Административные методы валютного регулирования
Административные методы валютного регулирования целесообразно классифицировать исходя из проводимой в Законе О валютном регулировании и валютном контроле классификации валютных операций:
1) по критерию формы:
— приобретение и отчуждение валюты,
— использование валюты в качестве средства платежа,
— ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ,
— перевод валюты;
2) по критерию формы участия в ней субъектов валютного регулирования:
— отчуждение денежных средств резидентом в пользу резидента,
— отчуждение денежных средств нерезидентом в пользу резидента,
— отчуждение денежных средств резидентом в пользу нерезидента.
— отчуждение денежных средств нерезидентом в пользу нерезидента;
3) по виду средства платежа:
— валюта: а) денежные знаки, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах,
— валютные ценности: а) иностранная валюта; б) внешние ценные бумаги.
Анализируя положения главы II Закона о валютном регулировании и валютном контроле, можно выделить следующие направления валютного регулирования в России.
1. Регулирование валютных операций между резидентами и нерезидентами.
По общему правилу, валютные операции между юридическими лицами — резидентами и нерезидентами осуществляются через банковские счета, открытые в уполномоченных банках.
2. Регулирование валютных операций между резидентами. По общему правилу, такие операции запрещены российским законодательством. Однако из этого правила закон предусматривает ряд исключений (предусмотрены ч. 2 и 3 ст. 9, ч. 6 ст. 12 и ч. 3 ст. 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле).
3. Регулирование валютных операций между нерезидентами.
Правовой режим данных операций базируется на общем правиле: "Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках".
4. Регулирование внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
Согласно действующему законодательству купля-продажа иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.
Банк России устанавливает требования к порядку совершения уполномоченными банками операций с наличной иностранной валютой, а также с чеками, номинированными в иностранной валюте, в Инструкции Банка России от 16.09.2010 № 136-И "О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц".
5. Регулирование порядка открытия счетов резидентов в банках, расположенных за пределами территории РФ.
Данный порядок носит уведомительным характер для резидентов, открывающих счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ.
6. Регулирование порядка открытия счетов (вкладов) нерезидентами на территории РФ.
Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках и имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории РФ на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках, а также наоборот.
Порядок открытия резидентами и нерезидентами счетов в иностранной валюте и валюте РФ установлен Инструкцией Банка России от 14.09.2006 № 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)".
7. Регулирование порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из РФ валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.
Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации иностранной валюты и валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами без количественных ограничений.
При единовременном ввозе на территорию Таможенного союза или вывозе с территории Таможенного союза наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую 10 000 долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков[1].
К административным методам регулирования относится и введение валютных ограничений. Введение валютных ограничений в целом обусловлено необходимостью защиты экономической безопасности государства, поэтому различные валютные ограничения продолжают существовать в большинстве стран мира и допускаются в международной практике.
На пути перехода к полной конвертируемости российского рубля были сняты действовавшие ранее многочисленные валютные ограничения, которые создавали барьеры на пути развития внешнеторговых связей с зарубежными партнерами, а также на пути движения капитала в виде кредитов и инвестиций.
Правовая справка
К 1 января 2007 г. в России прекратили действие следующие валютные ограничения:
а) порядок резервирования валюты на счетах Банка России при отсрочке платежа со стороны нерезидента;
б) порядок обязательной продажи части валютной выручки;
в) требования об обеспечении исполнения обязательства нерезидента перед резидентом;
г) требование об использовании резидентом и нерезидентом специальных счетов, открытых в уполномоченных банках;
д) разрешительный порядок совершения операций, связанных с движением капитала.
Закон о валютном регулировании и валютном контроле определяет три цели введения валютных ограничений:
1) предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов;
2) предотвращение резких колебаний курса валюты РФ;
3) поддержание устойчивости платежного баланса РФ.
Исходя из сказанного, в числе общих критериев установления ограничения права распоряжения валютными ценностями согласно Закону о валютном регулировании и валютном контроле можно назвать следующие.
1. Запрет совершения каких-либо действий (например, общий запрет валютных операций между резидентами (ст. 9), запрет купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации, минуя уполномоченные банки.
2. Установление определенного лимитирования каких-либо действий. В соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле переводы физическим лицом — резидентом из Российской Федерации в пользу иных физических лиц — резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, возможны в сумме, не превышающей в течение одного операционного дня 5000 долл. США.
3. Требование об обязанности распорядиться валютными ценностями особым образом. К такому ограничению можно отнести требование о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ[2] . Данное требование заключается в том, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
— получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
— возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.