Метод прикладной информационной экономики
Представляет собой модифицированный качественный метод информационной экономики. Его идея в том, чтобы для каждой из заявленных целей ИТ-проекта определить вероятность ее достижения и далее из нее вывести вероятность улучшений в бизнес-процессах компании.
Например, позволяет ли проект по созданию корпоративного портала улучшить доступ к информации и принимать решения быстрее? Насколько увеличиться скорость принятия решения? В какой степени это ускорит заключение сделки? Отсюда выводим увеличение вероятности заключения сделки.
Этот метод хорошо подойдет тем, кто не доверяет скользящей шкале «эвристического» анализа риска методологии TЕI, неуютно чувствует себя с однобокими рекомендациями модели ТСО и не хочет делать ставку исключительно на модель Balanced Scorecard. Если вам нужна качественная, статистически верная методика анализа рисков, которая обезопасит руководителей, недостаточно хорошо владеющих предметом, то AIE – наилучший выход.
Эта методология объединяет достижения теории опционов, современной теории управления портфелем активов, традиционных бухгалтерских подходов (к которым относятся прежде всего NPV, ROI (Return On Investment–коэффициент рентабельности инвестиций) и IRR) и подстраховочных статистических методов, с помощью которых можно выразить неопределенность в количественных оценках, построить кривую распределения ожидаемых результатов, оценить риск и возврат на инвестиции. Для этой методологии характерен большой объем расчетов, а многие скептически относятся к сложным вычислениям. Но главным критерием все же является конечный результат, и с этим не поспоришь. Для дорогостоящих проектов методология AIE является удобным и статистически верным способом анализа рисков.
Метод справедливой цены опциона
Данный метод сам по себе достаточно труден (за его разработку не так давно была получена Нобелевская премия), поэтому опишем вариант, адаптированный к нуждам ИТ. При использовании метода справедливой цены опционов проект рассматривается с точки зрения его управляемости уже в ходе самого проекта. В любом проекте выделяют пять параметров: выручка от проекта, расходы проекта, сложность проекта, стоимость поддержки получаемого решения и жизненный цикл внедряемого ИТ-проекта. Затем следует оценить, насколько мы можем влиять на эти параметры по ходу проекта. Чем сильнее мы можем влиять на эти параметры, т.е. понижать расходы или сложность проекта, тем выше наша оценка этого проекта по данному методу. Соответственно, чем проект более жесткий, чем строже заданы рамки, тем он менее интересен.
Данная технология часто используется в качестве альтернативы стандартным процедурам составления бюджета и плана капиталовложении в условиях неопределенного состояния рынка и экономики, когда на передний план выступают параметры гибкости. Большинство компании используют методологию ROV в качестве одного из элементов построения привычной всем системы финансовых показателей и показателей эффективности.
Следует отметить, что вероятностные методы нечасто используются для оценки будущего эффекта от ИТ-проекта. Метод прикладной информационной экономики несколько субъективен, в то время как метод справедливой цены опциона, напротив, очень конкретен, но достаточно труден и требует большого времени для анализа.
К вероятностным методам оценки эффекта от ИТ-проекта близко примыкает статистический метод (некоторые относят его именно к вероятностным поскольку эффект, который возможен, по статистике совсем не обязателен).
Статистический метод
От статистики отталкиваются достаточно часто при обосновании эффекта будущего ИТ-проекта.
Количество внедрений различных ИТ-технологий за рубежом, а также то, что ведется довольно внятная и четкая статистика, позволяет сделать некоторые качественные выводы. В таблице 1 приведены наиболее часто встречающиеся и актуальные показатели. В России на данный момент времени такую статистику собрать затруднительно. Наиболее крупные и продвинутые компании пытаются собирать свою статистику, однако сводные статистические данные отсутствуют.
Как правило, компании не используют какой-то один конкретный метод оценки эффекта от внедрения ИТ-проекта. Опыт показывает, что в различных ситуациях ближе к истине оказываются разные методы. Часто компании используют сразу четыре метода – два финансовых два нефинансовых. Именно на основании таких оценок эффективности ИТ-проекта уже можно принять решение о запуске того или иного ИТ-проекта.