Распределение учебного времени по видам занятий и формам контроля
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
История и философия науки
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для аспирантов специальности: 08.00.05 “Экономика и управление народным хозяйством
08.00.12”Бугалтерский учёт, статистика”
05.13.01”Системный анализ, управление и обработка информации(по отраслям)”
05.02.23.”Стандартизация и управление качеством продукции”
Королев, 2011 г.
Истоия и философия науки: рабочая программа. Королев: КИУЭС, 2011. – 32с.
Составитель: Антоненко В.И., Климов С.Н.
Рецензент: Смирнов В.А
Программа составлена для аспирантов очной и заочной форм обучения в соответствии с требованиями Паспорта специальности ВАК
08.00.05 “Экономика и управление народным хозяйством 08.00.12”Бугалтерский учёт, статистика”.
05.13.01”Системный анализ, управление и обработка информации(поотраслям)” .
05.02.23.” Стандартизация и управление качеством продукции”.
И программы-минимума кандидатского экзамена по данной специальности, законодательными и нормативными правовыми актами системы послевузовского профессионального образования, а также Учебным планом подготовки аспирантов КИУЭС, утвержденным.
РЕКОМЕНДОВАНО Программа обсуждена и
Учебно-методическим одобрена на заседании
советом КИУЭС кафедры гуманитарных и
Протокол № ____ социальных дисциплин
от _____________2011г. Протокол № 3 от 01.11. 2011г.
Зав. кафедрой гуманитарных и
социальных дисциплин
к.и.н., профессор Смирнов В.А.
_____________________
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения курса - усвоение аспирантами историко-философских основ научно-познавательной деятельности, овладение системными мировоззренческими и методологическими знаниями и умениями их творческого использования в процессе решения проблем в избранной научной области исследования.
Рассмотреть типологию экономик России и зарубежья на всех этапах цивилизационного развития человечества, проблемы и перспективы экономики постиндустриального общества, взаимосвязи между отечественной и мировой экономикой, исследовать проблему влияния отечественной теории на экономическую политику
Отрасль научных знаний - история и философия науки.
Объект изучения курса - наука в ее историческом развитии.
Предмет изучения курса - научно-познавательная деятельность в области экономики, управления народным хозяйством, качеством продукции, информацией и информационными технологиями.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В результате освоения курса аспиранты должны:
ЗНАТЬ:
-основные достижения, проблемы и перспективы развития философии науки, ее главные этапы;
-место и роль научного познания в социокультурном измерении;
-эмпирический и теоретический уровни научного исследования и их структуру; основание науки;
-прогностические функции философского знания; взаимовлияние философии и науки;
-научные революции и смену типов научной рациональности, особенности глобальных научных революций;
-стратегии научного исследования в эпоху постнеклассической науки, методологические основы научно-исследовательской работы.
УМЕТЬ:
-творчески применять основные положения философии в научно-исследовательской деятельности;
-осуществлять отбор научных сведений из дисциплин специализации в целях формирования представлений об объекте исследования;
-понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними социальные и этические про-
блемы, ценность научной рациональности и её исторических типов, структуру, формы и методы научного познания в его развитии;
-самостоятельно и творчески работать над философскими ис-
точниками и литературой, правильно ориентироваться в современном шираком спектре философских школ и направлений;
-целенаправленно совершенствовать и систематизировать свои философские знания, придавая им стройную логическую структуру, мировоззренческую направленность и методологическую культуру;
-использовать понятийно-категориальный аппарат экономиче-
ской теории,теоретические и эмпирические методы исследования.
ВЛАДЕТЬ:
-методикой применения выводов и рекомендаций истории и фило-
софии науки в исследовании процессов и явлений дисциплин специа-
лизации:
-Навыками исследования соверменных проблем и перспектив развития специальных дисциплин;
ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Распределение учебного времени по видам занятий и формам контроля.
Виды занятий и контроля | Очная форма обучения | Заочная форма обучения | ||
зачетных единиц | академических часов | зачетных единиц | академических часов | |
Всего часов | ||||
Лекции | 1.16 | 1.16 | ||
коллоквиум | 0.32 | 0.32 | ||
Всего аудиторных занятий | 1.5 | 1.5 | ||
Реферат | ||||
Самостоятельная работа | 0.5 | 0.5 | ||
Форма итогового контроля | Экзамен | Экзамен |
Наименование тем, их содержание и объем в часах аудиторных занятий.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Очная форма обучения | Заочная форма обучения | ||
Лекции, зач. ед. (час.) | коллоквиум (час.) | Лекции, зач. ед. (час.) | коллоквиум (час.) | ||
Раздел 1. Общие проблемы философии науки. | |||||
Предмет и основные концепции совеременной философии науки | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Наука в культуре современ- ной цивилизации. | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Возникновение науки и ос- новные стадии ее историче- ской эволюции | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Структура научного знания. | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Динамика науки как процесс порождения нового знания. | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Научные традиции и науч- ные революции Типы науч- ной рациональности | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Особенности современного этапа развития науки Перспективы научно технического прогресса | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Наука как социальный институт. | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Объект, субъект и предмет Социально-гуманитарного познания | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Аксикология науки. Роль ценностей науки. Значение ценностей в социально-гуманитарном познании | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Жизнь как категория социальной-гуманитарных наук. | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Социальное пространство и социальное время. | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Объяснение, понимание и предвидение в социально-гуманитарных наука. | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Истина и сомнение в социально-гуманитарном познании. | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Раздел 2А. *Современные философские проблемы экономики | |||||
Экономика как объект методологической рефлексии | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Эволюция метода экономической науки | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Современные тенденции в развитии экономической методологии | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Методологические основы теорий менеджмента | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Раздел 2Б.**Основы философии техники и технических наук | |||||
Философия техники как особенный вид рефлексии над техникой и раздел философского знания | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Роль принципа деятельности в осмыслении техники | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Методология и история технических наук | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Социальная оценка техники как “прикладная философия техники” | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Раздел 3. История экономики и техники. | |||||
Доиндустриальная экономика | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
История индустриальной экономики и научно-технического прогресса | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
История индустриальной экономики и научно-технического прогресса. | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Становление регулируемого капитализма | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Экономика России в конце XIX- начале XX века. | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
Постиндустриальное (Информационно) общество: проблемы и перспективы | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | 0.55 2ч | |
ВСЕГО: | 1.16(42ч) | 0.32(124) | 1.16(42ч) | 0.32(124) |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ