Глава 4. основные и оборотные средства туристского предприятия

4.1. Сущность и значение основных средств, их состав и структура

Для достижения целей хозяйственной деятельности туристское предпри­ятие, как и любое другое, должно обладать хотя бы минимумом основных средств, позволяющих этого добиться.

Основные средства(ОС) предприятий, учреждений и организаций пред­ставляют собой совокупность средств и орудий труда, действующих в нату­ральной форме в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

Согласно этому определению различают:

♦ основные производственные средства, действующие на предприятиях и
предназначенные для изготовления продукции (механизмов, оборудования и
ò.ä.);

♦ основные непроизводственные средства, действующие в сфере обслужи­
вания (медицинских, бытовых, торговых, оздоровительных и других учреж­
дениях).

В соответствии со спецификой сферы туризма особый интерес представ­ляют основные непроизводственные средства. Непроизводственные основ­ные средства туристского предприятия есть совокупность вещей, сохраняю­щих свою материально-вещественную форму и используемых организацией в хозяйственной деятельности в течение длительного (более 12 месяцев) пе­риода, стоимость единицы которых при этом превышает величину, установ­ленную учетной политикой организации в соответствии с законодательс­твом.

Основные средства предприятий туризма и их хозяйств (автобаз, прачеч­ных и др.) образуют производственно-техническую базу, которая характери­зует мощность этих предприятий.

В соответствии с Временным республиканским классификатором ОС для учета и планирования делятся на группы и виды в зависимости от срока службы и их назначения в производственном процессе.

Материальные основные средства Здания (кроме жилых) в туризме подразделяются:

♦ на основные', гостиницы — в комплексе и отдельно стоящие, спальные
корпуса, спортивные комплексы и др.;

Экономика туризма




Экономика туризма



♦ вспомогательные — котельные, прачечные, материальные и производ­
ственные склады, овощехранилища, гаражи, склады спортивного инвентаря
и др.).

Каждое отдельно стоящее здание является инвентарным объектом, поэто­му ему присваивается соответствующий номер, учитываемый в балансе и техническом паспорте основных средств туристского предприятия.

Сооружения — инженерно-строительные объекты, предназначенные для создания условий, необходимых для осуществления процесса производства туристского продукта или предоставления отдельной услуги, путем выпол­нения тех или иных технических функций.

К сооружениям в туризме относятся;

♦ водолодочные станции (насосные), артезианские скважины пресной и
минеральной воды, бассейны, включая их фундамент, подогревательные ус­
тройства и арматура;

♦ берегоукрепительные сооружения, подпорные стены, фонтаны, канали­
зационные сооружения и др.;

♦ спортивные площадки, теннисные корты, гребные, лодочные станции,
аттракционы, парковые дорожки, скульптуры, ограждения и пр.

Машины и оборудование — устройства, преобразующие энергию, мате­риалы и информацию. Это силовые рабочие машины и оборудование к ним, генераторы, производящие тепловую и электрическую энергию, оборудова­ние систем связи, средств измерения и управления, вычислительной техники и оргтехники, средств хранения информации.

Жилища — здания, предназначенные для временного проживания (щи­товые домики, используемые в туристском комплексе в летний период).

Транспортные средства, предназначенные для передвижения людей и грузов: грузовые и легковые автомобили, автобусы и др.

Производственный и хозяйственный инвентарь. Производственный инвентарь — предметы технического назначения, которые участвуют в про­изводственном процессе, но не могут быть отнесены ни к оборудованию, ни к сооружениям: пылесосы, полотеры, поломоечные машины, кондиционеры и пр. Хозяйственный инвентарь', ковровые дорожки, магнитофоны, спортин­вентарь и т.д.

Скот рабочий, продуктивный и племенной (кроме скота для убоя). Это лошади, верблюды, ослы, коровы, овцы.

Многолетние насаждения — озеленительные и декоративные растения на территории предприятий, плодово-ягодные насаждения всех видов, жи­вая природа и т.д.

Наши рекомендации