Ординалистская концепция поведения потребителя. Кривые безразличия и предельная норма замещения

В результате бурных дискуссий экономисты пришли к выводу:

Необходимо рассматривать не полезность от потребления некоторого отдельно взятого товара, а полезность от всего набора потребляемых товаров. В результате функция полезности принимает вид:

U=f(X),

где X= (x1, x2,…,xn) - набор товаров 1,2,…, n.

Этот вывод был положен в основу ординалистского(порядкового) подхода к анализу полезности и поведения потребителя. Согласно этому подходу потребитель не может измерить полезность отдельного блага, но он может сравнить и упорядочить товарные наборы с точки зрения их предпочтительности. кривые безразличия представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей- одинаковую полезность. Форма кривой безразличия отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и предпочтениями и не зависит от доходов или цен на потребляемые товары. Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет егокарту безразличия – графическое изображение шкалы предпочтений потребителя.

Исходным и основным инструментом анализа потребительских предпочтений становятся кривые безразличия. Идея графического представления системы предпочтений(функции полезности) потребителя с помощью кривых безразличия( впервые примененных английским экономистом Ф.Эджуортом в 1881г.) весьма проста: соединим все точки, характеризующие наборы товаров, имеющие некоторый определенный уровень полезности-a,b,c ( для потребителя безразлично, какой из этих наборов выбирать), и назовем полученную линию равной полезности кривой безразличия-IC1.(Рис.3).Повторим то же самое с наборами товаров, имеющими какой-либо иной уровень полезности. В результате, проделав эту операцию со всеми возможными наборами товаров, получим карту безразличия – множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя.

q 2
q 21
q 22
q 23
o oo
q 1
q11
q12
q13
IC1

Предельная норма замещения (Marginal Rate of Substitution, или MRS) товаром q1 товара q2 показывает количество товара q2, которым потребитель готов "пожертвовать", ради приобретения одной дополнительной единицы товара q1, при сохранении общего уровня удовлетворения неизменным.

Алгебраическое выражение, показывающее пропорцию, в которой потребитель готов обменивать один товар на другой, имеет вид отношения приращения q2 к приращению q1 , или

Ординалистская концепция поведения потребителя. Кривые безразличия и предельная норма замещения - student2.ru .

Данное отношение в силу убывающего характера стандартной кривой безразличия всегда отрицательно.

Графически MRS равна тангенсу угла наклона касательной к кривой безразличия в данной точке. (Рис.5)

Ординалистская концепция поведения потребителя. Кривые безразличия и предельная норма замещения - student2.ru

Наши рекомендации