Латинская Америка в 30-е гг. Усиление роли государства в экономике.
Экономический кризис 1929—1933 гг. показал уязвимость сложившихся в странах региона социально-экономических структур, пагубные последствия чрезмерной зависимости экономики региона от внешнего рынка. В годы кризиса резко упал спрос на традиционную продукцию Латинской Америки. Тысячи плантаций, заводов и фабрик оказались парализованными. Миллионы тонн кофе, зерна, плантационных культур уничтожались, не находя спроса. Разорялись массы производителей. Многие остались без работы. Ухудшились общие условия жизни трудящихся, средних слоев населения. Экономический кризис подорвал материальную и социальную базу правящих режимов в регионе, привел к росту социальной нестабильности и бурным политическим переменам. При этом в разных странах события развивались по-разному.
Там, где у власти находились либерально-реформистские правительства, кризис обернулся против них и их политики и был использован силами правой оппозиции. Именно так произошло в Аргентине, где в результате военного переворота в 1930 г. было свергнуто второе правительство Иригойена и к власти вернулись консервативные группировки.
В Бразилии, напротив, кризис расшатал позиции правившей здесь «кофейной» олигархии, чем воспользовались оппозиционные ей буржуазно-националистические круги. Буржуазная революция 1930 г. покончила с олигархическим режимом.
В Колумбии в том же году консервативный олигархический режим сменился либерально-реформистским. В Чили и на Кубе в начале 30-х гг. в результате массовых революционных выступлений рухнули установленные незадолго до кризиса диктаторские режимы.
В Чили в 1932 г. на 12 дней власть захватили социалисты, провозгласившие «социалистическую республику». Вскоре здесь было восстановлено конституционное правление.
Таким образом, в 30-е гг. на политической карте Латинской Америки продолжали сосуществовать, нередко сменяя друг друга, различные политические режимы — диктаторские и конституционные по форме правления, консервативные, либерально-реформистские, националистические и левые по социальному содержанию.
Активизация экономической роли государства в Латинской Америке была характерна главным образом для наиболее продвинувшихся по пути капиталистического развития стран региона (Аргентина, Мексика, Бразилия, Чили, Уругвай), хотя имела место и в других государствах.
Государственное регулирование экономики в латиноамериканских республиках в 30-е гг. выразилось во введении высоких протекционистских пошлин на импорт и других форм стимулирования государством экономического развития: предоставление кредитов, субсидий, финансовых и налоговых льгот местным предпринимателям, развитие государственного сектора.
Эти мероприятия совпали по времени с аналогичными мерами в высокоразвитых государствах Западной Европы и Северной Америки и осуществлялись не без их влияния. Но в Латинской Америке речь шла о государственном регулировании экономики с целью ускорить развитие местного капитализма.
Государственное регулирование экономики в Латинской Америке имело разные варианты и масштабы. Консервативный вариант осуществлялся в Аргентине при правительстве Августина Хусто (1932—1938). Здесь государственное вмешательство в экономику имело непосредственной целью поддержание доходов казны и агроэкспортной олигархии.
В Бразилии во время националистической диктатуры Жетулио Варгаса (1930—1945) государственное регулирование более непосредственно выразило интересы национально-буржуазных кругов. Здесь государственная политика в большей мере была направлена на поощрение национального капитала и промышленного развития. Она привела к созданию значительного государственного сектора и задевала интересы землевладельческой элиты и иностранных компаний. Эта политика сочеталась с социальными уступками трудящимся.
В Чили и Мексике вмешательство государства в экономику отразило интересы более широких национально-патриотических, демократических и левых сил, включая средних и мелких предпринимателей, слои крестьянства и городских трудящихся. Здесь оно сопровождалось серьезными антиолигархическими и антиимпериалистическими мерами, в том числе национализацией ряда отраслей, социальными реформами. В Мексике это были революционно-демократические преобразования правительства Карденаса (1934—1940), в Чили — деятельность правительства Народного фронта (1938—1941) в условиях демократического конституционного режима.
Народный фронт был создан в Чили в 1936 г. В него вошли партии радикалов, социалистов, коммунистов и демократов, а также профсоюзные объединения. Коммунисты Чили, как и других стран Латинской Америки, к этому времени отказались от курса на немедленную «социалистическую революцию» и согласились сотрудничать с другими левыми и демократическими силами в борьбе за ближайшие общие цели: защита демократических свобод и прав трудящихся, обеспечение экономического и социального прогресса, национального суверенитета. Это облегчило создание Народного фронта. Победив на президентских выборах в 1938 г., чилийский Народный фронт пришел к власти. Коммунисты не вошли в состав правительства, но поддерживали его.
Правительство Народного фронта Чили расширило демократические свободы, права трудящихся, приняло меры против крайне правых организаций. Созданная в 1939 г. Корпорация развития производства ввела в строй ряд новых заводов, содействовала зарождению тяжелой промышленности. Ее деятельность привела к возникновению влиятельного государственного сектора экономики. Оказывалась помощь мелким и средним землевладельцам, часть пустующих земель передана безземельным крестьянам.
Изменения в экономической политике латиноамериканских правительств, произошедшие в 30-е гг. привели к росту местного производства и укреплению национального капитала.
США и Латинская Америка.
Важной проблемой в межвоенный период для стран Латинской Америки стали их взаимоотношения с США. Воспользовавшись временным ослаблением внимания европейских держав к Латинской Америке во время первой мировой войны, США усилили свое проникновение в Центральную и Южную Америку. С 1913 по 1929 г. североамериканские капиталовложения в регионе увеличились в 4,5 раза. Опасаясь роста антиамериканских настроений и стремясь упрочить влияние США в регионе, новый американский президент Ф. Рузвельт в 1933 г. заявил об отказе США от интервенций и других форм вмешательства в дела латиноамериканских государств и о переходе к политике «доброго соседа», или «добрососедского сотрудничества». Это означало переориентацию Вашингтона на более гибкие формы экспансии и явилось важным положительным сдвигом в межамериканских отношениях.
Аргентина. В ХІХ — в начале ХХ в. Аргентина — переселенческая страна (преимущественно выходцев из Испании и Италии). Экономика страны развивалась в рамках агроэкспортной модели: она была одним из самых крупных производителей сельхозпродукции в мире, поступавшей преимущественно на экспорт (мясо, зерновые и технические культуры). В конце ХІХ в. в стране разворачивается широкое демократическое движение против «элитарной демократии». Возникает первая массовая политическая партия — Гражданский радикальный союз во главе с Ипполито Иригойеном.
Под давлением движения в 1912 г. в стране было введено всеобщее избирательное право. Это дало мощный толчок либерализации режима в стране. Период 1916—1930 гг. вошел в историю страны под названием «эпоха “либерального реформизма”». Ее связывают с президентством И. Иригойена (1916—1922, 1928—1930 гг.). Он легализовал деятельность профсоюзов, ввел восьмичасовый рабочий день и двухнедельный оплачиваемый отпуск. Была проведена земельная реформа, в соответствии с которой крестьянам из государственного фонда было передано 8 млн. га земли и защищались права арендаторов. Развернулась борьба за национализацию нефтяной промышленности. Но его преобразования не были завершены. Экономический кризис 1930-х гг. обострил положение в стране. В 1930 г. военные во главе с генералом Ф. Урибуру осуществили переворот. Их правление с 1930 по 1943 г. вошло в историю страны как «десятилетие позора». Тем не менее правление военных положило начало новым тенденциям развития. В условиях агроэкспортной модели развития в стране начала реализовываться широкая программа импортозаменной индустриализации — замена экспортируемых товаров на товары, которые производились в Аргентине. Вводились государственные методы регулирования экономики. Импортозаменная индустриализация привела к серьезным изменениям в социальной структуре общества: наиболее многочисленными и влиятельными прослойками общества становятся наемные рабочие и предприниматели. Изменилась структура экспорта страны. Аргентина превратилась в аграрно-индустриальную страну. Но достичь экономической независимости ей не удалось. Страна попала в технологическую зависимость от ведущих стран мира. Во внешней политике Аргентина проводила политику «лидера Южной Америки» и всегда находилась в оппозиции к политике США. Аргентина отказалась вступить в Лигу Наций и установила дипломатические отношения с Советской Россией (1921 г.). Осуждала колониальную дипломатическую политику США в Центральной Америке. В 1930-е гг. пошла на сближение с Германией.
Мексика. Вследствие революции 1910—1917 гг. к власти пришла новая политическая элита. 1 мая 1917 г. была принята одна из самых демократических к тому времени конституций. Она закрепляла за нацией права на землю и ее недра, вменяла в обязанность вернуть крестьянам все захваченные у них земли, а также наделить их землей из государственного фонда. Кроме того, каждый штат устанавливал максимум землевладения, а излишки выкупались и распределялись между крестьянами. Конституция признавала права профсоюзов, установила восьмичасовый рабочий день. Начальное образование стало обязательным и бесплатным. Мексика провозглашалась демократической президентской федеративной республикой. Наиболее важные преобразования осуществил президент Ласаро Карденас (1934— 1940 гг.). За время его правления было покончено с господством латифундий, крестьяне получили в 2,5 раза земли больше, чем за предыдущие 20 лет, были национализированы железные дороги и нефтяная промышленность, утвердилось демократическое устройство. Правительство проводило политику импортозаменной индустриализации и вводило протекционистские законы для защиты собственной промышленности. Внешняя политика базировалась на принципах невмешательства во внутренние дела других государств, на уважении суверенитета и равноправии в международных отношениях. Мексика была первой среди стран Латинской Америки, признавшей СССР и установившей с ним дипломатические отношения (1924 г.). Страна приняла тысячи политических эмигрантов из Испании после установления там режима Ф. Франко; осудила акты агрессии Германии и Японии. Особые отношения сложились с США
Бразилия. В начале ХХ в. была отсталой аграрной страной, где не были преодолены пережитки рабовладельческого строя (был отменен в 1888 г.). Свержение монархии и установление республики (1889 г.) не изменили политическую жизнь в стране. Период с 1889 по 1930 г. вошел в историю страны под названием «старая республика». Доминирующее положение занимала земельная аристократия — латифундисты (производители кофе и сахарного тростника). Правящая элита формировалась из аристократов штатов Сан-Паулу и Ми-нас-Жерайс. К началу 1920-х гг. существующий в стране режим вызывал открытое недовольство. Против власти кофейных магнатов выступили молодые офицеры. Их движение получило название «тенентистское» (от португ. т.епепт.е — лейтенант). В 1922 г. в ряде гарнизонов вспыхнули мятежи, после подавления которых из оставшихся отрядов те-нентистов была образована единая колонна, которая с боями прошла всю страну с юга на север (1924—1927 гг.). Лидирующую роль в этом движении играл начальник штаба колонны капитан Л. Престес. Мятежников поддержали представители региональных элит, которым был запрещен доступ к высшей власти, а также предприниматели и промышленники. Кризис «старой республики» стал очевиден. Экономический кризис 1929—1933 гг. подорвал могущество старой элиты, и к тому же у нее не было программ выхода из кризиса. В таких условиях в 1930 г. в стране состоялись президентские выборы, на которых одержала победу правящая «Консервативная концентрация». Но оппозиция, объединившаяся в «Либеральный альянс» во главе с Ж. Варгасом, не признала поражения и захватила власть силой. Следующий период в истории страны получил название «эра Варгаса» (1930—1964 гг.). В период своего президентства Ж. Варгас стал инициатором проведения широких реформ. Он установил режим личной власти (1934 г.) и в первые годы своего правления симпатизировал идеям фашизма, стремясь во всем быть похожим на Муссолини (как внешне, так и в политической деятельности), но во время Второй мировой войны кардинально изменил взгляды: в 1942 г. объявил войну Германии и даже направил в район военных действий в Италии 30-тысячный корпус, воевавший на стороне стран антигитлеровской коалиции.
За годы правления Ж. Варгаса была осуществлена импортозаменная индустриализация, создан государственный сектор экономики (металлургия, электроэнергетика, транспорт), введены протекционистские таможенные налоги, проведено разведывание и начата эксплуатация природных месторождений (бокситы, железная руда, никель, золото). Осваивались новые земли. Благодаря умелой дипломатической политике Ж. Варгас добился выгодных для страны внешних инвестиций. В социальной сфере было введено страхование и трудовое законодательство, введен восьмичасовый рабочий день, определен размер минимальной заработной платы, пенсий, отпусков и т. п. Правительство выделяло значительные средства на развитие образования и культуры. В то же время были распущены все политические партии, введена цензура, преследовалась оппозиция