Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа дисциплины
Введение в специальность (Б.1.В. ОД. 5)
Направление подготовки
030900 «Юриспруденция»
Профили подготовки:
«Правовая работа в экономике»;
«Правоохранительная деятельность»
«Правовое обеспечение государственного и муниципального управления»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Трудоёмкость учебной дисциплины 2 зачётных единицы
Барнаул
Оглавление:
1. Цели дисциплины……………………………………………………………………..3
2. Место дисциплины в структуре ООП………………………………………………3
3. Требования к результатам освоения дисциплины………………………………..3
4. Структура и содержание дисциплины……………………………………………...4
4.1. Структура дисциплины……………………………………………………………….4
4.2. Содержание дисциплины……………………………………………………………..5
5. Планирование СРС…………………………………………………………………..12
5.1 Задания для СРС……………………………………………………………………...12
5.2. Примерные тесты для проверки знаний ………………………………………….15
5.3. Примерные темы эссе и докладов………………………………………………..23
5.4. Примерные вопросы к зачету……………………………………………………23
6. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины………..24
7. Информационное обеспечение дисциплины……………………………………...25
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Введение в специальность» являются:
· Формирование осознанного понимания студентами сущности будущей профессии и понятий «юрист», «юриспруденция», «юридическая деятельность»;
· Формирование знания основных видов юридической деятельности и основных институтов, категорий и понятий используемых в юриспруденции;
· понимание особенностей юридической деятельности и ее места в обществе;
· Понимание значимости и сути юридического образования;
· Понимание сути юридических документов, юридических информационных баз и технологий.
· Формирование первичных навыков составления юридических документов и навыков по работе в информационных базах.
· Знание и формирование основных навыков по написанию основных видов письменных работ в процессе учебы.
2. Место дисциплины в структуре ООП (по направлению «Юриспруденция»)
Учебная дисциплина «Введение в специальность» относится к числу обязательных дисциплин, вариативной части базового цикла, обязательные дисциплины (Б.1.В.ОД.5.)
Для полного усвоения материалов курса необходимы знания, полученные студентами в процессе школьного обучения и изучения таких школьных дисциплин как «Обществознание» и «Правоведение», а также некоторых других предметов гуманитарного цикла.
Дисциплина «Введение в специальность»» предшествует изучению большей части обязательных, факультативных дисциплин и дисциплин по выбору, профессионального цикла по всем профилям подготовки.
Базовые знания, полученные в этой дисциплине могут быть использованы для изучения таких базовых первоначальных дисциплин как, теория права, история государства и права, правоохранительные органы и других.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций:
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ:
ОК-1. Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;
ОК-5. Обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
ОК-7.Стремится к саморазвитию, повышению соей квалификации и мастерства;
ОК-11. Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
ОК-12. способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ:
ПК-9. Способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. Значение и сущности будущей профессии;
2. Содержание понятий «юрист», «юриспруденция», «юридическая деятельность»;
3. Основные виды юридической деятельности и основные институты, категорий и понятия используемых в юриспруденции;
4. Основы юридической культуры и этики;
5. Соотношение юриспруденции и других областей общественной деятельности;
6. Название основных юридических электронных баз и сайтов;
7. Виды письменных работ юридического характера в учебном процессе и принципы их построения;
8. Понятие «документ» и различать основные виды юридических документов.
9. Содержание основных юридических терминов.
Уметь:
- Отличать юридическую деятельность от иных видов деятельности;
- Ориентироваться в интернете и находить юридические базы данных и юридические сайты;
- Различать основные виды юридических документов и письменных работ юридического характера;
- Использовать основную юридическую терминологию;
Владеть:
- Основными навыками составления простейших юридических документов;
- Основными навыками нахождения и работы с электронными базами данных и юридическими сайтами;
- Основными юридическими терминами;
- Структура и содержание дисциплины «Введение в специальность»
Общая трудоемкость дисциплины «Гражданское право» составляет 2 зачетных единицы, 72 часа
Формы промежуточной аттестации по дисциплине: 1 семестр – зачет.
4.1.Структура дисциплины «Введение в специальность»
№ темы | Наименование темы | Учебные занятия, час. | |||||||
Трудоемкость час. | Аудиторные | СРС | КР КП | Форма текущего контроля успеваемости (зач., экз) | |||||
Все го | Лек ции | Семи нар | практическиезаня тия | ||||||
1. | Аудиторная и самостоятельная работа студента | Опрос, проверка заданий по СРС | |||||||
Юридическая терминология, юридическая культура и этика, юридические средства и технологии | Опрос, проверка заданий по СРС, решение казусов | ||||||||
3. | Юридическое образование: виды, формы, методы. | Опрос, проверка заданий по СРС | |||||||
4. | Деятельность юриста в социально-экономической сфере. | Проверка заданий СРС, проверка практических заданий на занятии | |||||||
5. | Деятельность юриста в правоохранительной сфере. | Проверка заданий по СРС, проверка практических заданий на занятиях | |||||||
Всего за 1 семестр |
4.2. Содержаниедисциплины «Введение в специальность»
Теоретическая часть
№ п/п | Номер и наименование темы. Содержание темы в дидактических единицах | Перечень знаний, умений и навыков, приобретенных после освоения темы |
2. . 3. 4. 5. | Тема 1. Аудиторная и самостоятельная работа студента. Основные принципы аудиторной работы и самостоятельной работы. Основные принципы конспектирования. Организацию и методику подготовки к занятиям. Виды самостоятельных письменных работ юридического характера, используемые в процессе обучения. Принципы построения и методику подготовки докладов, рефератов, эссе. Принципы подготовки и написания курсовых и дипломных работ. Содержание основных компонентов курсовых и дипломных работ: план, введение, основная часть, заключение. Оформление титульных листов и списка литературы. Литература: [1-3,6-8,12,14,15-17;] Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ОК-7, ОК-11, ОК-12; ПК-9; Тема 2 . Юридическая терминология, юридическая культура и этика, юридические средства и технологии. Понятие и содержание терминов «право», «закон», «отрасль права», «система права» «юрист», «юриспруденция», «юридическая деятельность». Юридическая культура: понятие, содержание и основные признаки. Краткая историография юриспруденции. Юридическая этика: понятие и содержание, международные и российские нормативные акты, регулирующие этические нормы. Понятие юридического языка и основные его принципы. Юридическая терминология: понятие и виды. Юридическая техника. Другие юридические средства и технологии. Легальное определение понятие «документ». Принципы создания и основные требования к юридическим документам. Виды юридических документов. Литература: [1-3,5,7-11,13,15,17,18;] Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ОК-7; ПК-9; Тема 3 .Юридическое образование: виды, формы, методы.Понятие и виды юридического образования. Образовательные технологии и формы обучения: очная, заочная, вечерняя, дистанционная. Виды образовательных учреждений. Понятие бакалавриата и магистратуры. Болонский процесс. Образовательные стандарты третьего поколения: понятие и принципы. ААЭП, как образовательное учебное заведение: структура, принципы, направления подготовки юристов. Понятие информационных юридических сайтов, баз данных и систем. Система «Консультант плюс», «Гарант», юридические сайты в интернете. Официальные сайты судов и других государственных органов. Практические методы обучения: решение задач, деловые и ролевые игры, юридическая клиника. Литература: [1-2,7,11,16-19;] Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ОК-7, ОК-11, ОК-12; ПК-9; Тема 4. Деятельность юриста в нормотворческой и социально-экономической сфере. Основные виды профессиональной юридической деятельности. Нормотворческая деятельность: законодательная и локальная. Социально-экономическая деятельность юриста в качестве: адвоката, нотариуса, юриста организации. Требования к профессиональной деятельности и основания для приобретения статуса. Юридический консалтинг. Юридические фирмы и юридические услуги. Понятие квалифицированной юридической помощи и договор на оказание квалифицированной юридической помощи. Литература: [1-3,4-9,11,12,14,15,17,20;] Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ОК-7; ПК-9; Тема 5. Деятельность юриста в правоохранительной сфере. Понятие и виды правоохранительной деятельности. Работа в органах внутренних дел и ее виды. Понятие оперативно-розыскной деятельности. Следствие и дознание: понятие и принципы деятельности. Прокуратура: понятие, функции и основания приобретения статуса прокурора. Судебная система РФ: понятие, структура, цели и принципы деятельности. Основания приобретения статуса судьи. Литература: [1-3,7,11,13,16,17;] Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ОК-7; ПК-9; | Знать: 1. Основные принципы аудиторной работы и самостоятельной работы. 2. Основные принципы конспектирования. 3. Принципы и методику подготовки к занятиям. 1. Основные виды письменных работ, используемых в учебном процессе. 4. Принципы построения и методику подготовки докладов, рефератов, эссе. 5. Принципы подготовки и написания курсовых и дипломных работ. 6. Содержание основных компонентов курсовых и дипломных работ. Уметь: 1. Составлять конспекты 2. Различать основные виды письменных работ. 3. Составлять планы докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ. 3. Оформлять титульные листы и список литературы. 4. Правильно оформлять отдельны элементы письменных работ: введение, заключение, список литературы. Владеть: 1. Навыками грамотного применения изученного материала. Знать:
|
Практическая часть
№ п/п | Тема | Тру-доем-кость (час.) | Характеристика занятия |
1. 2. 3. 4. 5. | Тема 1 . Аудиторные и самостоятельная работа студента. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ОК-7, ОК-11, ОК-12; ПК-9; Тема 2. Юридическая терминология, юридическая культура и этика, юридические средства и технологии. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ОК-7 ; ПК-9; Тема 3 .Юридическое образование. Юридические информационные базы и технологии. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ОК-7, ОК-11, ОК-12; ПК-9; Тема 4. Деятельность юриста в нормотворческой и социально-экономической сфере. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ОК-7 ; ПК-9; Тема 5. Деятельность юриста в правоохранительной сфере. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ОК-7 ; ПК-9; | Форма проведения: Занятие №1. Семинарское занятие Вопросы к семинару 1. Основные принципы подготовки к занятиям и СРС. 2. Правила конспектирования лекций. 3. Виды самостоятельных письменных работ. 4. Правила подготовки к практическим занятиям. 5. Рефераты, эссе, научные доклады: понятие и принципы подготовки. 6. Курсовая работа: понятие, структура, основные требования и принципы подготовки. 7. Выпускная квалификационная работа: понятие, структура, основные требования и принципы подготовки. Занятие №2, Практическое занятие Тест на самоорганизованность. Ознакомление с видами письменных работ. Занятие №3. Практическое занятие. Оформление отдельных элементов письменных работ Литература: [1-3,6-8,12,14,15-17;] Форма контроля: Опрос, проверка заданий СРС, проверка практических заданий на занятиях. Форма проведения: Занятие №1. Семинарское занятие Вопросы к семинару: 1. Понятие и содержание юридических терминов 2. Юридическая культура: понятие, содержание и основные признаки. 3. Юридическая этика: понятие и содержание и нормативная основа. 4. Понятие юридических средств и технологий. 5. Юридическая техника. 6.Юридическая терминология: понятие и виды. 7. Другие юридические средства и технологии. 8. Понятие юридических документов. Виды юридических документов. Занятие №1. Практическое занятие Ознакомление с различными видами юридических документов. Работа по узнаванию и определению вида документа. Создание простейших юридических документов. Проверка заданий по СРС. Решение казусов и задач по юридической этике и культуре. Литература: [1-3,5,7-11,13,15,17,18;] Форма контроля: Опрос студентов. Проверка заданий СРС. Решение казусов. Форма проведения: Занятие №1. Семинарское занятие Вопросы к семинару
|
Планирование самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Задания для СРС
Выполнение заданий по СРС должно начинаться с изучения соответствующей учебной и специальной литературы и конспекта лекции по теме. Усвоив прочитанное, необходимо внимательно ознакомиться с содержанием рекомендованных к этой теме заданий для самостоятельной работы, которые выполняется с целью углубления полученных теоретических знаний, самостоятельного усвоения отдельных вопросов темы и получения практических навыков. По заочной форме обучения самостоятельная работа составляет основную часть учебного процесса в межсессионный период. При возникновении трудностей при выполнении задания необходимо обратиться к преподавателю корпоративного права.
Для выполнения заданий по практическим занятиям, необходимо не только изучить теоретический материал, но и активно работать с электронными правовыми программами «Консультант плюс», «Гарант» и интернетом. Прежде чем создавать документы, предусмотренные учебной задачей, следует посмотреть образцы или типовые документы, находящиеся в указанных электронных ресурсах. Подобрать наиболее приближенный к условиям конкретного задания и модифицировать его к конкретным условиям полученной задачи.
Поверка качества выполнения заданий осуществляется преподавателем в результате опроса на семинарском занятии, участия в решении задач на практическом занятии, контроля работ выполненных на СРС и самом практическом занятии.
Тема 1 . Юридические документы. Основные принципы подготовки письменных юридических работ в учебном процессе.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ОК-7; ПК-9;
Задания: Доработать конспекты лекций, сделать план подготовки к занятию. Подготовить отдельные элементы письменных работ: план работы, введение, заключение, список литературы.
Литература: [1-3,5,7-11,13,15,17,18;]
Форма контроля: семинарское занятие, опрос, проверка конспектов, планов и заданий по СРС, тестирование.