Показатели трудоустройства и занятости населения
Начало становлению рынка труда в России формально было положено принятым в апреле 1991 г. Законом о занятости населения, провозгласившим, что «гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду», а «принуждение к труду в какой-либо форме не допускается».
Закон фактически установил право человека быть собственником своей рабочей силы (владеть, распоряжаться ею, использовать ее), отразив изменение социальных ролей работодателя и работника.
С зарождением рынка труда в статистической отчетности появились сведения о безработных, численность которых может быть охарактеризована как абсолютными, так и относительными показателями.
Абсолютная численность безработных дается как моментный показатель на начало каждого месяца. Внутри месячного цикла отмечается динамика: сколько безработных снято с учета, трудоустроено, оформлено на досрочную пенсию, направлено на профессиональное обучение, трудоустроено после завершения профессионального обучения.
Качественный состав безработных характеризуется по полу, уровню образования, месту жительства. Особо выделяются лица предпенсионного возраста; инвалиды, военнослужащие, уволенные в запас; молодежь в возрасте 16–29 лет.
К относительным показателям можно отнести процент безработных в общей численности незанятых трудоспособных граждан, поставленных на учет в службе занятости, и процент получающих пособие по безработице. Относительная величина координации может быть использована для характеристики обеспеченности безработных рабочими местами.
Средняя численность безработных и трудоустроенных может быть рассчитана как за месячные промежутки времени, так и за квартальные, полугодовые и годовые.
Представляет | интерес | и | рассмотрение | коэффициента | безработицы. |
В дореформенный период | рассчитывался | так называемый | коэффициент | ||
незанятости: |
Кнезанятости = | Число | незанятых | (11.5) | ||
Число трудоспособных в | трудоспособном возрасте | ||||
Он использовался как показатель резерва рабочей сипы в условиях ее дефицита. С признанием безработицы по аналогии с прежней практикой для определения и анализа уровня безработицы стали соотносить число безработных с количеством трудоспособных в трудоспособном возрасте, назвав данный показатель коэффициентом безработицы.
При таком подходе игнорируется рыночный характер движения рабочей силы, когда на занятость влияют спрос и предложение. Часть трудоспособного населения по разным причинам спроса на рабочие места не предъявляет, а поэтому на рынок труда не выходит (домохозяйки, учащаяся молодежь, граждане, имеющие нетрудовые источники дохода, и другие категории населения). В мировой практике коэффициент безработицы рассчитывается по следующей формуле:
Кб / р = | Общая численность безработных | ×100 | (11.6) | ||
Общая | численность занятых + Общая численность безработных | ||||
В отличие от коэффициента не занятости этот показатель отражает степень неудовлетворенности спроса на оплачиваемый труд или избытка предложения рабочей силы над спросом. Кроме общего (стандартного) коэффициента безработицы применяются и другие показатели, характеризующие различные ее стороны. Например, подсчитывают долю безработных среди молодежи, женщин, длительно не имеющих работы, и т.д. Стандартный коэффициент обычно рассчитывается за определенный период, в этом случае берутся средние месячные (годовые) показатели численности занятых и безработных. Возможно и его определение на какую-то дату. Тогда берутся абсолютные данные о числе безработных и занятых на эту дату.
Принимая во внимание специфику нашей статистики, использовать стандартный коэффициент безработицы в качестве показателя избытка рабочей силы некорректно.
Уровень безработицы в России, соответствующий стандартному коэффициенту, вероятно, следует исчислять по формуле:
К б / р = | Численность | незанятых, | зарегистрированных | в | службе занятости | (11.7) | |||
Численность | занятых+ | Численность | занятых, | зареристриванных | |||||
в | службе | занятости | |||||||
Служба занятости Российской Федерации ведет учет не только безработных, но и незанятых граждан, ищущих работу. При этом, по ее данным, численность незанятых почти вдвое превышает численность безработных.
По мере развития рынка труда и совершенствования его инфраструктуры, в том числе законодательства, критерии присвоения статуса безработного будут, очевидно, меняться в сторону большего соответствия реальному положению вещей.