Разгосударствление монопольной земельной собственности и приватизация земель.
После 1917г земля на территории Советского союза была национализирована и стала государственной собственностью. Государство через свои исполнительные органы предоставляла землю только в пользование, в соответствии с целевым назначением, бесплатно. Таким образом признавалась только одна форма земельных отношений- пользование землей. Земельные отношения между государством и землепользователями складывались лишь по поводу предоставления и изъятия земель. Собственность на землю была отчуждена от результатов её использования. В итоге это привело к коллективной ничейности земли, бесхозяйственности при её использовании, к повсеместной деградации земель. Входе земельной реформы(1990г)ликвидирована монополия государственной собственности на землю. С 1991г в результате проведения земельной реформы и создания новых правовых актов в земельном законодательстве определены два вида земельной собственности: государственная и частная. В то же время, анализируя опыт земельной реформы, осуществление земельной реформы можно сделать вывод о том, что в переходный период экономического развития России следует выделить 3 вида собственности на землю: гос., коллек., частную. Основными путями стали формирования новой производственной структуры стали процессы приватизации земли и реорганизации бывших колхозов и совхозов. Приватизация представляет процесс наделение граждан и юридических лиц землей и имуществом виде земельных долей и имущественных паев. Приватизация земли в сельском хозяйстве осуществлялась в соответствии со следующими законодательными актами РФ:
-законом о земельной реформе 23.11.1990
-земельным кодексом РСФСР от25 апреля 1991
-законом «о крестьянском(фермерском) хозяйстве»-законом«о собственности» от 22 ноября 1990 года
-законом«о предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г
-указом президентам РФ «о неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». От 27 декабря 1991г
С соответствии с принятыми нормативными и законодательными актами проведении реорганизация и приватизация земель 47,9тыс колхозов совхозов и других сельхоз предприятий с общей площадью сельскохозяйственных угодий 175,9 мил гектаров. В результате 11,8 мил работников и пенсионеров бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Таким образом в результате земельных преобразований начатых в 1990-1991годах не только ликвидирована монополия гос собственности на землю и осуществлено перераспределение земель, но и внесены существенные изменения в систему зем отношений.
34.Крестьянское землепользование, его содержание и совершенствование после 1917 года.
Октябрьская революции открыла новую эру в развитии земельных отношений. Принятый 8 ноября 1917г декрет о земле положил начало преобразования всего земельного строя России. Основополагающим принципом декрета о земле стал принцип национализации. в его основу был положен принцип национализации земли предусматривающий, что земля является объектом собственности государства, присваивающего себе земельную ренту.
Декрет о земле впервые в законодательном порядке провозглашал идею национального использования земли в интересах всего общества. Декрет предусматривал три основные формы землепользования: государственную, коллективную и единоличную. Остуда вытекает следующий принцип декрета- принцип свободы форм землепользования. Принцип трудового землепользования заключался в запрете передачи земли в аренду и применении наемного труда. Принцип уравнительного землепользования устанавливал, что земля распространяется в пользу трудящихся по потребительской и трудовой форме. Важнейшим принципом декрета о земле стал принцип безвозмездного отчуждения земли у частных землевладельцев. В декрете о земле провозглашался принцип рационально использования земли в интересах всего общества
По декрету о земле крестьяне получили более 150 миллионов гектар угодий, а так же помещичьих инфраструктур общей стоимостью более 300 мил., так же они были освобождены от платежей за аренду и налогов за крестьянские наделы. Были аннулированы долги крестьян крестьянскому банку, составив более миллиона рублей. В ходе конфискации и распределение земель обострились противоречия между деревенской беднотой и зажиточным крестьянством. Земельный кодекс РСФСР был принят 30октябля1922г. в основных положения указывалось, что частная собственность на землю, недра, воды и леса отменялась навсегда, а все земли в пределах РСФСР составляли собственность государства. Право пользование землей имеют все граждане независимо от пола, вероисповедания и национализации. Покупка, продажа, завещание и ли дарение, а так же залог земли запрещались и объявлялись не действительными. Разрешалась аренда земли и разрешение наема рабочей силы, что оказало положительное влияние на повышения уровня использования земли, деятельности крестьянских хозяйств и упрочения экономики страны. Кодексом признавались такие земельные общества как коммуны, артели, а также совокупность дворов, вышедших из прежнего общества. Кодексом устанавливалось, что способ землепользования может быть общинный, участковый и товарищеский, (совместное пользование землей). Кодекс нацеливал на крестьян на товарищескую обработку земли как наиболее выгодную форму и указывал на преимущество коллективного землепользования.
Земельный кодекс РСФСР: свод законоположений по вопросам земельных отношений и землеустройства, изменил земельную политику, привел её в соответствие с новыми задачами хоз строительства в деревне и стал базой для окончательного установления земельного строя советского государства.
35.Личное подсобное хозяйство, его содержание и развития после 1917 г.
По Декрету о земле от 26 октября (8 ноября) 1917 года крестьянам предоставлялось право самим выбирать ту или иную форму землепользования: подворную, хуторскую, общинную, артельную (это зависело от решения отдельных селений и поселений). В результате к 1922 году было создано 3,3 тысяч коммун, 10,2 тысяч сельскохозяйственных артелей, 2,5 тысяч товариществ по совместной обработке земли, 4,4 тысяч совхозов, и их общая площадь оставила 3,5 миллиона гектаров, или 3,2 процента от сельскохозяйственных земель страны. Как видно из этих данных, подавляющая часть крестьян не спешила встать на путь коллективизации, а вела личное хозяйство.
В соответствии с директивами ХV съезда ВКП(б) в 1928 году начался период сплошной коллективизации с соблюдением классового принципа отвода земель. Колхозам отводились лучшие по качеству и ближе расположенные к селам земли, землепользования кулаков ограничивались минимальной потребительской нормой, а при их выселении земли прирезались колхозам. К 1937 году в колхозы и совхозы было вовлечено 93 процента от общего количества крестьянских единоличных хозяйств.
Крестьяне получили право иметь небольшой по площади (менее 0,5 гектара) приусадебный участок для ведения личного хозяйства, а все остальные земли закреплялись за колхозами и совхозами. Такая модель землепользования просуществовала (с некоторыми изменениями) до 1991 года, когда в ходе земельной реформы и реорганизации колхозов и совхозов землю отдали в общую долевую собственность (разделили на условные земельные доли между сельскими жителями).
В советское время на разных этапах развития страны устанавливались различные ограничения на ведение личного хозяйства. Так, в 1950 - 1970-х годах устанавливалось предельное поголовье скота и даже количество плодово-ягодных насаждений, которые разрешалось иметь. Вводился обязательный план сдачи государству молока, мяса, яиц, картофеля и т.д. Было установлено и непосильное налоговое бремя, которое делало экономически невыгодным ведение личного хозяйства.
До 1991 года размер приусадебного участка зависел от вида деятельности гражданина.
Если колхознику выделяли до 0,50 гектара, то постоянному рабочему и специалисту совхоза - до 0,30 гектара, сельскому врачу, учителю, почтальону или продавцу - до 0,25 гектара, сельскому жителю (работающему в других отраслях народного хозяйства) - до 0,15 гектара. Такая иерархия строго соблюдалась, и в случае увольнения из колхоза или совхоза приусадебный участок "обрезали" до 0,15 гектара, а у городских жителей, купивших или получивших по наследству жилой дом в сельской местности, - до 0,06 гектара (статьи 60, 66 и 73 Земельного кодекса РСФСР, введенного в действие Законом РСФСР от 1 июля 1970 года).
Земельный кодекс РСФСР, принятый Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 года, устранил такую дискриминационную норму, применяемую к гражданам, занимающимся разными видами деятельности. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства, органами местного самоуправления стали устанавливаться одинаковыми для всех без исключения граждан (ст. 36). Эта же норма повторена и в Земельном кодексе Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (ст. 33).
36
37.Судебник Ивана III его основные положения
Судебник1497- это окончательное юридическое закрепление крепостного права, путем введения крепостной наследственности.
судебник 1497г – первый общерусский свод законов – был утвержден великим князем Иваном 3 и боярской думой в сентябре 1497г. Судебник основывался на нормах русской правды. Судебник 1497 года преследовал две главные цели:
- распространить юрисдикцию великого князя на всю территорию
- ликвидировать правовые суверенитеты отельных земель, уделов и областей.
Особенности:
- нормы права излагались без четкой системы
- открыто закреплялись привилегии господствовавшего сословия
- устанавливалось неравное положение зависимых сословий.
Иван 3 впервые законодательно оформил прикрепления к земле свободных земледельцев. Прежняя полная свобода перехода крестьян ограничивается сроком и платой «пожилого»(юрьев день)
39.«Тория официальной народности» и её место в развитии земельно-имущественных отношений.
Теория официальной народности — государственная идеология Российской империи в период царствования Николая I, автором которой стал С. С. Уваров. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу(19 ноября 1833 г.)
Государство не может существовать без доминирующей идеи. Притом, что государство является всего лишь аппаратом и состоит из людей, идеология становится его стержнем, на который нанизываются все политические и социальные решения.
С.С. Уваров изложил в тезисах «официальной народности». Они легли в основу деятельности Николая I, объясняя необходимость существования крепостного права и монархии.
Теория официальной народности доказывала, что в России существует наилучший порядок вещей, и дело каждого гражданина - лишь следовать этому порядку. Согласно теории три кита – православие, самодержавие и народность являются основой для стабильного и безупречного общества. Народ любит царя, царь по-отечески заботится о своих подданных, а православие сглаживает возникающие между ними конфликты. Задача теоретиков этой идеологии заключалась в доказательстве «естественности», «искренности» и «законности» такого порядка вещей. На основе этой теории строилась вся общественная жизнь от школ и газет до балов и собраний.
Кризис этих взглядов наступает с поражением России в Крымской войне. Техническая отсталость армии и некомпетентность бюрократической системы были очевидны даже приверженцам политики Николая I. М.П. Погодин, ранее являясь ее ярым сторонником, пишет "Историко- Некоторые идеи Теории официальной народности, в частности, единения царя и народа, сохранились и при НиколаеII.
Засилье идеологии и мощный цензурный пресс все же были не в состоянии препятствовать рождению новых идей и теорий государства. Прежде всего, это связано с глубокой оторванностью от существующих на тот период социальных и экономических проблем. Теория официальной народности не стала ярмом, а скорее наоборот, подтолкнула развитие общественной мысли внутри государства.
41.Указ «о Единонаследии» его основное содержание
Указ 1714 «о Единонаследии» Петра I предусматривал:
1) «недвижимые вещи»-вотчина, поместье, дворы, лавки не отчуждаются, но обращаются в род, то есть вводится недвижимая собственность ил имение.
2)недвижимое по духовной переходит к одному из сыновей завещателя по его выбору, а остальные наделяются движимым по воле родителе; при отсутствии сыновей также поступают с дочками, в случаи отсутствия духовной недвижимое переходило к старшему сыну или к старшей дочери, а движимое делится между остальными детьми поровну.
3)бездетный завещает недвижимое одному из сородичей своей фамилии(кому хочет)
4)последний в роде завещает недвижимое одному из женских лиц своей фамилии
5)единонаследник неразделенного имения не будет разорять бедных подданных своих крестьян новыми тягостями.
Таким образом, указ вносил важные перемены в характер землевладений служивых людей. Завершая сближение вотчины и поместья, указ устанавливал для тех и других одинаковый порядок наследования.