Эффект дохода и эффект замещения

Каким образом изменение цены товара (при неизменности цен остальных товаров и дохода потребителя) оказывает воздействие на объем спроса на этот товар? С одной стороны, снижение цены данного товара при постоянстве цен прочих товаров означает снижение его относительной цены, в результате чего все другие товары становятся дороже относительно данного товара. Потребитель будет стремиться замещать относительно подорожавшие товары товаром, относительно подешевевшим. С другой стороны, снижение цены данного товара можно рассматривать как повышение реального дохода потребителя. Остающаяся в его распоряжении некоторая сумма денежных средств может быть в этом случае потрачена на приобретение до­полнительных единиц как относительно подешевевшего, так и любого другого товара.

Итак, изменение цены какого-то товара оказывает влияние на изменение объема спроса потребителя на этот товар двумя путями: во-первых, под влиянием изменения относительной цены данного товара; во-вторых, реального дохода потребителя. В связи с этим целесообразно разделить общий эффект изменения цены на две сос­тавляющие части: эффект замены и эффект дохода.

Эффект замены есть изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе.

Под эффектом дохода следует понимать изменение спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменных относительных ценах товаров.

Если речь идет о “нормальных товарах”, то эффекты замены и дохода действуют в одном и том же направлении. Если же речь идет о “товарах низшей категории”, то эффекты замены и дохода действуют разнонаправленно. В этом случае совокупный эффект изменения цены будет зависеть от того, какой из составляющих эффектов окажется преобладающим.

Эффект дохода и эффект замещения - student2.ru Эффект дохода и эффект замещения - student2.ru

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Раскройте категории потребление и полезность.

Общая и предельная полезность. Проблема оценки полезности благ.

Предпочтения потребителя.

Кривые безразличия и их свойства.

Предельная норма замещения.

Бюджетное ограничение потребителя.

Правило максимизации полезности. Условия равновесия потребителя.

Динамика равновесия потребителя.

9. Кривые “доход-потребление” и “цена-потребление”.

Эффект дохода и эффект замещения.

ТЕМА 6. ТЕОРИЯ ФИРМЫ

6.1 Фирма: цели, функции, организационно – правовые формы.

Организационно-правовые формы предприятий (фирм) и их типы.

Факторы производства и производственная функция.

Наши рекомендации