Понятие и основ признаки организ (предприятия) как самостоятельного хозяйствующ субъекта, классиф пред-тий

Предприятие – это самостоят. хозяйствующ. субъект, созданный предпринимат. или объединением предпринимат. для произв-ва продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения обществ. потребностей и получения прибыли.Полная рациональность в деят-ти пр-тия возникает тогда, когда будет достигнуто оптимальное размещение ср-в, т.е. выбран наилучший вариант сочетания производств. ресурсов из всех возможных. На уровне пр-тия решение эк проблемы осущ в форме создания конкрет. видов продукции. Каждый субъект хозяйствован в соответствии со спросом и предложением опред-ет, что, в каких кол-вах и в какой манере производить с тем, чтобы обеспечить максимум прибыли, обеспечивающей эк рост и опред. стандарт жизни его работников. Получение прибыли в условиях рыноч. эк-ки возможно только при условии произв-ва нужной для потребителя продукции, пользующейся спросом. Признаки пр-тия: 1. организованное единство, т.е. определен. образом организованный кол-в со своей внутр. структурой и порядком упр-ния, объединенный общим процессом труда, закрепл в учредит доках. 2. определен. комплекс ср-в произв-ва. Пр-тие объединяет эконом. ресурсы для произв-ва эконом. благ с целью максимизации прибыли. 3. имеет обособленное имущ-во в собственности. 4. имущественная ответс-сть: пр-тие несет полную ответст-сть всем своим имущ-вом по своим обязательствам: во взаимоотношениях с государством и др.. 5. пр-тие предполагает единоначалие, основывается на прямых администрат. формах упр-ния. 6. выступает в хоз. обороте от собственного имени. 7. экономически самостоятельно и обособлено: осущ-ет различного вида сделки и операции, получает прибыль, несет убытки, за счет прибыли обеспечивает финанс. положение и дальн. развитие произв-ва. 8. Право предприятия быть истцом, т.е предъявить иск и быть ответчиком, если оно нарушит свои обязательства. 9. Предприятие должно иметь самостоятельный баланс или смету.Предприятие подлежит гос регистрации и действует на основании учредительных документов:Устава и учредительного договора.Устав – отражает организационно-правовую форму пр-тия; наимено пр-тия, юр адрес, предмет и цели деятельности, уставной фонд, порядок распределения прибыли, местонахождение структурные единиц фирмы, условия реорганизации и ликвидации. Учредительный договор – включает наименован, местонахождения, порядок управл, размер – состав складочного, уставного капитала, реестр и порядок изменения долей участников, размер, сроки и порядок внесения вкладов и ответствен участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.Уставной фонд – это зафиксиро сумма основн и оборотного капитала в момент создан пр-тия. Классиф предприятий Группировка носит усл. характер, т.к одно и то же пр-тие относится к различным группам. Пр-тия различаются: 1. по сфере деят-т: а).материального; б). нематериального произв-ва. 2. по отраслевой принадлежности: а).промыш-сти; б).с/х. 3. по эконом. назначению: а).произв-во ср-в произв-ва;б).произв-во предметов потребления. 4. по хар-ру воздействия на предметы труда: а).добывающие (угольные, газодобыча);б).перерабатывающие (обрабатывающие - станкостроение, машиностроение).5. по типу произв-ва: а).единичного (харак-ся широким ассортиментом продукции и малым объемом выпуска изделий - судостроение, прокатный стан, др. уникальное оборудование); б).серийного (изготовление ограничен. ассортимента продукции - пищевые, химич., компрессорные пр-тия); в).массового произв-ва (изготовление отд. видов продукции в больших кол-вах - обувные фабрики, моторные заводы).6. по кол-ву видов производимой продукции: а).специализированные - выпускающие огранич. число товаров;б).многопрофильные - производящие разные товары- комбинаты.7. по уровню специализации: а).узкоспециализирован (спец-ция м/б предметная - тракторный завод; подетальная – произв-во подшипников; технолог.- произв-во кислот в хим. пром-ти);б).универсальные, многопрофил – металлургич., химич., целлюлозно-бум комбинаты. 8. в завис-сти от размеров (размер пр-тия опред-ся числен. занятых на нем работников):а).крупные (от 500 чел.);б).средние (50-500 чел);в).мелкие ( до 50 чел);г).особо крупные (свыше 1000занятых) д)пр-тия-монополии.9. по степени механизации – а)автоматизированные;б)комплексной механизации;в)частично-механизированные;г)машиноручные и ручные произв-ва (художест. промыслы).10. по организ-правовым формам(цель полчу прибыли) а)госб)муниципальнв)товарещества и обществаг)производствен кооперативд)некомерч. фонды

47. Понятие себестоимости продукции; значение этого показателя для организации. С/с продукции пред-ет выраженные в ден. форме текущие затраты предпр-ий на произв-во и реализацию продукции (работ, услуг). С/с включает в себя: затраты на материалы; прямые затраты на рабочую силу; переменные издержки: материальные затраты, амортизация основных средств, заработная плата основного и вспомогательного персонала, накладные расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией.Себестоимость продукции выполняет ряд важн. ф-ций: • учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции; • база для формирования оптовой цены на продукцию предпр-ия и определ. прибыли и рентабельности; • эконом. обоснование целесообразности вложения реал. инвестиций на реконструкцию, техн. перевооружение и расширение действующего предпр-ия; • определение оптимал. размеров предпр-ия; • эконом. обоснование и принятие любых управленч. решений и др. Различают производственную и полную с/с.Отношение чистого дохода (прибыли) к с/с продукции выражает рентабельность производства. Исчисляется с/с всей продукции, а также единицы изделия. Полная с/с - совокупность учетных затрат предприятия на производство и реализацию продукции, выраженная в денежной форме. Полная с/с - производственная с/с плюс коммерческие расходы, связанные с реализацией продукции.В усл-х перехода к рыноч. эк-ке роль и значение себе-сти продукции для предпр-ия резко возрастают. Значение снижения с/с продукции для предпр-ия закл-ся: 1. в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предпр-ия, в появлении возможности в простом и расширенном воспроизв-ве; 2. в появлении большей возможности для материал. стимулирования работников и реш. соц. проблем коллектива предпр-ия; 3. в улучшении финанс. сост. предпр-ия и снижении степени риска банкротства; 4. в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж.

41.Понятие, разделы, показатели производственной программы организации

Производственная программа – это план по производству и реализации продукции предприятия, основной раздел перспективного плана развития и бизнес-плана предприятия. Производственная программа определяет профиль (специализацию) предприятия, его производственно-хозяйственные связи, а также оказывает решающее влияние на финансовые результаты. Итоговые показатели плана по производству продукции необходимы для анализа загрузки оборудования, определения потребности в ресурсах, оценки общего объема выпуска продукции, его структуры и динамики, расчета производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости и других показателей эффективности. Основные разделы производственной программы предприятий: 1план по производству товарной продукции; 2план выпуска продукции на экспорт; 3план по повышению качества; 4план реализации продукции. Разработка производственной программы осуществляется в 3 этапа. 1 этап – формирование номенклатуры и ассортимента продукции и расчет объема производства продукции в натуральном выражении. 2 этап разработки производственной программы включает в себя определение стоимостных показателей, к которым относятся:товарная продукция;валовая продукция; реализуемая продукция; условно-чистая продукция;чистая продукция. Товарная продукция – это продукция, произведенная в данном периоде для реализации на сторону. Валовая продукция - это продукция всех видов и качества, выпускаемая предприятием, вне зависимости от степени ее готовности. Она характеризует общий объем производства, как для реализации на сторону, так и для внутризаводского потребления (оборота).Реализуемая – это продукция, подлежащая реализации в данном периоде. В состав реализуемой продукции входит товарная продукция данного года, а также нереализованные остатки продукции прошлых лет и товары для перепродажи. Условно-чистая продукция – это товарная продукция (в оптовых ценах предприятия) за вычетом стоимости материальных затрат на ее производство в тех же ценах (т.е. в ценах, принятых при разработке плана).Чистая продукция – это товарная продукция за вычетом стоимости материальных затрат на ее производство и суммы амортизации основных фондов. Она характеризует вновь созданную стоимость, полностью исключает затраты прошлого труда и по составу включает в себя заработную плату с социальными отчислениями (ЕСН) и прибыль. 3 этапразработки производственно программы–обоснование производственной программы расчетами необходимого количества производственных мощностей, сырьевых, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов.

20. Прибыль и рентабельность: их понятие, расчет и пути увеличения

Прибыль - конечные финансовые результаты хоз деятельности пр-тия. Онапред-ет собой произведенный и обязательно реализованный прибавочный продукт. Это важн. финанс. категория, отражающая результаты деят-ти предппр-ия и выступающая осн. источником - его финансов. – это не только движущая сила расширения произв-ва, но и источник соц. благ труд. кол-ва и об-ва в целом. П исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении: П=Врп-Sрп (комерч и хоз расходов).Виды п: 1. Бухгалтерская (балансовая) - это общий финанс. рез-тат, рассчитывается как разность м/у чистой выручкой и себестоимостью продукции. 2. Чистая - разница м/у всеми доходами и расходами пр-тия после уплаты всех налогов и сборов, т.е. та часть прибыли, которая м/б испытана для выплаты дивидендов собственникам и реинвестирования. 3. Эконом. (остаточная) - рез-т работы капитала, рассчитывается как разница м/у выручкой и эконом. издержками. Т.к. П, исчисленная в бухучете, не отражает действительного рез-та хоз. деят. пр-тия. П как рез-т финанс. деят-ти выполняет опред. ф-ции.: 1. воспроизводственную- явл-ся одним из глав. источников финансирования расширен. воспроизв-ва; 2. стимулирующую- выступает источником- образования поощрительных фондов и соц. развития кол-ва пр-тия. 3. контрольная- как результат деят-ти пр-тия.Относительным показателем П. выступает рентабельность предприятия (объединения), отрасли. Рентабельность - показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи от затрат и степень использования средств. Рентабельность = прибыль на затраты.Для рентабельной работы на принципах полного хозрасчёта предприятия должны возмещать издержки производства за счёт выручки от реализации продукции и получать П. в размерах, достаточных как для внесения в бюджет первоочередных платежей, так и для уплаты процентов банку и образования хозрасчётных фондов. При этом низшей границей рентабельности служит такой её уровень, который обеспечивает предприятию: а) внесение платы за фонды; б) отчисления П. в фонды экономическог имулирования.Важнейшими факторами роста П. и повышения рентабельности являются расширение производства, рост. производительности труда, снижение себестоимости и улучшение её качества. На величину П. оказывают существенное влияние народнохозяйственные факторы: ускорение научно-технического прогресса, специализация и кооперирование производства, рациональное размещение производительных сил, повышение эффективности капитальных вложений. П. и рентабельность теснейшим образом связаны с показателями фондоотдачи, материалоёмкости и качества продукции. П. зависит также от ассортимента производимой продукции и от уровня цен.

56. Производственная мощность организации, ее виды, показатели использования. ПМП (потенциал предприятия) это максимально возможный выпуск продукции на этом предприятии. Мощность предп-я это максимальный выпуск продукции при наиболее рациональном орудии труда с учетом применения прогрессивных технологий передовых методов организации производства и труда обеспечивающих необходимое качество продукции. Измеряется производственные нужды готовой продукции выраженных в натуральных ед. и в стоимостных показателях. ПМП рассчитывается по всей номенклатуре выпускаемой продукции. Мощность предприятия опр-ся по мощности ведущих цехов. M=m*T/t или M=a*T*m, где m-среднегодовое кол-во оборудования, Т-годовой фонд рабочего времени оборудования, час,tтрудоёмкость изготовления ед. продукции, час, а-производительность оборудования в час. По мере возникновения и развития величина производственной мощности меняется. Виды производственной мощности:1)Проектная мощность – это ПМ предусмотренная проектом строительства реконструкции и расширения предприятия. 2)входная мощность – это производственная мощность на начало года. Показывает какими производственными возможностями обладает предприятие. 3)Выходная мощность – это ПМ на конец года, она определяется путем суммирования входной и вводимой мощности за вычетом выбывающей в течении планового года. 4)среднегодовая ПМ. Она определяется путем прибавления к мощности на начало года и среднегодового ввода мощности и вычитания среднегодового выбытия. Мсрр = Мн + (Мее х n1)/ 12 – (Мыве х n2)/12 n1 – кол-во месяцев (полных) с введенной мощностью; n2 – кол-во после выведения мощности. Показатели использов. ПМ: 1. Фактич. выпуск продукции в натур.или стоимост. выражении за отчетный период; 2. Выпуск продукции на единицу оборудования производств.площади; 3. Коэффициент сменности; 4. Сред. % загрузки оборудов.; 5. Коэффициент использования производств.мощности, опред-ся отнош. фактически выпущенной продукции к среднегод. производств. мощности.

Наши рекомендации