Понятие и формы инновационного менеджмента. Инновационный процесс.
Инновационный менеджмент — одно из направлений процесса управления, ориентированное на получение новых положительных качеств различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации нестандартных управленческих решений.
Главная задача инновационного менеджмента — управление процессами разработки и внедрения инноваций на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.
Кроме этого одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.
К основным элементам инновационной среды относят:
- инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда;
- товаропроизводителей конкурентоспособной продукции, которые выступают в качестве потребителя тех или иных новшеств;
- инвесторов, обеспечивающих на свой страх и риск финансирование всего комплекса работ по созданию требуемых новшеств;
- инновационную инфраструктуру, то есть всю ту совокупность самых разных организаций и учреждений, без наличия которых инновационный процесс развивался бы менее эффективно, например, бизнес-инкубаторы, технопарки, юридические и консалтинговые компании и т.п.
Предмет изучения инновационного менеджмента — целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.
Развернутое определение инновационной деятельности как объекта менеджмента включает два основных аспекта:
Во-первых, это процесс поступательного развития науки и техники на основе объективных экономических законов, обусловленный необходимостью постоянного совершенствования производства в результате повышения уровня общественных потребностей.
Во-вторых, это использование комплекса элементов, составляющих инновационный потенциал производства.
Инновационная деятельность — это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники; планированием, финансированием и координацией НТП; совершенствованием экономических рычагов и стимулов; разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение интенсивного развития НТП и повышение его социально-экономической эффективности.
Под инновационной деятельностью в процессах разработки, освоения и реализации научно-технических нововведений понимаются виды деятельности, непосредственно связанные с получением, воспроизводством новых научных, научно-технических знаний и их реализацией в материальной сфере экономики.
Особо тщательного рассмотрения требуют ключевые понятия теории инновационного менеджмента — новация и инновация.
Новация (новшество) является, прежде всего, новой, оригинальной идеей. А инновация становится результатом практического освоения этой идеи — ее внедрения и дальнейшего использования.
В соответствии с различными признаками инновации могут быть классифицированыследующим образом.
По типу инновации выделяют материально-технические и социальные.
С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации, материально-технические инновации включают продуктовые инновации и технологические инновации. Продуктовые инновации позволяют обеспечивать рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних (на краткосрочную перспективу. Технологические же инновации позволяют улучшить экономические показатели за счет совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что в конечном итоге приводит к снижению издержек производства, а также к повышению качества продукции;
По инновационному потенциалу выделяют:
- базисные инновации;
- модифицирующие инновации;
- псевдоинновации.
Базисные инновации включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления, формирующих новую отрасль или подотрасль.
Модифицирующие нововведения приводят к дополнению исходных конструкций, принципов, форм.
Псевдоинновации - инновации, несущественно изменяющие базисные или модифицирующие и, зачастую, отличающиеся сомнительной степенью востребованности потребителем. (пример, чайник с двумя носиками).
По принципу отношения к предшественнику инновации подразделяются на:
-замещающие (предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций);
-отменяющие (исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагают ничего взамен);
-возвратные (подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения);
-открывающие (создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников);
-ретровведения (воспроизводят на современном уровне давно уже исчерпавшие себя способы, формы и методы).
Инновационный процесс — более широкое понятие, нежели инновационная деятельность. В общем виде, инновационный процесс — это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется между субъектами рынка.
Содержание инновационного процессаохватывает такие этапы создания, как новшества и нововведения.
Процесс создания новшества включает (жизненный цикл новшества):
1.Стадия исследования:
1.1. фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы.
1.2. прикладные исследования и экспериментальные модели.
1.3. экспериментальные разработки, определение технических параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка.
2. Стадия производства:
2.1. первичное освоение и подготовка производства
2.2. запуск и управление освоенным производством.
3. Стадия потребления:
3.1. поставка продукции на рынок и его потребление;
3.2. устаревание продукта и необходимая ликвидация устаревшего производства.
Применительно к нововведению как к процессупереноса новшества в сферу применения, содержание жизненного цикла несколько отличается и включает в себя следующие стадии.
1. Зарождение нововведения — осознание потребности и возможность изменений, поиск и разработка новшеств.
2. Освоение нововведения — внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений.
Диффузия нововведения — масштабное распространение инноваций, тиражирование и многократное повторение на других объектах и в других отраслях и сферах экономики (согласно теории Й. Шумпетера диффузия нововведения — это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов/последователей, внедряющих новшество вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли).
Рутинизация нововведения— нововведение реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.