Упрощённая система налогообложения и единый налог на вменённый доход

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт экономики и финансов

Кафедра бухгалтерского учёта, аудита и налогообложения

Специальные

налоговые режимы:

упрощённая система налогообложения и единый налог на вменённый доход

Сенков

Валерий Александрович

Москва 2015 г.

Упрощенная система налогообложения: вопросы теории

Упрощенная система налогообложения применяется наряду с другими системами, предусмотренными Налоговым кодексом РФ. Эта система в основном ориентирована на малый бизнес. В экономической структуре развитых стран малый бизнес занимает весьма заметное место, обеспечивая до 40% ВВП.

Следует отметить особую роль малого бизнеса в решении социальных проблем. Он не только удовлетворяет насущные нужды населения, но и решает проблему занятости трудоспособных людей в периоды сокращения производства на крупных и средних предприятиях, что имело место в нашей стране в первой половине 1990-х годов.

Позитивные возможности малого бизнеса могут быть использованы для обеспечения структурных сдвигов в производстве, активизации промышленной политики и решения задач по переводу предприятий на современные условия хозяйствования.

Главное значение малого предпринимательства в Российской Федерации на современном этапе состоит в том, чтобы окончательно ликвидировать монополистическую систему хозяйства, превратить монополизированную экономику в подлинно рыночную, развить свободную конкуренцию на товарном и финансовом рынках и рынке труда. Под термином свободной конкуренции отнюдь не подразумевается бесконтрольная стихия рынка, отсутствие регулирования экономических и социальных процессов. Под свободой конкуренции имеется в виду свободный выход на рынок любого производителя, что определяет свободу выбора для потребителей товаров и услуг.

В связи с этим особенно важна роль малого бизнеса в формировании конкурентной среды и становлении рыночного равновесия спроса и предложения. С одной стороны, это формирование условий эффективного насыщения емкого, эластичного спроса, а с другой - создание эффекта превышающего предложения, активно формирующего механизм свободной конкуренции. В свою очередь через механизм формирования конкурентной среды малое предпринимательство оказывает существенное влияние на повышение качества продукции, работ и услуг.

Государство должно поддерживать малый бизнес и осуществляется это" главным образом через налоговую систему.

В Российской Федерации выбор упрощенной системы налогообложения осуществляется добровольно налогоплательщиками, подпадающими под условия данной системы.

Применение упрощенной системы налогообложения организациямипредусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

1) налога на прибыль организаций (за исключением налога на прибыль на доходы в виде дивидендов и в виде долговых обязательств);

2) налога на имущество организаций;

3) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов в общеустановленном порядке, за исключением определённых случаев.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателямипредусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

1) налога на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности (за некоторыми исключениями);

2) налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);

3) и иных выплат и вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплата при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Выше мы упомянули об исключениях при освобождении от уплаты НДФЛ. Уточним их.

Налог на доходы физических лиц уплачиваетсяс таких доходов, как процентные доходы по вкладам в банке в части превышения размеров ставки рефинансирования Центробанка, увеличенной на 5 процентных пунктов по рублевым вкладам, а по валютным вкладам – в части превышения 9% годовых.

Уплачивается НДФЛ так же с суммы экономим на процентах при получении заемных средств в части превышения суммы процентов за пользование рублевыми заемными средствами, исчисленной исходя из двух третьих ставки рефинансирования, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

В случае валютных заемных средств налогооблагаемых экономия рассчитывается как превышение суммы процентов, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной по условиям договора.

НДФЛуплачивается так же со стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров в 4 тысячи рублей за налоговый период.

Не освобождаютсяот НДФЛ доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов.

Это касается так же доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным по ипотечным сертификатам участия, выданным до 1 января 2007 года.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных настоящим Кодексом.

Организация может перейти на упрощенную систему налогообложения, если ее доходы за 9 мес. не превысили 45 млн. руб. При этом эта величина ежегодно будет корректироваться на коэффициент-дефлятор, который устанавлива­ется Правительством РФ.

Некоторые предприятия и организации, даже будучи малыми, права перейти на упрощенную систему не имеют. Так, не могу т применить упрощенную систему налогообложения:

- организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

- банки; страховщики;

- негосударственные пенсионные фонды;

- инвестиционные фонды;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды;

- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

- нотариусы, занимающиеся частной практикой; организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

- организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

- организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 % (данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 %);

- организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек;

- организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превышает 100 млн руб. ;

- бюджетные организации;

- иностранные организации.

Налогоплательщики, желающие перейти на упрощенную систему, сообщают об этом в налоговый орган до 30 декабря года, предшествующего переходу. В уведомлении они указывают свой доход за девять месяцев текущего года, а также среднюю численность работников и остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

Объектом налогообложения при упрощенной системе по же­ланию налогоплательщика может выступать или доход, или доход, уменьшенный на величину расходов. При этом организации учитывают свои доходы от реализации товаров, работ и услуг; от реализации имущества и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Индивидуальные предприниматели учитывают доходы от предпринимательской деятельности.

Доходы могут быть уменьшены на следующие расходы:

- расходы на приобретение основных средств;

- расходы на приобретение нематериальных активов;

- расходы на ремонт основных средств;

- арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;

- материальные расходы; расходы на оплату труда;

- расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ;

- суммы НДС по приобретаемым товарам (работам и услугам);

- проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитным организациям;

- расходы на обеспечение пожарной безопасности;

- расходы на содержание служебного транспорта;

- расходы на командировки;

- плата за нотариальное оформление документов;

- расходы на аудиторские услуги, на публикации бухгалтерс­кой отчетности;

- расходы на канцелярские товары;

- расходы на оплату услуг связи;

- расходы на приобретение и обновление программ для персо­нального компьютера и баз данных; расходы на рекламу;

- расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.

Помимо этого, в расходы включаются: суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию России; уплаченные суммы налогов и сборов; расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.

Как видно из приведенного перечня, расходы для целей налогообложения принимаются применительно к порядку, предусмотренному гл. 25 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций.

Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

Налоговой базой служит денежное выражение доходов налогоплательщика или доходов, уменьшенных на величину расходов. Доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли. Доходы в натуральной форме учитываются по рыночным ценам.

Доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода, каковым установлен календарный год. При этом кварталы года являются отчетными периодами.

Главой 26.2 НК РФ введено понятие минимального налога. Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в случае, если сумма исчисленного налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Сум­ма минимального налога исчисляется в размере 1 % от доходов.

Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного ми­нимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.

Налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых пе­риодов, в которых он применял УСН и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов над доходами. Быт может быть перенесен на следующие налоговые периоды в течение 10 лет.

При переходе налогоплательщика из одного режима налого­обложения в другой убытки к зачету не принимаются.

При налогообложении доходов налоговая ставка устанавливается в размере 6 %.

При налогообложении доходов, уменьшенных на величину расходов, ставка устанавливается в размере 15 %.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия девяти месяцев, с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.

Cумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 %.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев, с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.

Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Налог уплачивается по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Квартальные авансовые платежи вносятся не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом. Налог по истечении налогового периода уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций. Для организаций - это 31 марта следующего года, а для индивидуальных предпринимателей - 30 апреля.

Недавно Минэкономразвития утвердило коэффициент-дефлятор, увеличивающий предельные доходы по упрощенке на 2014 год (приказ от 07.11.13 № 652). Но если буквально читать пункт 2 статьи 346.16 НК РФ получается, что на коэффициент уже в этом году надо умножить лимит доходов, дающий право перейти на спецрежим с 2014 года. Так ли это?

Да, компании вправе перейти на упрощенку в 2014 году, если ее доходы за январь – сентябрь 2013 года не превысят 48,015 млн рублей. Такова позиция начальника отдела специальных налоговых режимов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России. Ведь величину предельного размера доходов для перехода на упрощенку надо индексировать на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

В кодексе нечетко сформулирована норма о том, как применять коэффициент для лимита доходов по упрощенке. Как мы выяснили, в опрошенных нами управлениях ФНС считают, что в этом году надо применять старый лимит. То есть с 2014 года на упрощенку вправе перейти компании, у которых доходы за девять месяцев 2013 года уложатся в 45 млн рублей. Мы также считаем, что безопаснее использовать именно этот лимит.

Чтобы остаться на спецрежиме в этом году, не надо индексировать лимит в 60 млн рублей.

Коэффициент-дефлятор будет применяться с 2014 года. Поэтому чтобы остаться на спецрежиме в этом году, доходы за весь год не должны превышать 60 млн рублей. В следующем году надо будет применять дефлятор и компания не потеряет право на спецрежим, если доходы за год не превысят 64,02 млн рублей.

С 2014 года предельный размер дохода для перехода на упрощенку может быть увеличен до 60 млн рублей, а предельный годовой доход - до 80 млн рублей. Проект закона с поправками в статьи 346.12 и 346.13 НК РФ внесен в Госдуму.

79,74 млн рублей — предельный доход, при котором компания вправе оставаться на упрощенке в 2016 году (60 млн руб. × 1,329)

+

59,805 млн рублей — лимит доходов за январь—сентябрь 2016 года для компаний, которые хотят перейти на упрощенку с 2017 года (45 млн руб. x 1,329). Чтобы перейти на упрощенку в 2016 году, доходы за девять месяцев 2015 года не должны превышать 51,615 млн рублей (45 млн руб. x 1,147)

1,329 млн рублей — максимальный потенциальный годовой доход предпринимателя на патенте в 2016 году (1 млн руб. × 1,329). Точную величину устанавливают региональные власти. Причем они вправе увеличивать максимальный потенциальный доход в три, пять и десять раз в зависимости от вида бизнеса

1,798 — коэффициент-дефлятор для вмененки в 2016 году. Этот показатель сначала планировали повысить до 2,083, но потом оставили на уровне прошлого года (приказ Минэкономразвития России от 18.11.15 № 854)

Наши рекомендации