Предложение и спрос на товары и услуги. Равновесие на рынке товаров.

В закрытой экономике спрос на товары и услуги формируется тремя макроэкономиче­скими субъектами: домашними хозяйствами, фирмами и государством.

Спрос домашних хозяйств на товары и услуги представляет собой сумму расходов до­машних хозяйств на оплату товаров и услуг потребительского назначения. Для описания по­требительского спроса используется кейнсианская функция потребления как функция по­требления от располагаемого дохода и предельной склонности к потреблению:

C = c(Y-T), где С - функция потребления; с - предельная склонность к потреблению; Y - национальный доход; Т- налоги.

Поскольку в долгосрочном периоде объем национального дохода определяется на ос­нове естественного выпуска Y*, то и величина потребления при фиксированных налогах бу­дет представлять собой постоянную величину:

С = c(Y*-T) = C =const.

Спрос на товары со стороны фирм представляет собой сумму расходов фирм на приоб­ретение инвестиционных товаров, то есть элементов основного капитала. Спрос фирм можно описать с помощью неоклассической функции инвестиций, которая показывает обратную зависимость между величиной инвестиции (спросом на товары - элементы основного капи­тала) и реальной ставкой процента г.

I =I(r).

Чем выше ставка банковского процента, тем выше реальная цена капитала и, следова­тельно, тем меньше спрос фирм на инвестиционные товары, формирующие основной капитал.

Спрос государства на товары и услуги представлен величиной государственных заку­пок G, которые рассматриваются как заданная, экзогенная величина.

Общий спрос на товары и услуги в закрытой экономике в долгосрочном периоде представляет собой функцию, которая отражает обратную зависимость величины спроса на товары и услуги от реальной ставки процента r:

Y=C + I+ G = c(Y*-T) + G + I(r).

Предложение товаров и услуг определяется в долгосрочном периоде величиной ис­пользуемых факторов производства и представляет собой величину естественного выпуска при полном использовании капитала и естественной занятости.

Спрос на товары и услуги в закрытой экономике в долгосрочном периоде распадается на спрос домашних хозяйств, фирм и государства. Спрос представлен функцией, которая по­казывает обратную зависимость величины спроса от реальной ставки процента.

Предложение и спрос на товары и услуги. Равновесие на рынке товаров. - student2.ru

Равновесием рынка товаров и услуг в закрытой экономике является такое сочетание ре­альной ставки процента и естественного выпуска (национального дохода), при которых спрос на товары и услуги равен естественному выпуску:

Предложение и спрос на товары и услуги. Равновесие на рынке товаров. - student2.ru

Другими словами, механизмом установления равновесия на рынке товаров и услуг яв­ляется изменение гибкой ставки процента. Если ставка процента выше рав­новесной,r1>r0, то спрос на инвестиции невелик, меньше равновесного значения, I(r1)<I(ro), и, соответственно, общий спрос на товары и услуги в экономике меньше естественного вы­пуска, Y1 < Y*. По мере снижения ставки процента спрос на инвестиции растет, увеличивает­ся общий спрос в экономике. Снижение реальной процентной ставки происходит до тех пор, пока она не установится на равновесном уровне, соответствующем равенству спроса на то­вары и услуги и естественного выпуска:

r = r0, Y=C + I+G =Y*.

При низкой процентной ставке фирмы предъявляют повышенный спрос на инвестиции до тех пор пока ставка процента не вырастет до уровня r0. Таким образом, особенностью неоклассической модели распределения национального дохода является то, что равновесие рынка товаров и услуг достигается при равновесной ставке процента. Предложение товаров и услуг в долгосрочном периоде не зависит от цен на товары и услуги, а определяется величиной использования факторов производства. Спрос на товары и услуги зависит от ставки процента. Ставка процента связывает два рынка - рынок товаров и услуг и рынок заемных средств. Равновесная ставка процента определяется на рынке заемных средств и, в свою очередь, определяет величину спроса на товары, равную естественному выпуску и, следовательно, приводит в равновесие рынок товаров и услуг.

Наши рекомендации