Характеристика социального регулирования в первобытном обществе.
ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ПРАВА.
ПЛАН:
Происхождение права.
Характеристика социального регулирования в первобытном обществе.
Пути (формы) возникновения права. Признаки, отличающие нормы права от норм поведения в первобытном обществе.
Основные теории происхождения права.
Сущность права. Право как социальная ценность.
Плюрализм взглядов о правопонимании в юридической науке. Концепции (школы) права.
Дефиниция и признаки права.
Сущность права. Объективное и субъективное право.
Право как социальная ценность.
Принципы и функции права.
Понятие, значение и классификация принципов права.
Понятие и классификация функций права.
– 1 –
Происхождение права.
Характеристика социального регулирования в первобытном обществе.
Возникновение права – длительный исторический процесс, который прошел ряд этапов. Право в виде архаического (традиционного) объективно складывается в первобытном обществе. Присваивающая система хозяйства в нормировании процессов обеспечения жизнедеятельности локальной группы (общины) не нуждалась, поскольку регулятивными факторами здесь выступали:
- половозрастная структура локальной группы (организация брачно-семейных отношений);
- экологическое состояние среды (санитарно-гигиенические правила);
- потребности самих общин (распределение пищи, процедуры разрешения споров);
- умение и опыт отдельных членов общины (организация совместных охот, рыболовного промысла).
Следовательно, для периода присваивающей экономики характерна самоорганизация.
Особенности социальных норм присваивающей экономики (первобытной норматики):
Ø примитивная, но в то же время самобытная система;
Ø имеет естественно-природный характер;
Ø нет необходимости в писаном праве, однако появляются его предпосылки (например, право доступа к пище);
Ø монолитность;
Ø жестокость, суровость;
Ø не предполагает инициативы, самодеятельности членов рода, поскольку нормы вырастали из стихийной потребности людей держаться вместе и действовать сообща, в чем выражается коллективный характер первобытного мышления;
Ø синкретность первобытного мышления – использование знаков и символов.
Содержание социальных норм присваивающей экономики:
- Закрепление за соответствующей группой той или иной территории, по которой она перемещалась.
- Закрепление тотемной системы (тотем – вид животного или растения, которого нельзя убивать и употреблять в пищу).
- Регулирование брачно-семейных отношений.
Способы регулирования социальных норм присваивающей экономики:
- Запреты – существовали в виде табу (недопустимость совершения тех или иных поступков, подкрепленная религиозными верованиями). Например, запрет инцеста. Табу характеризуется:
- духовно-идеологическими факторами (ужас, страх при нарушении);
- казуистичностью (привязанность запрета к строго определенному предмету реального или воображаемого мира);
- отсутствием критериев оценки суждений о чем-либо (ценностных критериев).
Запреты сформировались первоначально, до остальных способов регулирования.
- Дозволения– указывали на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора их плодов; на пользование той или иной территорией, источниками воды. Сюда же относится право избирать и смещать старейшин.
- Позитивные обязывания– имели целью организовать необходимое поведение в процессе приготовления пищи, строительства.
Формы выражения социальных норм присваивающей экономики:
1) Ритуал (церемония, демонстративное действие) – это правило поведения, в котором акцент делается на внешней форме его исполнения, и эта форма строго канонизирована (например, проводы соплеменников на охоту). Признаки:
Ø красочность, театрализованность;
Ø выполняется при большом скоплении народа (массовость);
Ø цель – внушение определенных чувств.
2) Обряд – это правило поведения, которое заключается в символических действиях и выполняет идеологическую (воспитательную) цель (например, захоронение умерших). В отличие от ритуала обряд:
Ø глубже проникает в психику человека, поскольку дает возможность глубже выразить такие чувства, как жалость, радость, сопереживание;
Ø является более сложным по содержанию и требует присутствия лица, специально осуществляющего обряд (например, жреца).
3) Миф – это предание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях, возникшее в первобытном обществе. Содержит в себе эмоционально-ассоциативное начало.
4) Обычай – это исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку людей в результате многократного применения в течение длительного времени. Основные черты:
Ø не существовал вне индивидуального сознания и передавался от одного родича к другому в процессе непосредственного общения;
Ø является результатом естественно-исторического развития общества;
Ø воплощает в себе авторитет всего общества.
5) Религиозные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми с учетом требований божественных начал.
6) Моральные нормы – это правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть зло. Особенности:
Ø авторитет – голос совести;
Ø самооценка своих поступков;
Ø переживание за содеянное;
Ø за нарушение моральных норм предусматривается общественное осуждение.
7) Нормы этикета – это правила поведения, выраженные в благожелательном отношении к другому человеку (например, здороваться надо правой рукой). Использовались редко.
Процедуры рассмотрения споров – то или иное нарушение разбиралось и наказание назначалось самим коллективом.
Санкции – не имели четкой дифференциации. Применялось общественное порицание, нанесение телесного повреждения, смертная казнь, изгнание из общины (остракизм). В случае остракизма человек был обречен на гибель, поскольку не мог выжить в одиночку. Преобладала также кровная месть – все члены рода потерпевшего должны мстить всем членам рода обидчика. Слияние индивида с родовым коллективом приводило к тому, что причинение ему вреда «чужаком» означало причинение им вреда всему роду. Равным образом и причинителем оказывалась не отдельная личность, а род в целом.
ВЫВОД: Нормы поведения в первобытном обществе имеют характер мононорм – это социальные нормы, которые представляли собой одновременное нерасторжимое единство прав и обязанностей. Впервые термин «мононорма» ввел специалист по нормативной этнографии А.И. Першиц («Проблемы нормативной этнографии» - М., 1979).
Для производящей системы хозяйства характерно сознательное регулирование организации сельхозпроизводства, ремесла, скотоводства и т.д. Появляется необходимость регламентировать распределение и обмен прибавочного продукта и возникающих на этой основе отношений собственности. Появляется объективная необходимость нормировать, учитывать трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда. Формируется особый слой людей – организаторов производства.
Особенности социальных норм производящей экономики:
Содержание:правила проведения сельхозработ и распределения их результатов; изменение идеологии, изменение культов (обрядность, жрецы – хранители культов, храмовая система). Впоследствии данные правила приобретают классовое содержание.
Способы регулирования:
- Запреты –указание на то, что делать запрещено (фиксация привилегий, статуса, санкций).
- Дозволения – указание на то, что делать разрешено (разумная творческая деятельность).
- Позитивные обязывания – указание на то, что обязательно надо делать (властный, императивный характер).
По мнению А.Б.Венгерова и Н.С.Барабашевой (Нормативная система и эффективность общественного производства. – М., 1985), становление права начинается с агрокалендарей в раннеземледельческих обществах, которые расписывали жизнь каждого его члена. Они объявлялись священными. За их соблюдением следили жрецы.
Выделяются нормы морали, которые содержат указание на то, что хорошо, а что плохо.
Формы выражения:фиксирование норм в письменных источниках (законы, кодексы), систематизация законодательства, судебной практики (Законы Хаммурапи, Законы 12 таблиц, Законы Ману, Русская Правда).
Первые писаные памятники права представляли собой компиляции, состоящие из 3 основных элементов:
- решений конкретных дел, которым придано нормативное значение (прецедентов);
- санкционированных обычаев, содержащих сложившиеся образцы индивидуальных решений;
- прямых правотворческих постановлений.
Процедуры:появляются специально назначенные должностные лица по организации труда общинников-земледельцев; создаются армия, полиция, суд; государство вмешивается в договорные отношения.
Санкции:становятся четко фиксированными, избавляются от религиозных элементов, поддерживаются аппаратом государства.
ВЫВОД: Право возникает как нормативный способ регулирования производящей системы хозяйства.