В управлении бюджетными ресурсами
3.1.1. Особенности и проблемы в управлении бюджетными ресурсами
Задача управления финансами состоит в достижении объектом управления (бюджетными ресурсами) из заданного исходного состояния (на момент принятия бюджета) заданной цели (ограничение бюджетного дефицита или удержание его на приемлемом уровне) [16].
Контроль за расходованием средств обеспечивает казначейство, действенность которого зависит от времени прохождения всех платежных документов, значит, от эффективности информационных технологий. Сейчас практикуется ежедневный баланс доходов и расходов на основе информационного обмена между ПК систем финансовых органов и банков на областном и республиканском уровнях. Скорость такого обмена во многом определяется рациональным выбором функциональной структуры финансовой системы, то есть выбора и обоснования перечня задач и показателей, что представляет большую сложность.
Разрабатываемая вначале по-крупному функциональная структура должна учитывать распределение функций в системе по подразделениям организации и их возможное изменение во времени. Она должна включать несколько подсистем, каждая из которых соответствовала бы специализации работ и структуре соответствующей организации. В каждой из них программные комплексы должны реализовывать основные функции управления, сгруппированные в блоки (табл. 3.1).
Таблица 3.1. Функциональная схема автоматизированной системы
финансовых расчетов
Блоки программных комплексов для реализации функций управления | ||||
Подсистемы финансовых расчетов | Планирование и прогнозирование | Изменения плана | Анализ | Учет, контроль, отчетность |
Сводные расчеты бюджета | ||||
Финансы отраслей народного хозяйства | ||||
Государственные доходы | ||||
Расходы бюджетных организаций |
Каждый блок разделен на более мелкие элементы – комплексы задач. Их количество в разных блоках может быть от 2 до 16, а во всей функциональной структуре – до 100.
Переход к рыночной экономике существенно изменил финансовые органы, структуру бюджета, значит, надо менять и функциональную струк-туру, добавлять новые функции, изменять алгоритмы расчетов, принимая решения о структуре программных средств в условиях недостатка информации об ее функциях, их распределении и вычислительной сложности. Результаты построения фрагментов функциональной структуры представляют в виде графа, где вершины (прямоугольники) соответствуют расчетам, а соединяющие их пронумерованные дуги – наборам показателей, сгруппированных в документы. В соответствии с такими граф-схемами разрабатываются комплексы задач и обеспечивается передача файлов из одного комплекса в другой. Взаимосвязи показателей с расчетами сложны и неустойчивы, поэтому сейчас переходят к новой ИТ, при которой основой системы должны стать не изменчивые по своей природе расчеты, а более устойчивые сущности – объекты предметной области. В бюджетной системе можно выделить 4 группы таких объектов: а) министерства – субъекты хозяйственной деятельности; б) министерства бюджетной сферы; в) регионы; д) федерация.
Каждая группа объектов характеризуется набором свойств-показателей:
1 – производственные показатели;
2 – показатели налоговых поступлений;
3 – финансовые балансы;
4 – нормы расходов;
5 – штаты, контингенты учреждений;
6 – расходы бюджета.
Взаимосвязь показателей и объектов представлена в табл. 3.2.
Таблица 3.2. Взаимосвязь показателей и объектов
Объекты | Показатели | |||||
а | + | - | + | - | + | + |
б | - | - | + | + | + | + |
в | - | + | - | + | + | + |
г | - | + | + | + | + | + |
Примечание. Знаками «+» обозначена принадлежность свойств объектам, а знаками «-» – их отсутствие.
Можно выделить три базы данных (БД): а, б и совместную для в и г, упростив этим исходные системы. Принцип алгоритмической сходности функций позволяет объединить их в классы и пытаться разработать пакеты прикладных программ (ППП) для каждого класса. Целесообразно объединить в один ППП функции месячной, квартальной и годовой отчетности, настраиваемой на показатели каждого объекта.
Проблемы разработки системы управления:
1. Уменьшение БД, разработка эффективных ППП.
2. Обеспечение продуктивной работы экономистов, не являющихся специалистами в вычислительной технике, за счет внедрения дружественного пользовательского интерфейса.
3. Создание и эффективное использование региональных вычислительных сетей.
3.1.2. Общая характеристика информационного обеспечения
системы управления финансами
Информационное обеспечение – представление и хранение информации, необходимой для пользователя системы. Информация делится на основную и вспомогательную. Основная характеризует объекты предметной области, в которой действуют финансовые и банковские работники, а вспомогательная описывает основную информацию, алгоритмы ее обработки, условия работы регионов. Важную роль в работе информационного обеспечения играет классификация, позволяющая поделить предметную область на части из однородных объектов с одним и тем же набором свойств. В финансовой сфере значениям свойств объектов присваиваются коды, а набор таких кодов характеризуется численными значениями. Прибыль описывается свойствами – предприятие, министерство, регион. На каждый признак составляется список его значений. Список называется классификатором, а совокупность классификаторов – классом целей.
Требования к системе классификации и кодирования: один и тот же показатель должен иметь один и тот же код в любой форме документа; одни и те же признаки должны иметь один и тот же код независимо от того, в каком сочетании они встречаются; должна обеспечиваться полнота классификации.
С целью снижения затрат, расходов на кодирование, отображение и хранение кодов показателей системы классификации показывают в структуре БД, обеспечивая трансформацию кодов финансовых органов в коды бухгалтерской и банковской классификации. Сейчас создана общегосударственная система классификации кодирования, включающая совместимые между собой классификаторы общегосударственные, отраслевые, предприятия.
Информационное обеспечение системы управления финансами (СУФ) имеет свои особенности. Составные части информационного обеспечения СУФ:
1) информационная модель,
2) система классификации и кодирования,
3) база данных.
Модель содержит: описание бюджетных ресурсов; информационные связи между объектами управления и внешней средой; передаваемые документы и массивы; объемы передаваемой информации и частоты сеансового обмена.
При разработке информационной модели определяют объекты системы и объемы информации, делают выбор технических средств обработки и сетей передачи данных, а затем детализируют модель, описывая формы документов с учетом правил классификации, унификации и кодирования, а также разрабатывают структуру БД.
Классификация позволяет разделить предметную область на части из однородных объектов с одним и тем же набором свойств. В финансовой сфере значениям свойств объектов присваиваются коды, набор таких кодов характеризуют численными значениями, на каждый признак составляют список его значений, каждый элемент которого содержит наименование значения и его код. Такой список называется классификатором, а совокупность классификаторов – классификацией. Если код какого-либо признака, например прибыли, равен нулю или какому-то другому заранее обусловленному числу, не содержащемуся в списке, то надо просуммировать значения прибыли по всем значениям этого признака, например, надо просуммировать прибыль предприятий министерства на определенную дату.
Требования к системе классификации и кодирования в СУФ: один и тот же показатель должен иметь один и тот же код в любой форме документа; одни и те же признаки должны иметь один и тот же код независимо от того, в каком сочетании с другими признаками они встречаются (например, код заработной платы не должен зависеть от министерства); следует обеспечивать применимость классификатора к любым объектам предметной области, полноту классификации (надо учитывать не только финансовые признаки, но и все признаки, существенные для составления бюджета: периоды времени, единицы измерения и т.д.). В СУФ классификация, разработанная с использованием данных требований, получила название бюджетной. Ее основное назначение – структуризация данных, касающихся доходов и расходов по министерствам, видам и статьям. С целью сокращения затрат на кодирование, отображение и хранение кодов показателей системы классификации показывают в структуре БД, обеспечивая трансформацию кодов финансовых органов в коды бухгалтерской и банковской классификации. Сейчас создана общегосударственная система классификации и кодирования, включающая совместимые между собой классификаторы общегосударственные, отраслевые и предприятий. Базы данных как способ организации информации в СУФ базируются на том, что все расчеты, выполняемые разными пользователями, сильно связаны между собой информационно, то есть в них используют общие данные и результаты одних расчетов являются исходными данными для других.
3.1.3. Выбор информационной технологии для управления финансами
Выбор ИТ для СУФ должен проводиться с учетом общих требований к системе:
1. Наличие двух независимых частей системы – налоговой и финансовой с обеспечением обмена информацией между ними с заданной интенсивностью.
2. Наличие общей системы телекоммуникаций для обеих частей.
3. Согласование состава передаваемой информации, порядка обмена и ответственности сторон.
4. Необходимость учета связей с банковской системой, министерствами и объектами бюджетного финансирования.
5. Возможность доступа пользователя к системе со своего автоматизированного рабочего места (АРМ) и обеспеченность защитой от некорректных действий пользователей.
Требования к архитектуре системы – необходимость информационного объединения территориально расcредоточенных объектов. Основные потоки информации идут снизу верх и сверху вниз, а между органами одного уровня они незначительные. Особо следует отметить влияние на финансовую систему временного фактора (скорость протекания процессов в контуре управления).
Нестационарность процессов в экономике в настоящее время значительно увеличивает эту скорость, значит, возрастают требования к скорости и частотам обмена информацией. Еще одно важное требование к архитектуре финансовой системы – возможность перестраиваться с изменениями самой системы управления (настройка на максимум изменяемых параметров: масштабы цен и связанная с ними разрядность данных).
Важно также требование возможности работы одного и того же программного комплекса на разных уровнях (областном и районном) с настройкой на специфические условия регионов. При этом важную роль играет правильный выбор производительности ЭВМ, времени реакции системы, пропускной способности каналов передачи информации и других технических средств с учетом возможных изменений в структуре и интенсивности потоков в системе управления финансами. Особо учитываются при выборе ИТ высокие требования к надежности и ремонтопригодности системы, особенно в период перед представлением соответствующих документов в правительство и парламент.