O фонды социального, имущественного и личного страхования;
O валютные резервы государства;
O финансы субъектов хозяйствования и населения.
Финансовая система включает Законы, Декреты, Указы и другие нормативно-правовые акты, регулирующие денежные и финансовые отношения.
Финансовая система состоит из централизованных и децентрализованных финансов. Централизованные финансы включают:
O бюджеты всех уровней;
o внебюджетные фонды: пенсионный, социального страхования, государственный фонд занятости, обязательного медицинского страхования;
O кредиты.
Децентрализованные финансы состоят из финансов:
o фирм, предприятий, включающих фонды:
ü накопления;
ü амортизационных отчислений;
ü потребления;
ü резервный.
O организаций и учреждений;
O бюджета домашних хозяйств.
Финансовая система строится на определенных принципах. Основными являются: принципы демократического централизма и фискального федерализма. Первый предполагает сосредоточение в руках высших органов государственной власти права на мобилизацию и направление преобладающей части финансовых средств на осуществление государственных программ. Он характерен для плановой экономики.
Принцип фискального федерализма означает распределение полномочий между Республиканскими (федеральными) и региональными властями и осуществление функций между отдельными звеньями системы по использованию финансов, исходя из потребности обеспечения общенациональных приоритетных и первоочередных целей (социальная сфера, оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность и др.) Источником их финансирования является государственный бюджет.
12.2 Государственный бюджет: принципы построения, функции, формирование доходов и направления расходов.
Бюджет (от англ. budget – сумка) – признанная или принятая роспись, таблица, ведомость доходов и расходов экономического субъекта, государства, семьи за определенный период времени, обычно за год. Бюджет составляется для учета количества располагаемых и расходуемых денежных средств и их взаимного соответствия.
Бюджет является центральным звеном финансов и финансовой системы. Это финансовый план, смета доходов и расходов государства. Он представляет полную информацию о финансах, централизованном фонде денежных средств, направлениях их расходования. Роль бюджета в национальной экономике значительна. Во – первых, он является инструментом государственного регулирования и законом, обязательным для выполнения участниками денежных отношений. Во – вторых, бюджет является средством аккумуляции денежных средств для решения глобальных экономических проблем. В-третьих, наличие бюджета позволяет решать сложные проблемы.
В зависимости от экономического субъекта, применительно к денежным средствам, которого составляется бюджет, различают государственный, региональный, местный бюджет. Совокупность всех бюджетов страны характеризует консолидированный бюджет. В Республике Беларусь двухуровневый бюджет – республиканский и местный (муниципальный). Они образуют бюджетную систему.
Бюджетная система строится на основных принципах:
O единства, означающего что государство должно иметь лишь один консолидирующий бюджет страны, объединяющий все доходы и расходы. Единство обеспечивается правовой основой, единой бюджетной классификационной формай документооборота, единством налоговой и денежной систем;
O полноты, то есть отражением всех источников доходов и направлением расходов по каждому уровню бюджетной системы;
o реальности, означающей, что в доходах отражены источники поступлений в размерах, соответствующих прогнозу развития экономики, а в расходах – направления финансирования, которые обоснованы прогнозными показателями;