Организация контроля за соблюдением дисциплины цен
Рассматривая цену как важнейший элемент рыночной экономики, государство всегда и везде проводит ту или иную политику регулирования ценообразования и уровня цен. При этом уровень директивности этой политики зависит от имеющегося уровня свободы производственных отношений, открытости рынка, развитости производительных сил, исторических традиций, степени защиты государством интересов граждан и многих других факторов. Российская Федерация, находясь на начальных этапах построения демократического общества, осуществляя переход от жестко административных методов управления к экономическому регулированию и невмешательству государства в процессы производства, в области ценообразования имеет сочетание демократической свободы и административного регулирования. С одной стороны, в сфере производства предметов и орудий труда оставшийся монополизм ведомств и даже отдельных предприятий вынуждает государственные органы вводить директивные меры по регулированию цен; падение объемов производства, высокий уровень неконкурентоспособности продукции угольной промышленности, сельского, лесного хозяйства приводят к необходимости введения льгот, дотаций, специальных преференций на цены продукции данных отраслей. С другой стороны, бурное развитие молодой негосударственной торговли, сферы услуг, ликвидации монополии государства породили нигилизм в отношении ценообразования, несоблюдение элементарных требований. Защищая интересы населения, государство во всех странах устанавливает "правила игры", т.е. определяет виды нарушений дисциплины цен и санкции, которые вытекают из этого. В настоящее время именно это является одной из наиболее важных функций органов ценообразования в центре и на местах.
В настоящее время в Российской Федерации действует ряд нормативных положений, которые законодательно устанавливают порядок применения экономических санкций за нарушение дисциплины цен. Их можно разделить на два вида: общие, которые применимы для всех сфер деятельности физических и юридических лиц, специальные, относящиеся к особым видам производств и предприятий (антимонопольное регулирование, контроль естественных монополий, таможенный контроль и т.д.). Общее регулирование определяется такими документами, как Указ Президента Российской Федерации от 03.12.91 № 297 "О мерах по либерализации цен", Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.91 № 55 "О мерах по либерализации цен" и от 11.10.92 № 576 "О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992-1993 гг.", Инструкция комитета Российской Федерации по политике цен "О порядке изменения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен" от 18.12.92 № 01-17/093-23.
Эта инструкция очень четко определила, что является нарушением государственной дисциплины цен:
1. Завышение государственных регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги: фиксированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов), предельных коэффициентов изменения цен (тарифов), предельных уровней рентабельности.
2. Завышение оптовых (отпускных) цен, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования.
3. Изменение цен на продукцию, поставляемую предприятиями по межправительственным соглашениям.
4. Завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), начисление непредусмотренных надбавок (наценок), непредоставление или предоставление покупателю в уменьшенном размере установленных скидок.
5. Включение в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этих услуг; применение цен, согласованных на комплектную продукцию, при поставке некомплектной.
6. Применение регулируемых цен, наценок, тарифов предприятиями общественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, уровень обслуживания которых не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении этих цен и тарифов.
7. Завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения органов стандартизации).
8. Нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов.
9. Неперечисление в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельности и несвоевременное снижение цен (тарифов, надбавок) на продукцию (товары, услуги) предприятиями-монополистами, а также другими предприятиями, на продукцию (товары, услуги) которых установлены предельные уровни рентабельности.
10. Применение не зарегистрированных в Комитете Российской Федерации по политике цен оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной техники и основные комплектующие изделия.
11. Применение свободных оптовых (отпускных) цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке.
Государство определило не только виды нарушений дисциплины цен, но и состав санкций, которые применяются к предприятиям, допустившим их. Санкции складываются из двух равных частей:
1. Полученные в результате нарушений государственной дисциплины цен излишние суммы изымаются в бесспорном порядке из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, независимо от его финансового состояния и взаимоотношений с бюджетом. Эти суммы рассчитываются за весь период нарушения. Перечисление сумм производится в следующем порядке: 50% - в бюджет Российской Федерации; 50% - в бюджеты субъектов Российской Федерации и других административно-территориальных образований.
2. В таком же размере с предприятия дополнительно взыскивается штраф, который также своим источником имеет прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. Сумма штрафа перечисляется на счет администрации по месту нахождения предприятия во внебюджетный фонд.
Кроме санкций предприятие несет еще потери, связанные с тем, что излишне внесенные суммы налогов (на прибыль, НДС, в дорожные фонды и др.), связанные с завышением цен, возврату из бюджета не подлежат и не засчитываются в счет будущих платежей. Эти меры и санкции не освобождают от персональной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении государственной дисциплины цен. На это лицо может быть наложен штраф в размере от 5 до 100 минимальных ставок.
Наиболее сложной операцией является расчет суммы, подлежащей изъятию в бюджет. Для всех предприятий, кроме торговли и питания, они определяются как разница между фактической выручкой от реализации продукции (работ, услуг) по завышенным ценам и тарифам (с учетом доплат, скидок и т.п.) и стоимостью этой же продукции по ценам и тарифам, сформированным в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами. Для посреднических и торговых организаций, допустивших применение завышенных надбавок, изъятию подлежат суммы, рассчитанные как разница между завышенной надбавкой и надбавкой, определенной в соответствии с нормативными документами. Если же произошло завышение надбавки не на одно изделие, а на весь объем реализованной продукции, партию изделий, то изымается сумма, определенная как разность между объемом завышенной надбавки и такой же, но рассчитанной по нормативным документам. Если государство регулирует предельные уровни рентабельности, то изъятию подлежат суммы полученного дохода только за счет превышения установленного уровня рентабельности по всем группам продукции, товаров и услуг и не внесенные предприятиями в бюджет самостоятельно. При применении предприятием завышенных цен за счет себестоимости продукции, товаров и услуг, при установлении государством или его органами на местах фиксированных цен, что привело к получению необоснованной прибыли, цены подлежат отмене и пересмотру, а полученные излишние суммы изымаются в бюджет. Они рассчитываются как разность между фактической ценой и ценой, рассчитанной по нормативам.
Органы ценообразования не взыскивают суммы нарушений. Эта обязанность возложена на налоговые органы, которые в пятидневный срок обязаны произвести взыскание этих сумм, они же осуществляют контроль за перечислением этих сумм и накладывают штрафы при нарушении сроков. Если предприятие или организация не согласны с решением о наложении на них санкций, то они в месячный срок могут подать жалобу или в вышестоящий орган по ценообразованию, или в суд, или в арбитражный суд, что, однако, не приостанавливает исполнение решения на время его рассмотрения.
В заключение темы рассмотрим вопрос оформления документов, где фиксируются свободные цены, которые подаются в органы ценообразования для контроля правильности расчетов налогов. По свободным отпускным (оптовым) ценам и тарифам подается "Протокол согласования", где в адресной части находится название, подписи руководителей предприятий - заказчика и изготовителя. В именной части - наименование продукции (услуг). Схема этого протокола такова:
№№ п/п | Наимено-вание и краткая характе-ристика | Арти-кулы, марка, тип | Техни-ческая докумен-тация, кем, | Еди-ницы измерения | Свободная оптовая (отпускная) цена (тариф) | Свободная цена посреднической организации (предприятия) |
продук-ции (товара, услуги) | когда утверж-дена | предприятия-изго-товителя | Размер снабженческой сбытовой надбавки (в случае ее регулирования) | |||
Для регистрации свободной розничной цены подается Реестр, который имеет несколько другую форму. В адресной части указывается наименование предприятия (продавца), регистрирующего свободные розничные цены, дату регистрации и номер. В именной части приводится наименование товара. Схема его такова:
Реестрсвободных розничных цен на ________________________
(наименование товара)
№№ п/п | Наименование и краткая характеристика товаров | Артикул, марка, тип | Объем партии | Свободная оптовая (отпускная) цена предприятия-изготовителя или свободная цена поступления (закупки) | Снаженческо-сбытовая надбавка (в случае ее регулирования) сумма или процент | Свободная розничная цена за единицу продукции (товара) | Размер торговой надбавки (сумма или процент) | Новая свободная розничная цена в случае ее изменения за единицу продукции (товара) и дата введения |
новый размер торговой надбавки | ||||||||
Далее идут подписи руководителя или владельца предприятия. Реестр выступает лишь как носитель информации об изменении цен. Органы ценообразования не вправе, если цены или торговые надбавки не регулируемые, изменить или не принять его. Его главное назначение, как и предыдущего документа, облегчить налоговый контроль за изменением цен.
В заключение следует отметить, что структура и функции органов по ценообразованию не остаются неизменными. По мере развития рыночных отношений, снижения уровня монополизма директивность в их работе все сокращается. На роль ведущих выходят функции регулирования, контроля, методологическая.