Финансово-бюджетная и налоговая системы страны
Финансы представляют собой неотъемлемую часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Деньги по своим основным функциям — всеобщий эквивалент, измеряющий стоимость товаров и опосредующий их обмен. Финансы наряду с отражением товарно-денежных аспектов аккумулируют в себе политические, социальные, экономические аспекты и выступают экономическим инструментом по регулированию денежных потоков в интересах государства, предприятий, населения. Главное их назначение — путем распределения и перераспределения ВВП и национального дохода образовать денежные доходы и фонды и обеспечить тем самым потребности государства и предприятий в денежных средствах, а также, что не менее важно, контроль за использованием этих средств.
В связи с этим финансы определяют как совокупность экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств, или финансовых ресурсов, через особые фонды и учреждения. Реализуются эти отношения или связи через финансовую систему — совокупность различных сфер финансовых отношений, форм и методов образования и использования фондов денежных средств. Она включает: бюджеты различных уровней; фонды социального, имущественного и личного страхования; валютные резервы государства; денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур; прочие специальные фонды. В организационном плане она охватывает совокупность финансовых учреждений страны.
Эти компоненты по-разному структурируются в разных странах в зависимости от политической системы, экономического строя, традиций и стереотипов хозяйствования. В экономически развитых странах государственная финансовая система включает четыре звена: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды; финансы государственных корпораций. Согласно Европейской системе национального счетоводства (СНС), движение денежных потоков осуществляется в разрезе секторов и подсекторов экономики:
• нефинансовых корпоративных и квазикорпоративных предприятий;
• финансовых учреждений;
• страховых предприятий;
• органов государственного управления;
• частных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;
• домашних хозяйств.
Финансы органов государственного управления образуют государственные финансы, которые включают бюджетную систему страны и государственный кредит. Бюджетная система состоит из государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов (первый уровень), бюджетов регионов (второй уровень) и местных бюджетов.
Финансы остальных блоков (секторов) образуют финансы хозяйствующих субъектов и населения. В свою очередь финансовые институты включают центральные банковские институты, другие финансовые и кредитные институты.
Финансы хозяйствующих субъектов — это совокупность финансовых связей между юридическими лицами (между предприятиями), юридическими лицами и государством, юридическими лицами и физическими лицами (населением).
Финансы населения (домашних хозяйств) образуют доходы семей, различные виды расходов и сбережений населения.
Государственные финансы — это финансы сектора государственного управления, который включает все институциональные единицы (институциональная единица — такая хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом), занятые оказанием нерыночных услуг, предназначенных для коллективного потребления, и перераспределением национального дохода и богатства. Основные ресурсы этих единиц поступают прямо или косвенно из обязательных платежей, производимых единицами других секторов экономики.
Организация государственных финансов определяется системой государственного управления. Основными институциональными единицами сектора государственного управления являются законодательные и исполнительные органы власти на республиканском, областном и местном уровнях, государственные внебюджетные фонды, посольства, консульства и другие государственные учреждения за рубежом. (В эту группу не входят принадлежащие государству предприятия корпоративного и квазикорпоративного типа, а также кредитно-финансовые учреждения, в частности, Национальный банк, осуществляющий функции денежно-кредитного регулирования (см. подпараграф 6.3.1), страховые компании и прочрш финансово-кредитные учреждения, которые относятся к финансовому сектору экономики страны. При этом не имеет значения тот факт, что они могут полностью принадлежать органам государственного управления или последние владеют большей частью их капитала.)
В рамках и контексте представленных выше понятий и структур рассматривается государственная финансовая система Беларуси.