Экономические и внеэкономические факторы развития систем.

Изменение элементов в экономической системе может быть обусловлено как экономическими факторами (внутри системы) и внешнеэкономическими (находящимися за пределами системы). Внешнеэкономические факторы могут быть связаны с элементами социальной системы общества или носить технический характер. Исторически изменение экономической системы проявится в зоне возвышающихся потребностей в росте потреблений, изменений, исчезновений одних и появлений.

Другая важная закономерность влияющая на экономическую систему – технический прогресс, суть которого новые техника и технологии позволяют преодолевать относительную ограниченность ресурсов, расширять экономические возможности, производить больший объём продукции. Эти технологии изменения представляют собой исторический факт, на который экономическая система вынуждена реагировать.

На первых этапах истории человечества технический прогресс шел очень медленно по причине неразвитых потребностей людей, низкого технического уровня производства в целом. Технический прогресс также ограничивались жесткими зафиксированными обычаями и традициями людей – структура отношений между ними.

В течении тысячелетий люди удовлетворяли свои потребности в экономических благах за счет ручного труда и примитивных методов его организации (топоры, молотки, пилы). Изобретение и эпизодическое применение машин в эпоху Древнего мира (Архимед) не повлияло на характер экономики. А в других исторических условиях, в Новое время, когда применялся уже не рабский, а вольнонаёмный труд, изобретение машин в 18 веке вызвало настоящий переворот во всех сферах экономики. Машинное производство стало обеспечивать массовый спрос на промышленные изделия. В тоже время возрос спрос на черные металлы, как основного материала для промышленности, на новые источники энергии на инженерные профессии, на научные технологии и новые методы организации крупного машинного производства. Это привело к формированию совершенно новой системы производственных сил, которая стала ориентироваться на широкое применение науки. Снижение издержек производства, массовый сбыт товаров, становится условием возрастания прибыли предпринимателей капиталистов и постепенно складываются в систему новые капитальные отношения. Новая техника и технология содержат в себе потенциальную возможность появления новой экономической системы. Это точное условие, но недостаточное. Иногда технический прогресс может временно снимать или снижать остроту социальных противоречий и поддерживать существующую экономическую систему. Противоречия между потребителями и ресурсами, а также техническими и социальными структурами экономики являются главными источниками развития и экономики и общества в целом. В эти внутренние противоречия включаются различные социальные группы людей, отдельные люди, которые заинтересованы в общественных, экономических преобразованиях исходя из собственной выгоды, поэтому задачей их политической борьбы становится уничтожение или слои прежней экономической системы. Постепенно формируется новая экономическая система.

Экономическая система может изменяться под воздействием внутренних и внешних факторов, потому что экономика – это открытая система и на её развитие не могут не оказывать влияние внешней силы: природные, социальные.

Главная функция экономики: удовлетворение потребностей людей, именно для этого человек преобразовывает силы природы, которая является источником всех ресурсов. Поэтому такие факторы развития природы: географический, биологический, демографический оказывают огромное влияние на систему. И чем больше у государства территория, природные ресурсы, численность населения, тем больше возможностей для развития экономики. Количество, состав и размещение естественных производственных сил, почв, вод, полезных ископаемых и т. д. всё это первичный фактор, который определяет структуру отраслей и специализацию страны в международном разделении труда. Огромное значение имеет плодородие почв.

Биологические факторы.

Определяют круг физиологических потребностей людей, а значит и их работоспособность. Они относительно стабильны.

Демографические факторы.

Увеличение населения повышает общее богатство страны. Но в том случае, когда население растет быстрее, чем объём производимой продукции в стране, тогда снижается доходы на душу населения и это естественно обостряет социальное противоречие. Гораздо хуже, когда население уменьшается.

Депопуляция - умирает людей больше, чем рождается. Такие социальные факторы как культура, политика, право юридическое влияют как своего рода социальные ограничители, которые определяют характер и возможности развития экономики в том или ином направлении.

2. Классификация экономических систем.
Критерии классификации и подходы

В экономической теории существуют различные трактовки экономических систем и их классификации.

Рассмотрим несколько примеров:

1. К. Маркс рассматривал экономическую систему как способ производства, диалектическое единство и взаимодействие производительных сил и производственных отношений (К. Маркс).

Процесс развития человеческого общества представляет собой последовательную смену общественных формаций и способов материального производства. Развитие в рамках одного способа производства идет эволюционно до тех пор, пока возможно соответствие, тождество, между производительными силами и производственными отношениями. Когда противоречия между сторонами способа производства становятся антагонистическими, неразрешимыми, когда рамки производственных отношений становятся тесными для развивающихся производительных сил, происходит революционная ломка производственных отношений (в результате социальных революций) и утверждение нового способа производства. Социальные революции Маркс считал «локомотивами истории». Позитивное и даже поэтизированное отношение к революциям характерно для многих последователей этого ученого и политического деятеля.

В письме к В. Засулич Маркс рассматривает развитие общества как смену трех формаций:

первичной (архаичной), для которой характерны первобытно- общинный и азиатский способы производства;

вторичной, основанной на частной собственности, к которой относятся рабство, крепостничество, феодализм;

коммунистической общественной формации, в которой в ходе нескольких способов производства происходит уничтожение частной собственности и создание общества, в котором «свободное развитие каждого есть свободное развитие всех».

В основе общественного развития лежит смена пяти способов материального производства:

- первобытно-общинного,

- рабовладельческого,

- феодального,

- капиталистического,

- коммунистического (в первой фазе – социалистического).

2. Представители немецкой исторической школы, начиная с середины ХIХ века, критиковали классические схемы за их универсализм и космополитизм и подчеркивали относительность экономических законов.

К. Бюхер рассматривал такие четыре «стадии экономического развития»:

- индивидуальная экономика,

- домашнее замкнутое хозяйство,

- городское хозяйство,

- национальная экономика.

По мнению Ф. Листа, каждая экономика проходит четыре фазы:

- пасторальную,

- сельскохозяйственную,

- сельскохозяйственно-промышленную,

- фазу «нормальной нации», в которой развиваются все виды деятельности.

Эту фазу он называл национальной системой политической экономии. Лист разрабатывал не просто национальную, а «геополитическую экономию».

3. Г. Шмоллер в центр концепции народного хозяйства ставил общность языка, истории, обычаев, идей, то есть этос - «кристаллизованное в обычае и праве нравственно-духовное общее сознание».

Он разделил историю на четыре периода:

- замкнутого хозяйства,

- городского хозяйства,

- национальной,

- международной экономики.

4. Немецкий экономист В. Зомбарт, и присоединившийся к нему французский ученый Ф. Перру рассматривали экономическую систему как единство трех элементов:

- духа,

- формы,

-субстанции.

В их концепции «дух» – это основные побудители экономической деятельности.

«Форма» – совокупность социальных, юридических и институциональных элементов, которые определяют рамки экономической деятельности и отношения между экономическими субъектами (режим собственности, статус труда, роль государства).

«Субстанция» – это техника, совокупность материальных способов, с помощью которых получают и трансформируют блага.

Они выделяли пять основных экономических систем:

- cистему замкнутого хозяйства,

- систему ремесленного хозяйства,

- систему капиталистической экономики,

- систему коллективистской экономики,

-систему корпоративистской экономики.

5. В. Эйкен предложил понятие типа организации или «абстрактного типа экономических систем» в зависимости от способа согласования экономических планов в рамках экономической совокупности и выделял два абстрактных типа:

- тип экономики, управляемой из центра (это могут быть семья, поместье, монастырь или целая страна),

- тип децентрализованной экономики ((в ней планы и действия независимых единиц координируются посредством рынка и денег).

6. Американский ученый У. Ростоу предложил теорию стадий роста, в которой основной акцент делается на развитии производительных сил, (но, в отличие от концепции Маркса, без учета их взаимодействия с производственными отношениями).

Ростоу выделяет пять стадий:

- традиционное общество, для которого характерны: примитивная техника, сельскохозяйственное производство, основанное на власти крупных землевладельцев;

-переходящее общество, отличительными чертами которого являются централизованное государство и предпринимательство;

-стадия «сдвига» - промышленная революция и ее последствия;

- стадия «зрелости», для которой характерны урбанизация и развертывание научно-технической революции;

- стадия массового потребления, в которой определяющую роль играет производство потребительских товаров и сфера услуг.

7. Начиная с работ Д. Гэлбрейта и Р. Арона классификации экономических систем проводятся на основе критерия - степень индустриального развития общества.

В развитии общества стали выделять ступени:

- доиндустриальное (аграрное),

- индустриальное,

- постиндустриальное,

- неоиндустриальное (информационное общество).

Дж. Гэлбрейт в работе 1967 г. характеризовал «новое индустриальное общество» как господство техноструктуры корпораций, которая монополизировала знания и права принятия решений, отрешив от них владельцев капитала.

Гэлбрейт рассматривал планирующую и рыночную системы как подсистемы нового индустриального общества. К планирующей системе он относил корпорации, а к рыночной все мелкие и средние фирмы в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, сфере торговли, бытовых услуг.

Этот ученый обращал внимание на общность природы крупных предприятий в США и в СССР, считая, что этим обусловлена тенденция к конвергенции («схождению», сближению) капиталистической и социалистической систем, причем это должно быть «двустороннее» сближение, в котором трансформируется и капитализм, и социализм в направлении смешанной экономики.

Как политический деятель, в том числе как бывший личный советник президента Дж. Кеннеди, Гэлбрейт много сделал для преодоления конфронтации между Соединенными Штатами и Советским Союзом.

Многие американские социологи делали акцент на роли развития техники в преображении социальных процессов (Д. Белл, З. Бжезинский).

Всемирно известный футуролог Э. Тоффлер в драматичном развитии общества выделяет три сменяющих друг друга волны:

- цивилизацию, выросшую из владения землей;

- индустриальную цивилизацию;

- третью цивилизацию, «паролем» которой является информатизация.

В современной литературе внимание исследователей привлекает постидустриальное общество, информационное общество, общество и экономика, основанные на знаниях.

С началом нового столетия в развитых странах мира все более явно утверждается экономика знаний (the knowledge-based economy), основанная на новейших достижениях в сфере информационных и коммуникационных технологий. Данный термин подчеркивает всевозрастающее значение знаний как источника богатства.

Изначально богатство определялось собственностью на землю или природные ресурсы, затем его главным источником стал капитал. В результате индустриальной революции стала расти роль профессиональных навыков и технологий. С возникновением глобальных рынков ценность знаний и уникального опыта как базиса конкурентных преимуществ многократно увеличилась. Эффективность, основанная на масштабе производства, уступила место инновациям и созданию знаний.

Британский экономист Дж. Даннинг подчеркивал, что в течение последних трех столетий главный источник богатства в рыночной экономике переместился с природных активов (земля и сравнительно неквалифицированный труд) через ресурсы, создающие осязаемые активы (здания и оборудование, финансы), к ресурсам, создающим неосязаемые активы (знания и информация) и воплощающимся прежде всего в людях и организациях.

Глобализация характеризуется быстрым распространением знаний в общемировом масштабе. Именно это стало главным вектором современной интернационализации. Устойчивая взаимосвязь между передачей знаний и глобализацией была, в частности, подробно исследована в сборнике работ французских ученых "Знание и глобализация".

Развитие транснациональных корпораций также внесло существенный вклад в международную трансмиссию знаний. Первоначально (1950-1980 гг.) экспансия ТНК основывалась на их технологических преимуществах, причем доминировали американские компании. Глобализация уменьшила межстрановой разрыв в технологиях. По запасу знаний Европа и Япония сегодня практически достигли уровня США. Это меняет конфигурацию мировой экономики и политики.

Известный британский социолог Э. Гидденс отмечал, что возникновение экономики, основанной на знаниях, кардинально меняет законы хозяйственного развития. Отдельные страны и регионы, до недавних пор находившиеся на стадии преимущественно аграрного развития, могут буквально прыгнуть в экономику знаний, минуя стадию традиционной индустриализации. Яркой иллюстрацией является индийская Силиконовая долина в Бангалоре. В современных условиях достижения индустриализации старого стиля теряют смысл как индикаторы экономического прогресса.

В последние годы в международных организациях и академических кругах утверждается мнение о том, что способность приобретать и использовать знания становится главным фактором конкурентоспособности страны. Именно эта способность будет все в большей мере определять границу между бедностью и процветанием.

По мнению экспертов ООН, экономика, основанная на знаниях, - это экономика, в которой знания создаются, распространяются и используются для обеспечения хозяйственного роста и международной конкурентоспособности страны. При этом знания обогащают все отрасли, все сектора и всех участников экономических процессов.

Конечно, и в прежние времена любая экономика в той или иной мере основывалась на знаниях. Однако сейчас произошли фундаментальные изменения в воспроизводственном процессе. Инновации стали его неотъемлемым элементом, а информационные ресурсы в широком смысле слова играют доминирующую роль в создании общественного богатства.

Эксперты Всемирного банка выделяют четыре основы экономики, основанной на знаниях:

· образование и обучение (наличие образованного и профессионально подготовленного населения, способного создавать, распределять и использовать знания);

· динамичная инновационная инфраструктура (ресурсы, начиная с радио и кончая Интернетом, обеспечивающие коммуникации, распространение и обработку информации);

· экономические стимулы и институциональный режим (общеэкономическая среда, способствующая свободному движению знаний, внедрению информационно-коммуникационных технологий и развитию предпринимательства);

· инновационные системы (сеть исследовательских и "мозговых" центров, университетов, частных фирм и организаций, занимающихся созданием новых знаний, их заимствованием извне и приспособлением к местным нуждам).

Знания всегда были основой и двигателем социально-экономического развития, хозяйственного успеха. Однако в последнее время они обеспечивают фундаментальные конкурентные преимущества тем, кто умеет использовать их быстро и эффективно. Именно они все более становятся залогом устойчивого развития государств.

Экономика стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) уже в значительной мере основана на знаниях и информационных технологиях.

Это выражается в неуклонном увеличении роли высокотехнологичных отраслей и инвестиций в них, высококвалифицированного труда и росте за счет этого производительности труда.

В рамках "новой теории роста" (new growth theory) зарубежные специалисты анализируют конкретный вклад новых знаний и технологий в стимулирование производительности труда и экономического роста. В этой связи акцент делается на инвестиции в исследования и разработки, системы высшего образования и профессионального обучения, гибкие организационно-управленческие структуры.

Занятость в экономике знаний характеризуется возрастанием ценности образованного и квалифицированного труда, а политика правительств все больше концентрируется на развитии человеческого капитала. В странах ОЭСР средний уровень безработицы для людей со средним образованием составляет 10.5%, а для людей с университетским образованием - 3.8%.

Один из наиболее комплексных подходов к измерению экономики, основанной на знаниях, был разработан экспертами ООН в программе "Знания для развития" ("2004 Knowledge for Development - K4D"). Они предложили 76 показателей для межстрановых сравнений.

Мировой опыт убедительно показывает, что для устойчивого развития необходимо развивать наукоемкий сектор экономики. В последнее десятилетие в США, Великобритании и Франции наблюдаются относительное сокращение доли военных исследований, ускоренный рост инвестиций в фундаментальную науку. В исследованиях и разработках частного сектора США основными приоритетами являются фармацевтика, электроника, программное обеспечение и связь. В европейских странах те сферы знаний и технологий, которые еще недавно считались стратегическими - авиация, энергетика, вооружения, уступили свои позиции информатике, медицине, биотехнологии, а также новым направлениям НИОКР на стыке традиционных отраслей. Новейшим приоритетом стали программы в области нанотехнологий.

За последнее десятилетие XX в. в странах ОЭСР доля высоких технологий в произведенной продукции и экспорте удвоилась, достигнув 20-25%. Такие секторы как образование, коммуникации и информации развивались еще быстрее. По некоторым расчетам, в этих странах уже более 50% ВВП генерируется в отраслях, основанных на знаниях.

Система науки традиционно рассматривалась как первичный производитель новых знаний, в большинстве своем через фундаментальные исследования в университетах и государственных лабораториях. Эти знания отделялись от результатов прикладных или коммерческих исследований, обеспечивающих "технологии". В экономике, основанной на знаниях, грань между фундаментальными и прикладными исследованиями, между наукой и технологиями становится все более зыбкой.

В последние годы почти во всех государствах ОЭСР доля финансирования промышленностью научно-исследовательских работ в их общем объеме возросла по сравнению с государственными ассигнованиями. Субсидии на фундаментальные исследования не растут, а в некоторых секторах даже уменьшились.

В докладе Всемирного банка "Создание экономики, основанной на знаниях: возможности и вызовы для вступающих в ЕС стран" подчеркивалось, что рост экономики, основанной на знаниях, создает огромные возможности для стран, осуществляющих переход от централизованных форм организации экономики к рыночным.

Для реализации этих возможностей важно выработать последовательную и многогранную общенациональную стратегию, объединяющую воедино усилия частных корпораций, малого и среднего бизнеса, преподавателей, ученых, изобретателей, общественных организаций, средств массовой информации. Ведь осуществлять эту стратегию придется в условиях стремительно меняющейся и высококонкурентной глобальной экономики.

Как показано в докладе, опыт ведущих стран позволяет извлечь серьезные уроки по поводу особенностей вызовов, характерных для экономики знаний. Прежде всего речь идет о необходимости создания четких и предсказуемых юридических, регуляторных и политических рамок для частнопредпринимательской активности. Крайне важен разумный баланс между государством и частным сектором.

Задача правительств заключается в создании благоприятных условий для конкуренции, инвестирования и торговли, в проведении последовательной макроэкономической и фискальной политики, в преодолении совместно с частным сектором ключевых структурных ограничений, сдерживающих экономический рост, путем развития инфраструктуры и человеческого капитала.

Для стран с переходной экономикой это означает создание инновационных форм экономической и социальной активности, которые характеризуют основанную на знаниях рыночную экономику.

Наряду с термином "экономика, основанная на знаниях", в последнее время получили также распространение понятия "общество, основанное на знаниях" (the knowledge-based society) или "общество знаний" (the knowledge society).

В документах Всемирного научного форума, организованного ЮНЕСКО и Международным советом по науке (International Council for Science) в ноябре 2003 г. в Будапеште, ему дается следующее определение: "Общество, основанное на знаниях, - это инновационное общество, базирующееся на концепции непрерывного обучения в течение всей жизни. Оно объединяет сообщества ученых, исследователей, инженеров и техников, исследовательские сети, а также фирмы, вовлеченные в процесс исследования и производство высокотехнологичных товаров и услуг. Это образует национальную инновационно-производственную систему, которая интегрирована в международные сети по производству, распространению, использованию и защите знаний. Имеющиеся в таком обществе средства коммуникаций и информационные технологии могут обеспечить широкий доступ к гуманитарным знаниям. Знания используются как для предоставления возможностей и обогащения индивидуальных лиц в культурном и в материальном плане, так и для строительства устойчивого общества".

По мнению авторитетных экспертов, существует принципиальная разница между "информационным обществом" (the information society) и "обществом, основанным на знаниях" (the knowl - edge-based society). Переход от первого ко второму требует максимально ответственного и тщательного подхода к созданию знаний и их распространению.

Генеральный директор ЮНЕСКО Коичиро Мацуура в своих публикациях подчеркивает качественное различие между понятиями "информация" (information) и "знания" (knowledge). Он отмечает, что "доступ к информации и знаниям во все возрастающей степени определяет модели обучения, культурного самовыражения и социального участия, а также предоставляет возможности для развития, более эффективного уменьшения бедности и сохранения мира. Знания стали основной силой социальной трансформации".

Таким образом, ЮНЕСКО выступает, скорее, за концепцию "общества знаний", нежели за чисто технократическую концепцию "информационного общества".

Укрепление общества знаний зависит от производства новых знаний, их эффективной передачи через системы высшего образования и профессионального обучения, а также с помощью информационно-коммуникационных технологий. При этом, отмечает К. Мацуура, необходимо помнить, что сама наука является социальной конструкцией. То, как она влияет на общество, определяется им через государственную политику в области науки и технологий, а также через социальные и институциональные механизмы организации исследовательской работы.

Тема формирования общества, основанного на знаниях, стала крайне актуальной как в интеллектуальных дебатах, посвященных глобализации, так и в деятельности основных международных организаций. Усиливается осознание ее важности для дальнейшего общественного прогресса, а формирование такого общества считается приоритетной глобальной проблемой. Речь идет о проникновении знаний во все сферы жизни общества и экономики, о существенном изменении социально-экономических структур.

Хотя в мире еще нет готовой модели такого общества, его основные черты и пути движения к нему понятны. Главным направлением формирования нового общества должно стать развитие человеческого потенциала. Успешность формирования нового общества зависит от экономики, основанной на знаниях, в которой наличие компонента знаний в каждом продукте и услуге становится характерной чертой человеческой деятельности.

Приоритетными направлениями инвестиций в экономике, основанной на знаниях, становятся человеческий потенциал, новые управленческие и маркетинговые технологии, информационные системы. Знания, которые воздействуют на все сферы жизни общества и все стадии экономического процесса, уже сложно отделить от продукта или услуги. Произошла подлинная революция в инструментах, с помощью которых осуществляются создание, распространение и использование знаний.

Нередко экономика, основанная на знаниях, отождествляется с высокотехнологичными отраслями, информационными и коммуникационными технологиями. Однако это не совсем верно. Главный эффект экономики, основанной на знаниях, заключается не столько в выпуске высокотехнологичной продукции, сколько в ее использовании во всех отраслях и сферах. То же самое можно сказать и о знаниях в целом. Главное в экономике, основанной на знаниях, - не просто создать новое знание, а продуктивно использовать его. В связи с этим резко возрастает значение систем высшего образования и профессионального обучения.

Образование - фундаментальный фактор развития общества, основанного на знаниях. В странах ОЭСР доля работников с высшим образованием с 1975 по 2000 г. возросла с 22 до 41%, то есть почти вдвое. Но и этого недостаточно для удовлетворения растущего спроса на квалифицированные кадры.

Другим аспектом изменения требований к образованию и профессиональной подготовке является сокращение жизненного цикла знаний и профессиональных навыков. Поэтому как никогда важными становятся непрерывность образования и регулярное повышение квалификации. Концепция "непрерывного обучения для всех", разработанная ОЭСР в 1996 г., исходит из нового видения политики в сфере образования и профессиональной подготовки. Ожидается, что выпускники вузов будут периодически возвращаться в систему высшего образования для того, чтобы приобретать, применять, а также обновлять знания и навыки, необходимые в профессиональной деятельности.

Известный японский специалист в области стратегии управления К. Омаэ утверждает, что даже наилучшие коммуникационные системы не помогут процветанию страны, в которой люди не подготовлены к тому, чтобы эффективно их использовать или предложить свои услуги на глобальном рынке. Образование не должно быть чисто техническим. Нужно готовить работников, умеющих мыслить, обладающих знаниями не только в технологических, но и в общечеловеческих вопросах.

Интересно наблюдение, сделанное К. Омаэ в отношении молодого поколения японцев, воспитанного на компьютерных играх ("Nintendo kids"). Он подчеркивает их креативность и гибкость. Но существует и проблема: в трудных жизненных ситуациях они реагируют так же, как в компьютерной игре - нажатием кнопки reset (перезагрузка). Они и в жизни начинают все сначала: ищут новую работу, новое жилье, новую карьеру. Поэтому в образование необходимо включать компоненты реальной жизни. Японский исследователь подчеркивает, что готовить молодых людей к работе и конкуренции в условиях новой экономики - это самые лучшие инвестиции в будущее, которые может сделать государство.

Общество, основанное на знаниях, становится наиболее перспективной моделью социального и хозяйственного развития в современных условиях. Вызванная глобализацией смена парадигмы развития мировой экономики приводит к беспрецедентному возрастанию значения науки и образования для общественного прогресса. По нашему убеждению, в свете новейших тенденций мирового развития странам, недавно вставшим на путь рыночной экономики, особенно важно ориентироваться на построение экономики, основанной на знаниях. Это означает, что главным приоритетом государства должно стать развитие человеческого потенциала, то есть образования, науки и профессионального обучения. Только так возможно органично вписаться в стремительно разворачивающиеся процессы глобализации.

7. В современных учебниках, в том числе и в российских, экономическая система рассматривается как механизм, созданный для решения двусторонних проблем редкости и выпуска, как способ взаимодействия в обществе производителей и потребителей, как специфический способ решения фундаментальных проблем экономики.

8. В зависимости от того, какой механизм используется экономикой для ответа на фундаментальные вопросы - «сколько», «что», «как», «для кого» производить, различаются три типа экономических систем:

- традиционная,

- административно-командная,

-рыночная экономика.

В традиционной экономике эти вопросы разрешаются с помощью обычаев, традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Элементы данной системы существуют и в современной экономике, например: домашнее хозяйство, хозяйство коренных народностей Севера или австралийских аборигенов, патернализм в японских корпорациях.

В административно-командной экономике все действия и основные показатели деятельности производственных единиц диктуются из единого центра, команды и приказы которого требуют безусловного выполнения.

Роль государства состоит в определении, установлении и поддержании определенных пропорций в развитии народного хозяйства, причем не столько стоимостных, сколько натурально-вещественных, путем прямых адресных заданий министерств предприятиям-изготовителям с планом распределения готовой продукции потребителям. Государство также решает задачи распределения ресурсов и доходов, социального развития.

В рыночной экономике все вопросы решаются с помощью рынка, эквивалентного обмена. Как подчеркивал П.Самуэльсон, «в системе свободного частного предпринимательства ни отдельные люди, ни организации специально не занимаются триадой экономических проблем: Что, Как и Для кого». Что именно будет производиться, определяется голосами потребителей. Они определяют это, «когда решают купить именно эту вещь, а не какую-нибудь другую». «Как производить» определяется конкуренцией различных производителей, которые могут выстоять в конкурентной борьбе только путем введения наиболее эффективных методов производства, снижая издержки до минимума. «Для кого» производить «определяется спросом и предложением на рынке производительных услуг: заработной платой, земельной рентой, процентом и прибылью, которые увеличивают доход каждого лица в определенном соотношении с доходами других лиц и со всеми доходами общества. Характер итогового распределения сильно зависит от первоначального распределения собственности, от приобретенных или унаследованных прав».

Простейшей моделью рыночной экономики может служить диаграмма кругооборота потоков, которая демонстрирует опосредованные рынком потоки товаров, услуг и денег между домашними хозяйствами и фирмами.

В этой модели предполагается, что все экономические решения принимают домашние хозяйства и фирмы, которые взаимодействуют на рынках товаров и услуг и рынках факторов производства.
На рынках товаров и услуг домашние хозяйства выступают как покупатели, а фирмы – как продавцы произведенных ими товаров и услуг. На рынке факторов производства домашние хозяйства являются продавцами факторов: труда, земли и капитала, а фирмы покупают эти факторы и используют их для последующего производства товаров и услуг.

На диаграмме внутренние стрелки отражают этот кругооборот как движение товаров и услуг между домашними хозяйствами и фирмами.
Внешние стрелки указывают противоположное движение потоков денежных средств.

Данная модель является крайне упрощенной, отражающей суть процессов в рыночной экономике. Более приближенной к реальности является модель кругооборота, в которую включены потоки доходов и расходов государства и международной торговли.

Для характеристики современного состояния экономической системы используется термин «смешанная экономика». Этим подчеркивается ее отличительная особенность – гетерогенность (разнородность) входящих в нее элементов.

Сам термин «смешанная экономика» в работах экономистов имеет различное толкование:

- одни делают упор на сочетании различных секторов экономики, на разнообразии форм собственности;

- другие (прежде всего, представители кейнсианства) выдвигают на первый план проблему сочетания рыночного механизма и государственного регулирования;

- третьи акцентируют внимание на сочетании частного предпринимательства и общественных социальных гарантий.

Указанные трактовки не противоречат друг другу, а лишь отражают разные грани современной экономики.

Современная смешанная экономика представляет собой сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни.

Известный российский экономист, А.А. Пороховский, рассматривает смешанную экономику как главный признак особой стадии рыночного развития (другим признаком этой стадии является информационно-коммуникационная инфраструктура).

Особой эту стадию данный автор называет потому, что «впервые в истории существования рыночных институтов они получили действительно глобальное распространение и стали основой мирового хозяйства. В международной сфере происходит своеобразное преломление рыночных традиций, сложившихся в национальной экономике».

Смешанная экономика «по-прежнему, образно выражаясь, имеет рыночный двигатель, но ее руль находится в объятиях государственной экономической политики. Да и другие рычаги воздействия на рыночный механизм государство не игнорирует. Если к этому добавить многообразие форм собственности и ведущее значение акционерной собственности, сложную комбинацию регулирующих механизмов – рыночного, корпоративного, государственного, международного, то даже по этим признакам становится вполне очевидным, что в развитых странах сформировалась смешанная экономика».

Смешанная экономика – это особая стадия рыночного развития, которая «накопила как национальные, так и международные индикаторы, атрибуты и параметры» .

Таким образом, в модели современной смешанной экономики следует выделять не два, а четыре сектора:

- домашние хозяйства;

-бизнес;

-правительство;

-заграница (остальной мир).

Домашние хозяйства являются :

• поставщиками всех экономических ресурсов;

• основными (но не единственными) потребителями произведенного общественного продукта.

Деловые предприятия (бизнес) – это:

· потребители экономических ресурсов (факторов производства);

· производители, создатели благ и услуг.

Правительство, являясь участником кругооборота в современной экономике, проявляет себя в следующем:

• формирование и расходование бюджетных средств (собирание налогов и государственные инвестиции, дотации, субсидии и т.п.);
• поддержание государственных предприятий в различных отраслях и сферах.
Сектор «заграница» отражает вклад иностранных государств в отечественную экономику через внешнюю торговлю, финансово-кредитные отношения, движение рабочей силы. Наличие совместных предприятий, объем иностранных займов, экспорт и импорт товаров - все это проявления данного сектора экономики.

С точки зрения национальных особенностей, этоса, реальные состояния рыночной экономики в странах могут иметь большие различия.

В учебной литературе наиболее часто выделяются американская, германская и японская модели, отличающиеся друг от друга сочетанием форм собственности, долей государственного сектора в экономике, соотношением рынка и государственного регулирования, целевой направленностью государственных программ, принципами регулирования экономики.

Американская модель – это либеральная рыночно-капиталистическая экономика, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночного конкурентного механизма. Доля государственного сектора в экономике составляет менее 10%. Государственное регулирование нацелено на создание условий для развития предпринимательства. В практике регулирования приоритет отдается тактическим методам. Вопросы сглаживания дифференциации, решения социальных проблем не являются приоритетными для правительства.

Германская модель – социальное рыночное хозяйство: доля государственного сектора в среднем по экономике составляет примерно треть, в отдельных отраслях она более значительна; государственное регулирование имеет черты долгосрочного, стратегического программирования, а обязательная цель всех государственных программ – защита интересов граждан, поддержание общественного консенсуса; объектами внимания государственных программ являются и расширение конкурентных начал в экономике, и развитие социальной инфраструктуры.


Японская модель – корпоративная экономика, или модель регулируемого корпоративного капитализма, когда государство, имея крайне незначительную долю собственности, активно воздействует на развитие экономики; государственное регулирование сконцентрировано на приоритетных направлениях: программирование экономического развития, структурная, инвестиционная, научно-техническая и внешнеэкономическая политика; приоритетной целью государственных программ является поддержка крупного бизнеса, который в данной стране играет особую, не только производственную, но и социальную роль.

Отнесение той или иной страны к какой-либо из названных моделей достаточно условно, так, например, экономическая система Великобритании имеет ряд черт американской модели, но ни в коем случае не сводима к ней целиком.

В экономической системе Южной Кореи можно найти заимствования из японского и американского опыта и собственные особенности.

Российский академик В.М. Кудров выделяет не три, а пять типичных моделей капиталистической рыночной экономики:


• Американская модель, построенная на рыночных механизмах саморегулирования экономики, с низкой долей государственной собственности и незначительным прямым вмешательством государства в процесс производства товаров и услуг, пригодная для высокого уровня производительных сил и жизненного уровня населения, в условиях большой емкости внутреннего и внешнего рынков. Достоинствами этой модели являются: гибкость экономического механизма, быстрая ориентация на изменение рыночной конъюнктуры, высокая предпринимательская инновационная активность.


• Социально ориентированная рыночная экономика (Германия, Швеция, Франция), для которой характерны: активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства; значительный удельный вес государственной собственности в валовом национальном продукте; сильная система социального обеспечения. Хотя гибкость этой модели и ниже, чем у первой, она позволяет добиваться высоких конечных результатов при поддержании баланса интересов труда и капитала.


• Японская модель (характерная не только для Японии, но и для других стран Юго-Восточной Азии, особенно так называемых «молодых азиатских тигров» - Гонконга, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи), которой свойственны: четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства в интересах достижения общенациональных целей; дух коллективизма и патернализма на производстве; упор на «человеческий фактор».


•Латиноамериканская модель отличается:

сильным и не всегда грамотным прямым вмешательством государства в экономику;
коррупцией, даже криминализацией общества, включая хозяйственные связи;
ориентацией производства на удовлетворение спроса ведущих капиталистических стран, на природные ресурсы и дешевую рабочую силу.


• Африканская модель также базируется на рыночных отношениях, но для нее характерны:

большее многообразие форм собственности;

малограмотность, даже беспомощность в регулировании и управлении хозяйственными процессами как на уровне отдельных фирм, так и на уровне государства в целом;

низкая эффективность;

нещадная эксплуатация наемного труда;

широкое применение неэкономических «силовых» методов вмешательства в производство «сверху»;

неразвитость трудовых отношений и демократии вообще.


В ряде работ выделяют отдельную скандинавскую (шведскую) модель.


Современная российская экономика не может быть отнесена ни к одной из этих моделей (хотя некоторые из описанных черт моделей смешанной рыночной экономики мы можем подметить, вместе с тем, сохраняются последствия и признаки административно-командной экономики).

Соединение некоторых черт и свойств прежних и новых экономических отношений характерно для переходных состояний экономики.
Переходная экономика – это не воспроизводящаяся на своей основе экономическая система, а переходное состояние от одной экономической системы к другой.

Особенностями переходной экономики являются:

- неустойчивость, что обусловливает особую роль государства в определении направлений и обеспечение условий для преобразований в экономике;
- историчность, преходящий характер: переходная экономика нацелена на достижение зрелого состояния экономической системы и в результате преобразований сменяется им;

- альтернативный характер развития.

Направления и итоги развития переходной экономики могут многовариантны в зависимости от экономических, политических, природных и других факторов.

Для России наступило время смены координат экономического развития. Последнее десятилетие ХХ века страна, к сожалению, развивалась в координатах первоначального накопления капитала, используя «допотопные» формы и методы становления рыночной экономики, общество заплатило очень высокую цену за создание формальных основ рыночной экономики, преимущества которой в сравнении с предшествующей моделью экономической системы остались не выявленными. Оказалась разорванной «связь времен», утрачены достижения предшествующих десятилетий и не учтена специфика российских условий, обществу навязывались рекомендации так называемого Вашингтонского консенсуса, идеалы либеральной экономики, а на практике в нашу жизнь привнесено много черт латиноамериканской модели.

Когда-то Н.В. Гоголь заметил: «Велико незнание России посреди России». Недооценка российской специфики привела к тому, что великому народу пришлось повторять давно пройденные другими пути, по образному выражению проф. В.М. Кулькова, копаясь в «выгребных ямах Запада» .

Наиболее важными особенностями России, влияющими на формирование российской национальной модели экономической системы, являются:

- более сложная система целей и ограничений общественно-экономического развития. Помимо стандартных целей (экономическая эффективность, благосостояние и производные от них) должны учитываться противоречащие им, но жизненно важные для России цели: сохранение территориальной целостности многонационального государства, обеспечение устойчивости и жизнестойкости огромного пространства, поддержание мощных оборонительных сил сдерживания;
- уникальные неблагоприятные природно-климатические, экономико-географические, геополитические, исторические, социокультурные факторы. Высокая затратоемкость обусловливает заниженную ценовую конкурентоспособность российской продукции. Поэтому уровень доходов россиян объективно не может сравняться с западными стандартами;
- навязывание им стандартов «общества» потребления не только экономически не обоснованно, порождает ложные ожидания, оно противоречит таким историческим российским ценностям как приоритет духовного над материальным, авторитет знания, неприхотливость, разумный аскетизм, неприятие «потребительства»;
- так называемый нерационализм российских социокультурных ценностей – это не признак отсталости, а напротив, величайшее преимущество. По своим характеристикам эти ценности смыкаются с постэкономическими ценностями постиндустриального общества, а не с односторонними ценностями «экономического человека», торгашей, финансовых гениев. Уживчивость, веротерпимость, отзывчивость –это те ценности, которые необходимы для развития многонациональных государств, так что ценности русской цивилизации являются основой особой роли русского этноса в укреплении российской государственности;
- большая территория, различие уровней и местных особенностей социально-экономического развития регионов, диктуют необходимость сочетания задач укрепления государствообразующих основ регионального развития.

Особенности, исторические традиции России и опыт других стран должны рассматриваться в координатах ХХI века, когда проявляются новые общемировые по своей сути закономерности развития экономических систем. Прежде всего, это необходимость поддержания социальной стабильности общества и активизация человеческого капитала. В наше время конкурентоспособность стран определяется не агрессивной стратегией расширения сбыта сырья, а инвестициями в человека, которые обеспечивают повышение квалификации работников и наукоемкой составляющей производства, повышение качества жизни населения (оно характеризуется, в числе прочего, социальной стабильностью).
Поэтому целью преобразований в России провозглашено построение российской модели социально ориентированного рыночного хозяйства.

Анализ литературы по данному вопросу показывает, что классификация экономических систем, т. е. выделение их типов (видов), производится на основе использования множества критериев (признаков). Различные школы и направления в экономической науке предлагают свою классификацию в зависимости от того, какие критерии берутся за основу. Этих критериев так много, что для большей конкретизации имеет смысл сгруппировать эти критерии в три группы: 1) предметообразующие; 2) объемные
и динамические; 3) социально-экономические.

1. Предметообразующие критерии классификации экономических систем – это те критерии (признаки), которые характеризуют предмет анализа в тех или иных школах в экономической науке.

К примеру, в классической политэкономии предметом анализа являются производственные отношения и экономические системы классифицируются по типам производственных отношений.

В «экономикс» предметом анализа является координация связей между хозяйствующими субъектами и экономические системы классифицируются по способу координации этих связей. Выделяются функциональные экономические системы.

В институциональной экономической школе предметом анализа является влияние на экономические процессы различных институтов (законов, политики, учреждений, профсоюзов, религии и т. д.), соответственно выделяются институциональные системы.

2. Объемные и динамические критерии – это те, которые характеризуют сложность и изменчивость системы, т. е. они показывают, насколько система сложна и насколько изменчива в своем развитии.

К примеру, менее сложными являются «чистые» системы: рыночная экономика совершенной конкуренции, или командно-административная. Более сложной является смешанная экономика. Так, в Древнем Риме возник колонат на основе соединения рабовладельческих и феодальных отношений (рабов наделяли участками земли и разрешали иметь семью, как крепостным крестьянам, и они платили налог собственнику земли). В современных условиях смешанная экономическая система представлена: смешанной экономикой развивающихся стран, смешанной экономикой развитых стран и смешанной переходной экономикой.

Что касается динамичности, изменчивости экономических систем, то различают: 1) стационарные системы – т. е. те, для которых характерна слабая степень изменения экономики. Примером является командно-административная экономика; 2) исторически изменяющиеся экономические системы. Примером является рыночная экономика. Либо она характеризуется совершенной конкуренцией, либо несовершенной трех видов (чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия).

3. Социально-экономическиекритерии, т. е. содержательные. Они характеризуют социально-экономическое содержание экономической системы и в зависимости от того, какое содержание видят ученые в экономических системах, они классифицируют их, т. е. выделяют типы экономических систем.

Очевидно, что такое множество критериев, используемых при классификации экономических систем, свидетельствует о сложности проблемы.

Возьмем за основу третью группу критериев, т. е. социально-экономические и с учетом разных подходов к анализу, выясним типы экономических систем известные человечеству.

В экономической литературе четко выделяются четыре подхода
к анализу экономических систем: формационный, технократический, цивилизационный и координационный.

Наши рекомендации