Тема 1. Общая характеристика мировой экономики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета технологий
управления и гуманитаризации
___________Бровка Г.М.
«____» __________2012 г.
Регистрационный № УД-_______/р.
ЭКОНОМИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Учебная программа для специальности
1-26 02 02 - «Менеджмент»
Факультет ФТУГ
Кафедра Менеджмента
Курс (курсы) 5
Семестр 9
Лекции 8 Экзамен
(количество часов) (семестр)
Семинарские
занятия 2 Зачет 9
(количество часов)(семестр)
Лабораторные Контрольная
занятия _________ работа 9
(количество часов) (семестр)
Всего аудиторных
часов по дисциплине 10
(количество часов)
Всего часов
по дисциплине 104 Форма получения высшего
(количество часов)образования заочная
Составил А.В. Ковалёв, доцент
Г
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы, согласованной ректором ГУО "Республиканский институт высшей школы" проф. Демчуком М.И. 30.03.2010 г.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры
менеджмента
28.04. 2011 г., протокол № 11
Заведующий кафедрой
________________ В.Ф. Володько
Одобрена и рекомендована к утверждению
Методической комиссией факультета технологий управления и гуманитаризации
Белорусского национального технического университета
протокол № 6 от 13 июня 2011 года
Председатель
________________ Г.М.Бровка
Пояснительная записка
Экономика зарубежных стран является теоретико-прикладным курсом, в котором наряду с теоретическими конструкциями (классификация стран по различным методикам, правила функционирования наднациональных структур осуществления экономической политики), рассматриваются необходимые для менеджеров прикладные аспекты развития национальных экономических комплексов.
Управленческая деятельность в условиях глобализации потребует от выпускников знания особенностей функционирования экономик с различными моделями социально-экономической политики и учитывать воздействие на субъекты экономики со стороны макросреды.
Мировой и отечественный опыт убеждает в том, что в условиях рынка общая экономическая компетентность специалиста имеет для его карьеры такое же значение, как и его узкопрофессиональные знания.
Цель преподавания дисциплины – изучение функционирования экономических систем различных зарубежных стран.
Для достижения цели требуется выполнение следующих задач:
- изучить типологию экономических систем;
- понять особенности экономической политики различных государств;
- взаимосвязь экономической политики с национальной конкурентоспособностью.
После завершения изучения курса слушатели должны знать:
- тренды развития экономик различных стран и регионов;
- влияние изменений экономической политики последних десятилетий на парадигму развития человеческой цивилизации.
Слушатели должны уметь:
- собирать, систематизировать и презентовать статистические данные по различным странам;
- проводить анализ структуры национальных хозяйств и системы межнациональных связей;
- критически оценивать экономическую политику и ее влияние на конкурентоспособность;
- определять риски и перспективы ведения бизнеса в различных странах.
Усвоение курса базируется на знании студентами курсов макроэкономики, мировой экономики, международного менеджмента, внешнеэкономической деятельности.
Содержание учебного материала
Тема 1. Общая характеристика мировой экономики.
ВВП мира: объем, динамика последнего десятилетия, структура технологических укладов, географическое распределение. ВВП стран на душу населения: Atlas- метод и паритет покупательной способности валют.
Классификация стран в мировой экономике. Природные, трудовые, институциональные ресурсы и их роль в формировании мировой и национальных экономик.
Тенденции экономического развития: глобализация, финансализация, НТР, нарастание долгов, конкуренция и слияния – и их влияние на национальные экономики.
Изменение структуры мирового ВВП. Увеличение роли нематериальных секторов экономики.