Налоговая система и налоговая политика
Налоговая система является сильнейшим оружием в руках государства, мощным рычагом перераспределения доходов, основным источником финансирования государственных расходов.
Налоги - это обязательные сборы, осуществляемые государством с физических и юридических лиц на основе соответствующего законодательства.
Основные функции налогов: 1. Содержание органов врасти и управления; 2. Защита определённых отраслей; 3. Ограничение или фактический запрет на виды деятельности, вредные или опасные с точки зрения государства; 4. Поощрение некоторых видов деятельности; 5. Регулирование уровня экономической активности. Налоговая система включает в себя следующие элементы:
Налогоплательщик - лицо, которое по закону должно уплачивать налог. Носитель налога - тот, кто фактически несёт налоговое бремя. Ценовой механизм позволяет лицу, формально вносящему налог в бюджет, перекладывать часть его на другое лицо,
Объект налога - то, что облагается налогом. Основными источниками налоговых поступлений являются доходы, товары, капитал.
Различают налоги на доходы юридических и физических лиц. К налогам на товары относят: налог на добавленную стоимость (НДС), налог с оборота, акцизы, таможенные пошлины. Налогами на капитал являются следующие налоги: на наследство, на дарение, на имущество, на землю, на недвижимость, на продажу ценных бумаг.
Налоговая ставка - величина налога на единицу налогообложения.
Различают твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки. По форме поступления налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с каждого конкретного налогоплательщика согласно законодательству. Косвенные налоги собираются с покупателей через надбавку к цене товара или услуги,
При выполнении налогами функции поощрения определённых видов деятельности большую роль играют налоговые льготы. Наиболее известные: ускоренная амортизация; скидки на истощение месторождений; инвестиционный налоговый кредит. Суть первой льготы состоит в том, что предприятиям законодательно разрешается списывать на амортизацию часть выручки в размерах гораздо больших, чем реальный износ основного капитала. Повышение ставки амортизационных отчислений уменьшает размер прибыли, облагаемой налогом, ускоряет оборот основного капитала, способствует техническому совершенствованию производства. Вторая льгота вводится в добывающих отраслях и направлена на стимулирование инвестиций в эту сферу. Третья льгота по своей сути представляет финансирование государством частных капиталовложений и рассчитана на стимулирование замены устаревшего оборудования новой техникой. Этот налог рассчитывается в процентах к стоимости оборудования и вычитается из общей суммы налога, а не из облагаемого налогом дохода, что уменьшает на эту величину стоимость закупаемого производственного оборудования. Инвестиционный налоговый кредит увеличивает дефицит бюджета и инфляцию, однако его отмена, как показывает практика, уменьшает инвестиции и замедляет экономический рост,
Ещё А. Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:
1. Все юридические и физические лица, получающие доходы. обязаны делать налоговые отчисления на содержания государства, в котором они живут и работают, под защитой которого находятся.
2. Условия уплаты налогов должны быть точно определены (по срокам, способам, порядку, суммам платежа.
3. Время и способ взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика.
4- Порядок взимания налогов должен быть простым и дешёвым. Источники налоговых поступлений должны быть защищены от двойного (многократного) налогообложения.
В любом государстве и предприниматели, и потребители, и чиновники пытаются оценивать налоги с точки зрения справедливости и равенства их взимания: ото, кто по существу равны, должны облагаться одинаковым налогом равенство для равных и неравенство для неравных и т. п. Но что понимать под равенством в налогообложении? Может быть равенство будет достигнуто, если каждый человек заплатит одинаковую для всех сумму налога? Очевидно, что это несправедливо в отношении лиц с низким уровнем доходов. Вряд ли справедливым можно считать подход, при котором с любого вида дохода забирается в виде налога одинаковый процент. Можно ещё попытаться уравнять всех людей так, чтобы после уплаты налогов у всех оставалась на руках одинаковая сумма денег. Но кто после этого захочет лучше трудиться и зарабатывать больше?
Очевидно, что идеальной системы налогообложения, которая устраивала бы всех, не существует. Любая система - это определённый прагматический компромисс с разной степенью приближения к идеальным принципам- Само разнообразие существующих налогов - это попытка найти некоторое оптимальное состояние.
При оценке той или иной системы налогообложения (или даже отдельного налога) надо исходить из отношения суммы налога с дохода конкретного лица к величине этого дохода. При этом возможны три варианта:
а) пропорциональный налог В этом случае сумма налога с каждого человека пропорциональна его доходам;
б) прогрессивный налог. С ростом величины дохода процентная ставка налога увеличивается;
в) регрессивный налог. С ростом величины дохода процентная ставка налога снижается.
Пропорциональный налог взимается по твёрдой ставке к цене, пропорционально купленному количеству. Однако, например, в случае покупки какого-то товара первой необходимости (скажем, хлеба), потребление которого примерно одинаково в семьях с разными доходами, более бедные семьи при равной ставке налога с продаж будут отдавать большую (в процентном отношении) долю своих доходов. Выходит, налог на продажу таких товаров носит по сути дела регрессивный характер. Как показывает практика большинства развитых стран косвенное налогообложение носит в основном регрессивный характер. Наоборот, подоходный налог почти всегда определяется как прогрессивный. Сложнее обстоит дело с налогообложением прибылей корпораций. Здесь многое зависит от конкретной страны, традиций, особенностей экономической ситуации.
Ещё одна классификация налогов - по субъектам, их взимающим. Различают федеральные, республиканские, местные налоги.
В идеале налоговая система должна учитывать как интересы физических и юридических лиц, так и интересы государства, общества в целом. Интересы отдельных лиц (как физических, так и юридических) в отношении налогов вполне понятны - чем меньше, тем лучше (хотя многие из них потом будут рассчитывать на помощь государства, одним из источников которой являются налоги), Интересы общества в целом, как принято считать, состоят в том, чтобы собрать как можно большую сумму налогов, во-первых, для сдерживания инфляции, во-вторых, для смягчения спада. Такой взгляд на проблему логично вытекает из анализа кейнсианской модели равновесия национального производства и занятости.
Однако крайне неустойчивое, с частыми спадами и высоким уровнем инфляции развитие экономики ведущих западных стран в 60-70-е гг. (получившее название «стагфляция») породило кризис кейнсианского регулирования, традиционные рецепты которого перестали срабатывать. В начале 80-х гг. Р. Рейган в США и М. Тэтчер в Великобритании в корне изменили государственную экономическую политику, сделав ставку на взгляды и рекомендации представителей неоклассического, либерального направления в экономической теории.
Неоклассики убеждены, что кейнсианское регулирование не могло справиться со стагфляцией потому, что в центре кейнсианской теории находится совокупный спрос. Как уже отмечалось, Дж.М. Кейнс и его последователи сосредоточились на анализе проблем безработицы, недостаточности совокупных расходов, их от их воздействия на эффективный спрос. Производственным же издержкам и совокупному предложению в кейнсианской модели отводится второстепенная роль.
В противовес кейнсианской теории представители неоклассического направления выдвинули теорию экономики предложения. По их мнению, экономические потрясения могут быть вызваны не только колебаниями совокупного спроса, но также и изменениями со стороны предложения. Они отмечали, что имевший место в 50 - 60-е гг. рост влияния государства вызвал увеличение налоговых поступлений в госбюджет как в абсолютных, так и в относительных размерах (доля налогов в национальном доходе). Вместо ожидавшегося антиинфляционного эффекта экономика многих развитых стран впала в состояние стагфляции, когда падение производства сопровождается высокой инфляцией. Как убеждены сторонники теории экономики предложения, это происходило потому, что рано или поздно большая часть налогов трансформировалась в издержки производителей и перекладывалась на потребителей в форме более высоких цен. Борясь с инфляцией спроса через рост налогов, правительства стимулировали инфляцию издержек.
Рост налоговых ставок оказывает негативное влияние на стимулы к труду, инвестированию, обновлению производства и принятию на себя предпринимательских рисков. Какой-то объём производства (предложения) будет недополучен потому, что кто-то из-за высоких налогов откажется от открытия собственного дела или от дополнительной работы. Стимулы к высокопроизводительному труду подрываются и многочисленными трансфертными (перераспределительными) программами. Такие программы отвращают от работы как тех, кто по ним получает помощь, так и тех, кто такие выплаты не получает.
Исходя из этих положений теории экономики предложения, была разработана экономическая политика рейгановской администрации (т.н. «рейганомика»). Она включала в себя 4 основных элемента:
а) замораживание и сокращение различных социальных про грамм;
б) сокращение масштабов государственного регулирования частного предпринимательства;
в) сдерживание роста денежной массы на уровне не инфляционном, но достаточном для экономического роста;
г) резкое снижение ставок личного подоходного налога и налога на прибыль корпораций.
Эти меры вызвали резкие возражения со стороны кейнсианцев. Ориентация только на спрос приводила их к выводу, что сокращение налогов должно вызвать очень крупный бюджетный дефицит, который, в свою очередь, резко ускорит темпы инфляции.
В ответ известный на Западе экономист А. Лаффер заявил, что более низкие ставки налогов вполне совместимы с прежними и даже растущими объёмами налоговых поступлений. Зависимость между размерами ставки налогов и суммой налоговых поступлений он отобразил в виде кривой, известной теперь как кривая Лаффера.
Согласно кривой Лаффера до уровня ставки налога большее её значение будет обеспечивать большую величину налоговых поступлений (прямая зависимость). Однако дальнейшее увеличение налоговой ставки подорвет стимулы к росту производства. В итоге величина национального дохода, облагаемого налогом, будет падать так быстро, что, несмотря на рост ставки налога, сумма налоговых поступлений станет сокращаться. Гипотетическая ставка в 100% носила бы конфискационный характер. Она остановила бы производство, а затем и собирать было бы нечего и не с кого.
4. Цели и инструменты финансовой политики
Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов в фонды, их распределение (перераспределение) использование в рамках единой экономической системы с целью обеспечения выполнения государством его функций, создание условий для экономического роста и повышения благосостояния населения.
В свою очередь финансовая политика включает в себя бюджетную, денежно-кредитную и ценовую политику. А бюджетная - содержит налоговую, таможенную политику, а также политику государственных расходов и управления государственным долгом. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, данный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач с концентрацией финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития. Финансовая тактика направлена на решение конкретных задач определённого этапа развития общества путём перегруппировки финансовых ресурсов.
Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны. Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада производства и на стимулирование производства, на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления финансовой политики.
Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации - при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д.
Между возникновением опасности, принятием решений, проведением соответствующих действий и их эффектом неизбежны промежутки времени, разделяющие вышеназванные ступени. В бюджетно-налоговой сфере существует промежуток между возникновением шоковой ситуации и поэтапным прохождением закона через властные структуры. Таким образом, отсрочки при принятии решений часто приводят к результатам, противоположным искомым, еще более расшатывают, а не стабилизируют ситуацию.
Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).
Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач.
Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики - прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.
Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.
В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика складывается из:
- увеличения государственных расходов;
- снижения налогов;
- сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.
Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.
В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:
- уменьшения государственных расходов;
- увеличения налогов;
- сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.
Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.
В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.
К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления экономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.
К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема и сокращения безработицы выплата различных пособий или прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.