Понятие эластичности. Измерение эластичности. Два метода расчета эластичности (по дуге и в точке)
Эластичность – степень реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений переменных.Наиболееобщее определение эластичности-отношение относительного приращения функции к относительному приросту независимой переменной, или Для рассматриваемых нами функций спроса и предложения такими независимыми переменными могут быть цены данного или других товаров, уровень доходов, издержек и т.д.
При подсчете коэффициента эластичности используют два основных метода: 1) Эластичность по дуге(для интервала). Применяется при измерении эластичности между двумя точками на кривой спроса или предложения и предполагает знание первоначальных и последующих уровней цен и объемов. Практически используются средние для отрезка АВ величины цены и объема (рис.1):
где Р1, Р2 - первоначальная и последующая цены,
Q 1 ,Q2 - первоначальная и последующая величины спроса.
Рис. 1. Дуговая эластичность спроса
Процентное изменение величины спроса для интервала АВ вычисляется по следующей формуле:
Q2-Q1
(Q1+Q2)/2
Процентное изменение цены для интервала АВ вычисляется по следующей формуле:
P2-P1
(P1+P2)/2
Эластичность спроса = Q2-Q1 : P2-P1 =по цене для интервала АВ (Q1+Q2)/2 (P1+P2)/2
(Q2-Q1)/ (Q1+Q2)
=
(P2-P1)/(P1+P2)
Эластичность в точке (или точечная эластичность). Она используется в том случае, когда задана функция спроса (или предложения) и исходный уровень цены и величины спроса (или предложения). Данная формула характеризует относительное изменение объема спроса (или предложения) при бесконечно малом изменении цены (или какого-либо другого параметра):
,
где Q' (Р) - производная функции спроса (или предложения) по цене;
Р - рыночная цена;
Q(P) - величина спроса (или предложения) при данной цене.
Измерение эластичности:
27) Эластичность спроса по цене и факторы ее определяющие.
Эластичность спроса по ценепоказываетстепень количественного изменения спроса при изменении цены на 1 %.
При этом, чем выше данный показатель по своей абсолютной величине, тем сильнее чувствительность рыночного спроса к изменению цен.
К основным факторам эластичности спроса по цене относятся:
- наличие и доступность товаров-заменителей на рынке какому-либо товару (если не существует хороших заменителей какого-либо товара, либо они существуют, но недоступны для покупателей, то спрос - неэластичен, и наоборот- наличие хороших и доступных товаров-заменителей делают спрос эластичным);
- фактор времени (рыночный спрос имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном. Это связано с временным лагом реакции потребителя на изменение цены и большой вероятностью появления со временем товаров-заменителей);
- доля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цены);
- степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, например, холодильниками, то маловероятно, что производители смогут существенно стимулировать свой сбыт путем снижения цен, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса);
- разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него.);
- важность товара для потребителя (если товар является необходимым в повседневной жизни - зубная паста, мыло, услуги парикмахера, то спрос на него будет неэластичным к изменению цены. Товары, которые не столь важны для потребителя, и приобретение которых, может быть отложено, характеризуются большей эластичностью).
28) Эластичность спроса по цене и доход фирмы.
Особую значимость показатель эластичности приобретает, когда мы сравниваем последствия от изменения цен на доходы фирмы для товаров с различной эластичностью.
Пусть задана некоторая функция спроса, рыночная цена – Р1, объем спроса – Q1(Рис.6). Если цена сократится на Δр, то по закону спроса объем увеличится на Δq. Как при этом изменится доход фирмы? По определению, общий доход (TR; total revenue - англ.) фирмы в точке А равен TR = P1Q1, что соответствует площади прямоугольника OP1AQ1. При изменении цены доход фирмы меняется двояким образом:
-с одной стороны, доход уменьшается на величину R1= Q1Δp (эффект уменьшения цены);
Р
P1 A R1= Q1Δp
Δp
R2 = (P1 — Δp) Δq
D
O Q1 Δq Q
Рис.6 Эластичность спроса и общий доход
-с другой стороны, доход увеличивается на
R2=(P1 — Δp) Δq (эффект увеличения объема спроса).
Найдем отношение .
Другими словами, прирост дохода определяется ценовой эластичностью спроса.Рассмотрим три возможных ситуации:
• Эластичный спрос
|E| >1, R2>R1.
Сокращение цены вызывает увеличение совокупных доходов фирмы, и наоборот.
• Неэластичный спрос
0<|E|<1,R2<R1.
Сокращение цены приводит к уменьшению совокупных доходов фирмы, т.е. изменение цен и доходов осуществляется в одном направлении. Опытный предприниматель всегда учитывает эту закономерность при
выборе своей ценовой стратегии.
· Единичная эластичность спроса
|E|=1, R2=R1.
Уменьшение или увеличение цены не оказывает влияния на совокупный доход фирмы. Совокупный доход достигает своего максимума.