Распределение доходов населения России в 2002 г
20%-ные группы населения | Объем денежных доходов | dxi | dxi dyi | dHyi | dxi dHyi | dxi -dyi | ||
% к итогу | dyi | |||||||
А | 2. | |||||||
Первая(с наименьшими доходами) | 5,6 | 0,056 | 0,2 | 0,0112 | 0,056 | 0,0112 | 0,144 | |
Вторая | 10,4 | 0,104 | 0,2 | 0,0208 | 0,160 | 0,032 | 0,096 | |
Третья | 15,4 | 0,154 | 0,2 | 0,0308 | 0,314 | 0,0628 | 0,046 | |
Четвертая | 22,8 | 0,228 | 0,2 | 0,0456 | 0,542 | 0,1084 | 0,028 | |
Пята(с наивысшими доходами) | 45,8 | 0,458 | 0,2 | 0,0916 | 1,000 | 0,2000 | 0,258 | |
Итого | 100,0 | 1,0 | 1,0 | 0,200 | X | 0,4144 | 0,572 |
Для расчета коэффициента Джини воспользуемся итоговыми данными граф 4 и 6 таблицы 10.4:
Такой же результат мы получим, выполнив расчеты в процентах:
Второй способ расчета проще, однако, исходная формула незаменима в тех случаях, когда имеются неравные группы по объему совокупности (в нашем примере - по численности населения).
Для сравнения отметим, что наибольшей величины за последние годы коэффициент Джини, рассчитанный по данным о распределении общего объема денежных доходов населения РФ, достигал в 1999г. - 40,0%.
Используя данные графы 7 таблицы 10.4, определим коэффициент Лоренца:
Оба коэффициента указывают на относительно высокую степень концентрации доходов населения.
Если под концентрацией понимается степень неравномерности распределения изучаемого признака, не связанная ни с объемом совокупности, ни с численностью отдельных групп, то централизация означает сосредоточение объема признака у отдельных единиц (объема продукции данного вида на отдельных предприятиях, капитала в отдельных банках и т.п.). Обобщающий показатель централизацииимеет следующий вид:
(10.15.)
где mi - значение признака i-ой единицы совокупности;
М - объем признака всей совокупности.
Максимальное значение, равное 1, данный коэффициент достигает лишь в том случае, когда совокупность состоит только из одной единицы, обладающей всем объемом признака. Минимальное значение коэффициента приближается к нулю, но никогда его не достигает.
Рассмотрим следующий пример. Предположим, выпуск продукции А сконцентрирован на 5 предприятиях, расположенных в трех районах области (табл. 10.5):
Таблица 10.5.
Район | Число предприятий | Объем производства, млн. руб. | Доля одного предприятия в общем объеме продукции, (гр. 3: Итог гр. 2) | |
всего | в среднем на 1 предприятие (гр.2:гр.1) | |||
А | ||||
А Б В | 0,584 0,133 0,094 | |||
Итого | X | X |
Вычислим показатель централизации производства данного вида продукции:
Рассчитанная величина свидетельствует о высокой степени централизации. Отметим, что аналитическая ценность показателей концентрации и централизации повышается при проведении сравнений во временном или территориальном аспектах.
Глава 11. Индексы
Общие понятия об индексах
«Индекс» в переводе с латинского - указатель или показатель. В статистике индексом называют показатель относительного изменения данного уровня исследуемого явления по сравнению с другим его уровнем, принятым за базу сравнения. В качестве такой базы может быть использован или уровень за какой-либо прошлый период времени (динамический индекс), или уровень того же явления по другой территории (территориальный индекс). Индексы являются незаменимым, инструментом исследования в тех случаях, когда необходимо сравнить во времени или пространстве две совокупности, элементы которых непосредственно суммировать нельзя.
В целом, индексный метод направлен на решение следующих задач:
1) характеристика общего изменения уровня сложного социально-экономического
явления;
2) анализ влияния каждого из факторов на изменение индексируемой величины путем элиминирования воздействия прочих факторов;
3) анализ влияния структурных сдвигов на изменение индексируемой величины.
В дальнейшем изложении индексного метода будут использоваться следующие общепринятые обозначения:
i - индивидуальный индекс;
I - сводный индекс;
р - цена; -
q - количество;
1 - текущий период;
0 - базисный период.
Простейшим показателем, используемым в индексном анализе, является индивидуальный индекс,который характеризует изменение во времени экономических величин, относящихся к одному объекту:
- индекс цены,
где р1 - цена товара в текущем периоде;
р0 - цена товара в базисном Периоде;
Изменение физической массы проданного товара в натуральном выражении измеряется индивидуальным индексом физического объема реализации:
Изменение стоимостного объема товарооборота по данному товару отразится в значении индивидуального индекса товарооборота. Для его расчета товарооборот текущего периода (произведение цены на количество проданного товара) сравнивается с товарооборотом предшествующего периода:
Данный индекс также может быть получен как произведение индивидуального индекса цены и индивидуального индекса физического объема реализации.
Индивидуальные индексы, в сущности, представляют собой относительные показатели динамики или темпы роста, и по данным за несколько периодов времени могут рассчитываться в цепной или базисной формах.
В отличие от индексов индивидуальных, сводные индексы позволяют обобщить показатели по нескольким товарам. Исходной формой сводного индекса является агрегатная форма.
Аналогично получим для базисного периода: |
Агрегатная форма индекса позволяет найти для разнородной совокупности такой
общий показатель, в котором можно объединить все ее элементы. При анализе динамики цен индивидуальные цены различных товаров складывать неправомерно, но суммировать товарооборот по этим товарам вполне допустимо. В текущем периоде такой товарооборот по п товарам составит:
Если мы сравним товарооборот в текущем периоде с его величиной в базисном периоде, то получим сводный индекс товарооборота:
(11.1.)
Для иллюстрации этого и последующих индексов воспользуемся следующими условными данными (табл. 11.1.).:
Таблица 11.1