Лекция 22. Определение объема производства и цены при чистой монополии
Литература для самостоятельного изучения:
1. «Экономика предприятия»: Учебник/. Под ред. Н.А. Сафронова.- М.: Юрист, 2002 (с. 125-141).
2. Макконнелл К.Р., Брюс. Л Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т.2. – М.: Республика, 1992. (с. 11-45).
Вопрос 1.Характерные черты чистой монополии.
1. Единственный продавец – чистый монополист есть фирма, представляющая из себя всю отрасль.
2. Нет близких заменителей продукта фирмы. Из первого признака следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. Это означает, что покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него. Из второго признака следует, что у чистого монополиста нет необходимости проводить широкую рекламу своего продукта. Реклама при чистой монополии носит, скорее всего, характер связи с общественными организациями.
3. Контроль над ценой. Мы уже отмечали, что отдельная фирма при чистой конкуренции не оказывает влияния на цену своего продукта, она, скорее всего, соглашается с рыночной ценой.
В противоположность фирме в условиях чистой конкуренции фирма в условиях чистой монополии диктует цену, манипулируя объемом предложения производимого им продукта.
4. Заблокированное вступление в отрасль. Невозможность вступления в отрасль зависит от барьеров существующих для других фирм. Эти барьеры могут быть сгруппированы в три группы: экономические, технические и юридические. Эти барьеры объясняют причины существования чистых монополий. Рассмотрим каждую группу этих барьеров в отдельности.
А) экономические барьеры.
Современная технология в некоторых отраслях т акая, что рост масштабов производства происходит на очень длительном интервале понижающейся кривой долгосрочных средних издержек (рис. 1). Примером такой отрасли является автомобильная. В США в этой отрасли господствуют три гигантские фирмы, в каждой из которых накоплен огромный производственный и экономический потенциал. Представьте себе, что в эту отрасль решила вступить мелкая фирма. Такая фирма не будет иметь никаких шансов на выживание. Почему? А потому, что она не сможет обеспечить ту экономию на издержках, которую уже получают имеющиеся три крупные фирмы, пользуясь экономией от масштабов производства. Ценовая конкуренция приведет к быстрому разорению этой фирмы. Для иллюстрации рассмотрим пример кривой долгосрочных издержек (рис. 1). Мелкая фирма, допустим с объемом производства в 10 единиц будет иметь издержки АТС1, а крупная фирма с объемом – 80 единиц АТС2.
|
Естественно, при такой разнице в издержках и при одинаковой цене на готовый продукт, мелкая фирма быстро разорится. Допустим теперь, что в эту отрасль хочет войти крупный производитель. Во первых, имеющийся производственный и финансовый потенциал фирмы, равный тому, каким владеет каждая из трех фирм автомобильных гигантов вряд ли будет менять свою отрасль, так как и в своей, вероятно, владеет достаточной частью рынка. А не имеющая такой потенциал фирма также быстро окажется в затруднительном положении. Почему? А потому, что ей понадобятся большие кредиты, кроме этого обучение персонала новым профессиям трудное и долговременное дело, возникают трудности и с сырьем, так как редкость ресурсов – отправная точка рассмотрения любой экономической проблемы. Поэтому такая фирма разорится, не успев развернуть свои производственные мощности.
Б) Технические барьеры – они по своему содержанию аналогичны экономическим, по своей форме несколько от них отличаются. Обратимся опять к случаю входа в отрасль мелкой и крупной новой фирмы. Даже обученный новым профессиям персонал на первых порах не сможет достигнуть той производительности, которую на существующих фирмах достигли десятилетиями работающие специалисты данных профессий. Точно также ремонтный и наладочный персонал не сможет организовать надлежащий уход.
К тому же новой фирме, вероятно, придется использовать морально устаревшее технологическое оборудование.
Юридические барьеры – это в основном, патенты и лицензии. Права изобретателя на монопольное производство какого-то нового товара защищаются патентами, выдаваемыми на несколько или даже 1,5-2 десятка лет. На производство некоторых товаров или осуществление определенных видов деятельности выдаются лицензии на особую группу чистых монополий, составляют так называемые естественные монополии. В некоторых отраслях экономики высокая эффективность, обусловленная ростом масштабов производства, обеспечивается самой природой производимого товара или услуги. Это в таких сферах как электроснабжение, радио и телевидение, магистральные автодороги и т.д. Монополия в таких отраслях является естественной необходимостью и носят название естественных монополий, а блага, предоставляемые этими монополиями – общественными благами.
Государство предоставляет этим предприятиям общественного пользования большие привилегии, но в обмен сохраняет за собой право регулировать экономическую деятельность таких монополий, чтобы не допустить злоупотребление монопольной властью и в первую очередь контролирует цену и объем производства таких монополий.
Вопрос 2.Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками применим во всех четырех моделях рынка, но определение предельного дохода в условиях чистой монополии имеет свои особенности. При чистой монополии MR P. Для того, чтобы уяснить, как применяется этот принцип в условиях чистой монополии рассмотрим таблицу (таб. 1).
Таблица 1
Доход и издержки производителя в условиях чистой монополии
Кол-во произв. И реализ. продукции | Цена (средний доход) P | Валовой доход TR | Предельный доход MR | Валовые издержки TC | Предельные издержки MC | Прибыль, убыток |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
- | - | -100 | ||||
-28 | ||||||
+34 | ||||||
+86 | ||||||
+128 | ||||||
+140 | ||||||
+122 | ||||||
+74 | ||||||
-14 | ||||||
-142 | ||||||
-18 | -130 |
Как известно оптимизация производства достигается при MR=MC или при отсутствии точного равенства, оптимальной является та последняя единица продукта у которой MR>MC. В данном случае это пятая единица MR=82; MC=70, а прибыль максимальна – 140.
Рассмотрим теперь график спроса предельного и валового дохода по данным таблицы №1 (рис. 2).
Графики спроса и предельного дохода
Рис. 2. Кривая валового дохода
Тема 6. Издержки производства и себестоимость продукции
Лекция 23
Понятие затрат и затраты, включаемые в себестоимость
Список литературы для самостоятельного изучения:
1. «Экономика предприятия»: Учебник/. Под ред. Н.А. Сафронова.- М.: Юрист, 2002 (с. 142-180).
2. «Экономика предприятия»: Учебник под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер – М.: Инфра – М, 2001 (с. 199-216)
Вопрос 1. Понятие затрат и издержек производства
Сущность затрат на производство и издержек производства не тождественны между собой в теоретическом и практическом планах, как на уровне общественного производства, так и в микроэкономике в отечественной и зарубежной практике. С позиций общества издержки на производство включают полный объем затрат живого и овеществленного труда и равны стоимости продукта. Затраты на производство отечественных предприятий состоят из собственных денежных расходов, а издержки зарубежных фирм включают часть нормативной прибыли.
Понятие затрат предприятия существенно различается в зависимости от их экономического назначения. Четкое разграничение затрат по их роли в процессе воспроизводства является определяющим моментом в теории и практической деятельности. В соответствии с ним на всех уровнях управления осуществляется группировка затрат, формируется себестоимость продукции, определяются источники финансирования. По воспроизводственному признаку затраты предприятия подразделяются на три вида:
• затраты на производство и реализацию продукции, образующие ее себестоимость. Это текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции при посредстве кругооборота оборотного капитала. По экономической сущности эти затраты обеспечивают процесс простого воспроизводства без расширения и модернизации технической базы и увеличения авансированных активов;
• затраты на расширение и обновление производства. Как правило, это крупные единовременные вложения средств капитального характера под новую или модернизированную продукцию. Они расширяют применяемые факторы производства, увеличивают уставный капитал и имущество организации. Затраты состоят из капитальных вложений в основные фонды, прироста норматива оборотных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы для нового производства. Эти затраты имеют особые источники финансирования: амортизационный фонд, прибыль, эмиссия ценных бумаг, кредит и пр.;
• затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные непроизводственные нужды предприятия. Они прямо не связаны с производством, не включаются в себестоимость продукции, финансируются из специальных фондов, формируемых в основном из распределяемой прибыли.
Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), представляют собой расходы предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессе производства сырья и материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, основных фондов, нематериальных активов и других затрат некапитального характера. Они включаются в себестоимость выпускаемой продукции, уровень которой определяет объем прибыли, рентабельность продукции и капитала, а также другие конечные показатели финансово-экономической деятельности предприятия.
Наиболее общее понятие издержек производства фирм в зарубежных учебниках определяется как затраты на вводимые факторы или экономические ресурсы. Все издержки принимаются как альтернативные (или вмененные), что означает, что стоимость любого ресурса, выбранного для производства, равна его ценности при наилучшем варианте использования. Это один из важнейших принципов рыночной экономики. Фирма приобретает ресурсы, отвлекая их от использования другими предпринимателями, руководствуясь наибольшей целесообразностью их выбора.
Различают издержки экономические и бухгалтерские. Под экономическими издержками понимаются все виды выплат фирмы поставщикам за используемые ресурсы. Они состоят из двух видов: внешних (явных, или денежных) и внутренних (неявных, или имплицитных), Внешние издержки представляют собой денежные платежи поставщикам ресурсов: оплату сырья, материалов, топлива, заработную плату, начисление износа и т.д. Эта группа издержек составляет бухгалтерские издержки, соответствующие затратам наших отечественных предприятий. Внутренние издержки фирм имеют неявный, имплицитный характер. Они отражают использование в производстве ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы: земли, помещений, их личного труда, нематериальных активов и т.д., за которые фирма формально не платит. В обобщенном понимании внутренние издержки представляют собой доход на собственный дополнительно используемый ресурс (капитал, землю, труд в пределах нормального процента или ренты, как если бы денежные средства были положены в банк, земля сдана в аренду и т.д.) и нормальную прибыль (она включает заработную плату и вознаграждение предпринимателя, как если бы он работал по найму). Предприниматели в действительности несут эти затраты, но не в явной, не в денежной форме, что позволяет включать их в экономические издержки. Отсюда
Понятие «экономические» издержки является общепринятым, оно применяется в теории микроэкономики, в плановых расчетах, анализе состава, структуры и выявления резервов снижения издержек, в обосновании уровня цен на продукцию и др. Бухгалтерские издержки исчисляются в практической деятельности фирм при подсчете реальной суммы затрат, определении налогооблагаемой прибыли и т.п.