Места прохождения практики
Федеральное агентство по образованию РФ
Санкт-Петербургский Государственный университет
Сервиса и экономики
Институт социологии и управления социальными процессами
Кафедра «Социально-культурного сервиса и туризма»
Социально-культурный сервис и туризм
Программа практики для студентов
специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
Санкт-Петербург
Одобрена на заседании кафедры «Социально-культурный сервис и туризм», протокол № от 0. 0. 2008 г.
Социально-культурный сервис и туризм. Программа практики для студентов специальности 100103 – СПб.: Изд-во СПб ГУСЭ, 2008. – 32 с.
Составители: доц., к.п.н. Н.Г.Давлет-Кильдеева, ст.преп. Е.А.Иноземцева
Рецензент: к.п.н., проф.кафедры СКСиТ В.Г.Велединский
Под общей редакцией д.и.н., проф. В.Г.Лапиной
© Санкт-Петербургский Государственный Университет сервиса и экономики,
2008г.
Содержание
1. Общие положения…………………………………………………………….4
2. Места прохождения практики ……………………………………………..12
3. Организация практики и порядок ее прохождения……………………….13
4. Учебно-ознакомительная практика: задание и методические указания
по его выполнению ……………..………………………………………….14
5. Учебно-методическая практика: задание и методические указания
по его выполнению ………………………………………………………..16
6. Производственная практика: задание и методические указания
по его выполнению …………………………………………………………23
7. Преддипломная практика: задание и методические указания
по его выполнению ………………………………………………………..25
8. Подведение итогов и формы контроля……………………………………28
9. Литература ………………………………………………………………….29
Общие положения
Практика является неотъемлемой составной частью общей системы подготовки студентов высшего профессионального образования по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».
В соответствии с требованиями ГОС-2000 практика подразделяется на учебную, производственную и преддипломную и проводится последовательно у студентов очной формы обучения - с 4-го по 10-й семестр, заочной формы обучения - со 2-го по 11-й семестр.
Практика направлена на закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения, на овладение опытом профессиональной деятельности в соответствии с квалификационными требованиями. Практика предусматривает непрерывное и последовательное формирование у студентов единой системы профессиональных умений и навыков, их расширение по мере перехода от одного вида практики к другому с учетом взаимосвязи теоретического и практического обучения, современного состояния и перспектив развития науки, техники и технологий. Поэтапное включение студентов в практическую деятельность учреждений социально-культурной сферы и туризма, постепенное освоение технологий работы управленческого персонала во всех аспектах деятельности организации направлено на подготовку их к будущей профессиональной деятельности.
Целью проведения практики является формирование, отработка и совершенствование умений и навыков практической работы по профилю будущей профессиональной деятельности на базе теоретических знаний, полученных при изучении основных дисциплин, определяемых ГОС-2000 ВПО в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста по сервису и туризму.
Умения и навыки, приобретаемые в процессе практики, соответствуют требованиям ГОС по квалификационной характеристике выпускника.
Квалификационная характеристика выпускника | практика | ||
учебная | произв. | преддипл. | |
обладает знаниями по созданию условий для формирования рынка социально-культурного сервиса и туризма с учетом применения прогрессивных технологий услуг; | + | + | |
имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования; | + | ||
знает возможности современных информационных технологий и владеет методами сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в социально-культурной сфере и туризме; | + | ||
принимает участие в организации, планировании и совершенствовании деятельности служб социально-культурного сервиса и туризма и разрабатывает мероприятия по повышению эффективности их деятельности; | + | ||
принимает управленческие решения в рамках компетенции и осуществляет связь с общественностью; участвует в работе по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров служб социально-культурного сервиса и туризма; | + | + | |
понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы, определяющие конкретную область его профессиональной деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний; внедряет современные научные знания, передовые технологии в сфере социально-культурного сервиса и туризма; | + | + | |
способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта; анализу своих возможностей; умеет приобретать новые знания, использовать современные научные технологии; | + | + | |
способен обеспечить деятельность предприятий и организаций представляющих услуги по рекреации и туризму; | + | ||
умеет разработать стратегию и тактику деятельности предприятий и организаций, представляющих услуги социально-культурного сервиса и туризма; | + | ||
использует несколько иностранных языков при оказании услуг социально-культурного сервиса и туризма; | + | + | |
обеспечивает комплексное обслуживание потребителей услуг социально-культурного сервиса и туризма; | + | + | |
владеет приемами и методами формирования системы межличностного общения; | + | + | + |
обладает знаниями и навыками по разработке и внедрению инновационных технологий в социально-культурный сервис и туризм; | + | ||
владеет знаниями организации контроля качества по оказанию услуг социально-культурного сервиса и туризма; | + | ||
обеспечивает систему мер по повышению качества оказываемых услуг предприятиями социально-культурного сервиса и туризма; | + | + | |
владеет знаниями по принятию решений в экстремальных ситуациях, обеспечению безопасности жизнедеятельности. | + |
Программа практики студентов включает проведение последовательно учебных, производственной и преддипломной практики. Продолжительность каждого вида практики определяется рабочим учебным планом на основе ГОС, сроки проведения - графиком учебного процесса. Общая продолжительность всех видов практик соответствует требованиям ГОС.
Все перечисленные виды практик студентов различаются целями и сроками проведения:
1.Учебная практика предназначена для ознакомительного вхождения в среду будущей профессиональной деятельности в условиях конкретного предприятия, организации и приобретения первичных профессиональных навыков работника сферы социально-культурного сервиса и туризма.
Первый этап учебной практики – учебно-ознакомительная практика проводится в течение двух недель у студентов 2 курса очной и 1 курса заочной формы обучения по окончании соответственно 4-го и 2-го теоретического семестра.
Цель этой практики – ознакомление с основными и дополнительными видами деятельности учреждений социально-культурной сферы и туризма, с внутренней и внешней средой организаций.
Задачи учебно-ознакомительной практики:
· закрепление теоретических знаний, полученных студентом в процессе обучения по дисциплинам: «Сервисная деятельность», «Основы СКД», «Иностранный язык», «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме», «Человек и его потребности», «СКСиТ: введение в специальность» и др.
· практическое изучение учредительных и нормативных документов, регламентирующих деятельность предприятий и организаций социально-культурного сервиса и туризма;
· изучение организационно-экономической структуры предприятия и работу структурных подразделений;
· изучение навыков и приемов работы специалистов;
· практическое изучение должностных инструкций, информационной базы;
· выработка навыков межличностного общения;
· выработка навыков в самостоятельного поиска информации для научно-исследовательской работы.
Выполняемая работа на этом этапе практики – обязанности помощника менеджера, секретаря, делопроизводителя, оператора персонального компьютера, курьера и т.д.
Второй этап учебной практики – учебно-методическая практика проводится в течение 4-х недель у студентов 3 курса очной и заочной формы обучения по окончании 6-го теоретического семестра.
Цель этой практики – включение студентов в организационные и технологические процессы учреждений социально-культурной сферы и туризма и на основе знаний, полученных за три года теоретического обучения в вузе, овладение навыками работы персонала в конкретном трудовом процессе организации, психологическая адаптация в новых для себя условиях.
Задачи учебно-методической практики:
· закрепление теоретических знаний, полученных студентом в процессе обучения, по дисциплинам: «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме», «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме», «Стандартизация и сертификация в социально-культурном сервисе и туризме», «Краеведение», «Иностранный язык», «Профессиональная этика и этикет», «Психодиагностика» и др.;
· практическое изучение технологии конкретных направлений и видов деятельности в сфере социально-культурного сервиса и туризма;
· практическое изучение организации конкретных мероприятий в сфере социально-культурного сервиса и туризма;
· практическое изучение конкретного трудового процесса по технологии продвижения социально-культурного сервиса и туризма;
· участие в конкретных делах по должности в соответствии с должностной инструкцией;
· совершенствование навыков межличностного общения;
· сбор практического материала для написания учебных научно-исследовательских работ.
Выполняемая работа на этом этапе практики – обязанности мененджера, администратора, помощника супервайзера, работника структурного подразделения управленческой службы и др.
2.Производственная практика предназначена для получения навыков работы обслуживающего и управленческого персонала среднего и высшего звена организаций социально-культурного сервиса и туризма.
Производственная практика проводится в течение 4-х недель у студентов 4-го курса очной и заочной формы обучения по окончании 8-го теоретического семестра.
Цель этой практики – участие студента во всех видах управленческой и культурно-творческой деятельности учреждений социально-культурной сферы и туризма, участие в формировании стандартов обслуживания, участие в работе с потребителями по контролю качества предоставленной услуги, участие во взаимодействии с партнёрами по бизнесу, властными структурами, налоговыми органами и поставщиками.
Задачи производственной практики:
· закрепление теоретических знаний, полученных студентом в процессе обучения, по дисциплинам специальности: «Реклама в социально-культурном сервисе и туризме», «Связь с общественностью», «Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника», «Иностранный язык-2», «Документационное обеспечение социально-культурного сервиса и туризма», «Профессиональная этика и этикет», «Психодиагностика» и курсам реализуемых специализаций: «Музейная и выставочная работа», «Туристская деятельность», «Социокультурный сервис», «Международный туризм», «Социокультурный сервис за рубежом», «Социокультурное проектирование» и др.;
· изучение процесса управления человеческими ресурсами организации;
· изучение процессов взаимодействия со стейкхолдерами (круг лиц, заинтересованных сторон, имеющих отношение к предприятию: инвесторы, кредиторы, поставщики, потребители, общественные и государственные организации) в процессе сервисной деятельности;
· выполнение функций управленческого персонала среднего звена организаций;
· совершенствование навыков межличностного общения;
· сбор и анализ практического материала для написания учебных курсовых и научно-исследовательских работ.
Выполняемая работа на этом этапе практики – обязанности администратора, менеджера, супервайзера, работника структурного подразделения управленческой службы и др.
3. Преддипломная практика предполагает полноценное участие студента-выпускника в управленческой, организационной и инновационной деятельности организации социально-культурной сферы или туризма с прицелом на объект и предмет дипломного исследования.
Длительность преддипломной практики студентов всех форм обучения 6 недель. Преддипломная практика проводится у студентов 5-го курса очной и 6-го курса заочного формы обучения.
Цель этой практики – на основе получения теоретических знаний, обретения практических профессиональных умений и навыков, позиционировать себя как профессионально состоявшегося, творческого, положительно настроенного, легко обучаемого специалиста сферы социально-культурного сервиса и туризма. На этом этапе для выполнения дипломной работы и завершения обучения по программе ВПО работа студента должна включать элементы научного исследования по выявлению конкретных проблем, несовершенств в деятельности организации, разработке вариантов их решения и определению перспектив развития, и завершиться сбором эмпирического материала для написания выпускной квалификационной работы.
Задачи преддипломной практики:
· закрепление теоретических знаний, полученных студентом в процессе обучения, по дисциплинам специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм»
· выполнение функций специалиста или работника управленческого персонала среднего звена организаций;
· участие в формировании кадровой политики организации;
· участие в стратегическом планировании и прогнозировании;
· участие в формировании организационной культуры организации;
· участие в формировании политики взаимодействия со стейкхолдерами в процессе сервисной деятельности;
· сбор и анализ эмпирического материала для написания выпускной квалификационной работы;
· разработка основных направлений совершенствования деятельности организации для повышения ее конкурентоспособности.
Выполняемая работа на этом этапе практики – обязанности специалиста, менеджера, помощника директора, помощника начальника отдела, работника структурного подразделения управленческой службы и др.
В результате практического освоения профессиональной деятельности на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма выпускник должен уметь:
§ организовать и обеспечивать разнообразную, социально-культурную по направленности деятельность организации;
§ организовать плановую и экономическую деятельность организации;
§ разрабатывать мероприятия по повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности организации;
§ участвовать в управлении человеческими ресурсами;
§ при подготовке управленческих решений использовать современные информационные технологии по сбору и обработке данных;
§ в экстремальных ситуациях способствовать обеспечению безопасности жизнедеятельности окружающих,
§ работать с нормативно-технической документацией;
§ организовывать прием и обслуживание потребителей;
§ решать практические управленческие задачи, связанные с эксплуатацией зданий и оборудования;
§ осуществлять материальный учет имущества с использованием средств компьютерного обеспечения;
§ планировать и. анализировать производственную деятельность;
§ владеть приемами делового общения;
§ вести делопроизводство и корреспонденцию;
§ использовать в профессиональной деятельности иностранный язык;
§ составлять и оформлять служебную документацию;
§ решать деловые вопросы, связанные с внедрением новых информационных технологий;
§ использовать различные средства рекламы и пропаганды для продвижения оказываемых услуг;
§ организовывать работу персонала с использованием электробытового оборудования и других средств механизации труда;
§ анализировать свои возможности и накопленный опыт с целью приобретения новых знаний на основе систематической, самостоятельной работы со специальной и нормативно-методической литературой, способствующей формированию творческого подхода в решении проблем профессиональной деятельности.
Места прохождения практики
Места практики выбираются в соответствии с договорами о сотрудничестве кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» СПбГУСЭ, заключенными с организациями различных форм собственности сферы социально-культурного сервиса, туризма и культуры.
Места практики могут подбираться студентами самостоятельно, исходя из их приоритетов и возможностей.
На этапе прохождения учебной практики допускается использование в качестве места практики любой сервисной организации с изучением социально-культурных аспектов деятельности этой организации.
Студенты могут проходить практику в следующих организациях и учреждениях сферы гостеприимства, туризма и культуры:
· туроператорских фирмах,
· турагентствах,
· бюро путешествий и экскурсий,
· гостиницах,
· отелях,
· санаторно-курортных и туристских комплексах,
· театрах,
· музеях,
· досуговых центрах,
· концертных объединениях,
· киноцентрах, библиотеках, образовательных учреждениях,
· выставочных объединениях,
· рекламных агентствах,
· ресторанах,
· клубных учреждениях,
· спортивно-оздоровительных комплексах,
· фитнес-центрах,
· школах искусств и эстетического воспитания,
· казино,
· Домах творчества юных,
· парках и садах отдыха и развлечений,
· общественных организациях, занимающихся организацией туризма, образовательной и информационной деятельностью
и др.