Знакомство учащихся с высшими учебными заведениями города Бреста и
Знакомство с условиями поступления и обучения в высших учебных заведениях
Рассматриваются условия поступления в Вузы.
Обсуждение
Учащимся предлагается дать ответ на следующие вопросы:
Что для вас предпочтительнее – заочная или очная форма обучения? Почему?
Какие учебные заведения, на ваш взгляд, являются самыми престижными на сегодняшний день? Чем это можно объяснить?
Знакомство учащихся с высшими учебными заведениями города Бреста и
Брестской области (психолог заранее готовит информацию и предоставляет её учащимся в форме распечаток)
4. Игра «Самая – самая»
Методика служит повышению уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью.
Упражнение может проводится в круге или при работе с целым классом. Для круга количество участников от 6—8 до 10— 15. По времени упражнение занимает от 15 до 25—30 минут. Процедура упражнения включает следующие основные этапы:
1. Инструкция: “Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика — самая денежная профессия, — какие профессии являются самыми-самыми денежными?..”.
2. Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы.
3. Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5—7.
Если упражнение проводится с классом то после того, как ведущий назовет первую необычную характеристику, участники просто со своих мест предлагают варианты наиболее подходящих профессий. Ведущий выписывает 3—5 наиболее “прозвучавших” вариантов на доске, после чего организуется небольшое обсуждение и выделение “самой-самой” профессии.
Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Ведущий должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. Тем временем, выделение некоторых “самых-самых” профессий должно опираться на объективные знания о них. К примеру, если называется самая денежная профессия — депутат, то можно уточнить у школьника, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты (по сравнению с другими высокооплачиваемыми профессиями)? Можно в ходе обсуждения совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать денежной и т.п.
Для того, чтобы упражнение проходило более ее интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников. Это могут быть, например, такие характеристики: “самая зеленая профессия”, “самая сладкая профессия”, “самая волосатая профессия”, “самая неприличная профессия», “самая детская профессия”, “самая смешная профессия” и т.д.
В определенном смысле данное упражнение близко к известной игре “ассоциации”, поскольку участники фактически должны проассоциировать профессии с необычными характеристиками.
5. Игра «Цепочка профессий»
Упражнение используется для развития умения выделять общее в различных в идах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы “зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.
Проводить упражнение лучше в круге. Число у частников от 6—8 до 15—20. Время проведения от 7—10 до 15 минут. Основные этапы следующие:
1. Инструкция: “Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д.
2. По ходу игры ведущий иногда задаст уточняющие вопросы, типа: “В чем же сходство вашей профессии с только что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.
3. При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине — с автотранспортом, а в конце — с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург—повар – мясник – слесарь (тоже— рубит, но металл) – автослесарь – таксист – сатирик эстрадный (тоже «зубы заговаривает») – артист драмтеатра – артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях…
Иногда сходство между профессиями носит почти юмористический характер, например что, может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профессор в вузе? Оказывается и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллейбуса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы пик через салон троллейбуса проходит?..). Если школьники указывают на подобные, или даже на еще более веселые линии сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество — это один из показателей того, что игра получается.
6. Завершение занятия
Ответы психолога на интересующие учащихся вопросы.
МАТЕРИАЛ РАСПЕЧАТОК
Брестский государственный технический университет
(ул.Московская, 267)
т.(0162)42-33-93 (приемная ректора)
т.(0162)42-40-84 (приемная комиссия)
т.(0162) 42-04-92 (ответственный секретарь приемной комиссии)
т.(0162)42-71-53 (факультет довузовской подготовки)
т.(0162)42-33-93 (приемная)
т/ф.(0162) 42-21-27
www.bstu.by
e-mail:[email protected]
Факультеты:/специальности
Факультет электронно-информационных систем
(т.(0162) 40-55-44)
промышленная электроника
вычислительные машины, системы и сети
автоматизированные системы обработки информации
искусственный интеллект
Строительный (т.(0162) 41-25-67)
Промышленное и гражданское строительство
производство строительных изделий и конструкций
автомобильные дороги
архитектура
экспертиза и управление недвижимостью
Экономический (т.(0162) 42-01-38)
коммерческая деятельность
маркетинг
бухгалтерский учет, анализ, аудит
мировая экономика и международные экономические отношения
финансы и кредит
экономика и управление на предприятии
Водоснабжения и гидромелиорации (т.(0162) 40-01-67)
водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов
мелиорация и водное хозяйство
строительство гидромелиоративных систем и дорог
Факультет машиностроения т.(0162)42-13-21)
технология машиностроения
техническая эксплуатация автомобилей
автоматизация технологических процессови производств
технологическое оборудование машинного производства
Факультет Заочного обучения (т.(0162) 41-79-34
водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов
Промышленное и гражданское строительство
автомобильные дороги
технология машиностроения
техническая эксплуатация автомобилей
автоматизированные системы обработки информации
бухгалтерский учет, анализ и аудит
финансы и кредит
коммерческая деятельность
маркетинг
экономика и управление на предприятии
Институт повышения квалификациии переподготовки кадров
переподготовка по специальности:
финансы
банковское дело
програмное обеспечение информационных систем
бухгалтерский учет и контроль в промышленности
экономика во внешнеэкономической деятельности
маркетинг
инновационный мененджмент
экономина и управление на предприятии агропромышленного комплекса
экономика и управление на предприятии промышленности
коммерческая деятельность на рынке средств производства
промышленная экология и рациональное использование природных ресурсов
экспертиза и управление недвижимостью
повышение квалификации:
архитектура и строительство
Факультет инновационной деятельности (сокращенное обучение)
т.(0162)41-82-54
экономика и управление на предприятии
финансы и кредит
промышленное и гражданское строительство
мелиорация и водное хозяйство
техническая эксплуатация автомобилей
технология машиностроения
промышленная электроника
Брестский государственный университет им. А.С.Пушкина
(ул.Московская, 267)
т.(0162)42-33-93 (приемная ректора)
т.(0162)42-40-84 (приемная комиссия)
т.(0162) 42-04-92 (ответственный секретарь приемной комиссии)
т.(0162)42-71-53 (факультет довузовской подготовки)
т.(0162)42-33-93 (приемная)
т/ф.(0162) 42-21-27
www.brsu.brest.by
e-mail:[email protected]
Факультеты:/специальности
Математический факультет (т.(0162) 21-47-58)
математика
математика/информатика
экономическая кибернетика
прикладная математика
Биологический факультет (т.(0162) 23-01-33)
биология
биология/химия
химия
технология хранения и переработки животного сырья
производство продукции и организация общественного питания
Физический факультет (т.(0162) 23-06-23)
физика
физика/информатика
информационно-измерительная техника
Географический факультет (т.(0162) 21-47-57)
география
география/биология
география/экономика
Исторический факультет (т.(0162) 23-01-39)
история/социально-политические дисциплины
история/мировая и отечественная культура
история/религиоведение
Филологический факультет (т.(0162) 23-61-33)
белорусский язык и литература/история
белорусский язык и литература/польский язык и литература
белорусский язык и литература/английский язык
белорусская филология
русский язык и литература/украинский язык и литература
русский язык и литература/польский язык и литература
русский язык и литература/английский язык
русская филология
Факультет иностранных языков (т.(0162) 21-48-53)
английский язык/немецкий язык
современные иностранные языки(английский язык, немецкий язык)/
белорусский язык и литература
немецкий язык/английский язык
современные иностранные языки (немецкий язык, английский язык)/
белорусский язык и литература
Психолого-педагогический факультет (т.(0162) 21-64-35)
начальное образование/социальная педагогика
начальное образование/музыкальное искусство
начальное образование/иностранный язык (английский)
изобразительное искусство и черчение/народные хозяйственные ремесла
психология
Факультет дошкольного воспитания (т.(0162) 21-63-23)
дошкольное образование/физическая культура
дошкольное образование/практическая психология
дошкольное образование/английский язык
Факультет физического воспитания (т.(0162) 21-16-08)
физическая культура/спортивные игры, легкая атлетика
физическая культура/лечебная физическая куьтура
физическая культура/организация физкультурно-оздоровительной работы и туризма
Юридический факультет (т.(0162) 23-99-95)
правоведение
Барановичский государственный университет
В настоящее время в Барановичском Государственном Университете обучение студентов осуществляется на пяти факультетах:
· Факультет иностранных языков.
· Инженерный факультет.
· Педагогический факультет.
· Финансово-правовой факультет.
· Факультет довузовской подготовки
Также на базе университета функционируют:
· Факультет повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере промышленности и бизнеса,
· Факультет повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере экономики и образования,
· Заочные отделения инженерного, педагогического и финансово-правового факультета, которые осуществляют дополнительную подготовку специалистов и сотрудников.
· Адрес: 225404, г.Барановичи, ул. Войкова, 21
· Телефон/факс (приемная): (0163) 45-78-60
· E-mail: [email protected]
· Web-site: www.BarSU.by
Полесский государственный университет
Подготовка специалистов в Полесском государственном университете осуществляется с 1сентября 2006 года на 10 кафедрах двух факультетов:
· Экономическом факультете (очная и заочная формы обучения);
· Факультете банковского дела (очная и заочная формы обучения),
а с 1 сентября 2007 года и на Факультете физической культуры.
В настоящее время в университете обучается более4000 человек на дневном и заочном отделениях. Осуществляется подготовка кадров с высшим образованием по следующим специальностям и специализациям:
· Экономика и управление на предприятии(специализации: экономика и управление на предприятии промышленности; экономика и управление на предприятии АПК)
· Бухгалтерский учет, анализ и аудит (специализация:бухгалтерский учет, анализ и аудит в промышленности)
· Коммерческая деятельность (специализация: коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления)
· Финансы и кредит (специализации: финансы; банковское дело)
· Физическая культура (специализации: физическая культура (лечебная); физическая культура (дошкольников))
· Оздоровительная и адаптивная физическая культура (специализации: оздоровительная и адаптивная физическая культура (оздоровительная); оздоровительная и адаптивная физическая культура (адаптивная))
· Физическая реабилитация и эрготерапия(специализации:физическая реабилитация и эрготерапия (физическая реабилитация), физическая реабилитация и эрготерапия (эрготерапия)).