.
8. Товарная политика предприятия : понятия и классификация товара, упаковка, товарный знак, разработка товарной стратегии
Товарная политика предполагает определенный набор действий или заранее обдуманных методов и принципов деятельности, благодаря которым обеспечивается преемственность и целенаправленность мер по формированию и управлению ассортиментом товаров.
Товарная политика предполагает определенный набор действий или заранее обдуманных методов и принципов деятельности, благодаря которым обеспечивается преемственность и целенаправленность мер по формированию и управлению ассортиментом товаров.
Товар – основа всего комплекса маркетинга. Если товар не удовлетворяет потребности покупателя, то никакие дополнительные затраты на маркетинговые мероприятия не смогут улучшить его позиции на конкурентном рынке – его провал в конечном счете неизбежен.
Товары могут классифицированы по ряду признаков. Наиболее употребительным является признак товарной специализации, который выводится из потребительского назначения товаров:
· Продукты производственного назначения - сооружения, оборудование, сырье, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция, включая отдельные виды материалов, комплектующие изделия, детали;
· Услуги производственного назначения - услуги по эксплуатации и ремонту, монтаж и установка оборудования, транспортные, деловые, консалтинговые услуги;
· Продукты потребительского назначения - продукты питания, в том числе мясо-рыбные и молочные продукты и жиры (белковые продукты), сахар и хлебопродукты, включая крупяные изделия и картофель (углеводные продукты), овощи, ягоды, фрукты, бахчевые (витаминозные продукты) и прочие продовольственные товары; алкогольные напитки и табачные изделия (продукты иррационального спроса); непродовольственные товары, в том числе ткани, одежда, обувь (предметы гардероба), мебель, посуда, электробытовые товары, радио-телевизионные устройства и бытовая электроника, музыкальные инструменты, игрушки, книги и канцелярские изделия 9предметы культурно-бытового назначения и домашнего обихода), автомобили, мотоциклы и велосипеды (транспортные средства), предметы гигиены и санитарии, парфюмерия, галантерея, топливо и строительные материалы, ювелирные изделия и прочие непродовольственные товары;
· Услуги потребительского назначения - бытовые, жилищно-коммунальные, транспортные, медицинские и спортивно-оздоровительные, гостиничные, туристские, развлекательные, культурно-просветительские, образовательные, юридические и др.
Упаковка – это оболочка товара. Она может быть одно- и многослойной. Внутренняя упаковка – непосредственное вместилище товаров (например, флакон для одеколона и духов); внешняя упаковка защищает внутреннюю упаковку и удаляется при подготовке материала к непосредственному использованию.
Транспортная упаковка (тара) – это вместилище, необходимое для хранения, идентификации или транспортировки товара.
Функции упаковки:
- вмещение и замещение товара;
- облегчение использования товара;
- средство коммуникации с потребителем;
- содействие сегментации рынка;
- содействие работе каналов сбыта;
- средство формирования новой продукции, ее образа.
Функции упаковки начинают формироваться уже на этапе создания и производства товара и сохраняются на всем пути следования товара от производителя до потребителя. Упаковка перестает выполнять свои функции в тот момент, когда покупатель извлекает из нее товар и уничтожает упаковку.
Товарный знак (ТЗ) – это зарегистрированное в установленном порядке обозначение, присвоенное товару для его отличия от других и указания на его производителя (предприятие, фирму). Он представляет собой рисунок (символ, знак), определенное сочетание букв, чисел. Понимаемый как средство индивидуализации производителя ТЗ может рассматриваться как торговая марка или фирменный знак.
Основные функции ТЗ – свидетельствовать о высоком качестве товара, вызывать доверие покупателя благодаря благоприятному имиджу владельца ТЗ, осуществляющего контроль за качеством товара. ТЗ – это основа для рекламы, однако, в свою очередь, для устойчивого функционирования, распознавания и хорошего запоминания ТЗ сам нуждается в рекламе, в сочетании с которой представляет собой важное средство конкуренции.
Товарная стратегия – это долговременный курс товарной политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение принципиальных задач.
Используемые варианты товарных стратегий:
- недифференцированный маркетинг;
- концентрированный маркетинг;
- дифференциация товара;
- сегментация и позиционирование товара.