Соц. ответственность современного международного менеджмента и бизнеса
1).Сущность соц. ответственности
Соц.ответ-ть – это обязанность компаний и ее рук-лей осуществлять деят-ть, кот. увеличивает благосостояние общ-ва, доходы компании и ее персонала.
Заинтересованные группы (в успешной деят-ти компании):
1) акционеры и инвесторы заинтересованы в высокой прибыли;
2) персонал заинтересован в высокой ЗП и интересной работе;
3) партнеры и поставщики заинтересованы в устойчивом деловом взаимовыгодном сотрудничестве;
4) потребители – в качественных и недорогих товарах;
5) «зеленые» - в бережном отношении к природе;
6) государство – в уплате налогов, рабочих местах (занятость).
Отношение к соц.проблемам:
- «активность» - инициативное участие в решении соц.проблем регионов;
- «приспособление» - минимальное участие в реш. соц.проблем под воздействием внешних сил;
- «защита» - делать только то, что потребует закон, без моральной ответ-ти;
- «сопротивление» - полный отказ от соц. обязанностей, в т.ч. и нечестными приемами.
2). Оценка соц. ответственности
Пирамида соц. ответ-ти
Экономическая ответственность.
Любая корпорация стремится к производству определённых товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли. Однако считать, что экономический успех является единственной обязанностью компании перед обществом, было бы неправильно.
Таким образом, прибыль является важным показателем успеха компании. Но прибыль должна быть честной, то есть достигнутой с соблюдением моральных норм.
Юридическая ответственность.
Вся деятельность любой компании регулируется законами, правилами, нормативами и ограничениями. Под юридической ответственностью понимается необходимость компании следовать установленным обществом правилам, достижение экономических целей в рамках закона. Законы могут издаваться как центральными, так и местными властями.
Компании, сознательно или несознательно нарушающие закон, могут подвергнуться судебному преследованию. К нарушению закона можно отнести поставки дефективного товара, выставление счетов за невыполнение работы, подделки в отчётности и другие формы мошенничества.
Этическая ответственность.
Это означает общественно полезные действия, которые не предусмотрены законом, либо не отвечают прямым экономическим интересам компании. Чтобы поведение компании считалось этичным, её менеджеры должны действовать по принципам равенства, честности, непредвзятости, соблюдать права сотрудников и потребителей.
Неэтичными считаются действия, если компания или её отдельные сотрудники получают выгоды за счёт общества.
Принятая на себя ответственность.
Это инициативное желание компании внести свой вклад в развитие общества путём добровольного участия в решении социальных проблем. К таким действиям компанию не обязывают ни законы, ни экономические мотивы, ни этика. Это обычно действия филантропического характера, которых никто не требует, и которые не приносят компании ощутимой выгоды.
Принятая на себя ответственность стоит в рейтинге на первом месте. Это высший уровень социальной ответственности компании, так как она реализуется исключительно по собственной инициативе.
В случае возникновения социальных дилемм МНК ведут себя по-разному. Социально ответственные компании не уходят от проблем, готовые нести определённый уровень затрат на общественные нужды региона. Опыт деятельности социально ответственных МНК показывает, что экономически успешных среди них значительно больше, чем среди социально безответственных.
Критерии оценки соц.ответ-ти:
1) – честная прибыль
- максимальная прибыль;
2) – вся деят-ть должна осущ-ся в рамках закона и др. юридич. Актов страны;
3) – недопустимость выгод за счет общ-ва;
4) – исключительно добровольные действия компании с целью внести свой вклад в реш. соц. проблем. Это высший уровень соц.ответ-ти.