Современный монетаризм. Чикагская школа М.Фридмена.
Монетаризм — это такое направление экономической теории, в рамках которого анализируются процессы воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Центром современного монетаризма является чикагская школа в США во главе с М.Фридменом.
Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента.
Фридмен считает инфляцию всегда и везде именно денежным феноменом, а ее причину видит в ошибках кредитно-денежной политики государства. Он убежден, что государство должно минимально вмешиваться в экономические процессы, что оно должно осуществлять лишь некоторый контроль над ценами, а это возможно, если следовать "денежному правилу", предполагающему умеренный и стабильный рост денежной массы в пределах 3—5% в год. Другими словами, Фридмен выступает за максимальную экономическую свободу всех хозяйствующих субъектов.
С точки зрения монетаристов, и без государственного вмешательства рынки достаточно конкурентны, а конкуренция сама обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Они полагают, что закон о минимальной ставке заработной платы, законодательство, отстаивающее интересы профсоюзов, поддержание цен на сельскохозяйственную продукцию и другие меры, предпринимаемые государством, усиливают негибкость экономики, а непродуманная дискретная фискальная кредитно-денежная политика государства подрывает ее стабильность, усиливает циклические колебания.
Экономические функции современного государства многообразны и сложны. Можно выделить следующие основополагающие группы выполняемых государством экономических функций:
I. Поддержка функционирования рыночной системы путем обеспечения правовой базы и создания конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодательство.
II. Перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, стабилизации экономики посредством контроля за уровнем занятости и инфляции.
III. Ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма.
Так, ограничение использования рыночных элементов наблюдается в сфере совокупного муниципального потребления, когда речь идет о поддержании и охране общественного порядка, национальной обороне, транспортной системе обслуживания инфраструктурных комплексов, водоснабжения и т. д.
Ограничения применяются и в сфере совокупного потребления в обеспечении общественно-нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания. Государственные и муниципальные органы обеспечивают функционирование систем образования и здравоохранения с учетом рыночных и общественных интересов. Это касается и экологических мер как в целостной экономике, так и в ее регионах.
IV. Достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике.
Эти функции государства осуществляются посредством развития способности фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке.
Анализируя опыт и практику государственного регулирования развитых стран Европы и Азии, а также переходной экономики России можно выделить реальные методы и конкретный инструментарий, доступные правительствам при осуществлении стабилизирующей политики. Наряду с денежно-кредитной, бюджетной и фискальной политикой многие правительства используют социальные и внешнеэкономические регуляторы.
Таким образом, экономическая политика правительства — это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария:
1. В кредитной политике: нормирование банковских резервов; варьирование учетной ставки банковского процента; проведение операций на валютном рынке.
2. В бюджетной политике: регулирование государственных расходов; осуществление государственных закупок; выпуск государственных внутренних займов;
поддержка и регламентирование государственного предпринимательства.
3. В фискальной политике: регулирование налогового обложения имущества граждан; введение муниципальных налогов.
4. В социальной политике: регулирование минимальных ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и т. д.
5. Во внешнеэкономической политике: законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют; использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.