ФЗ об основах турист. деятельности в РФ от 27.12.09 № 365-ФЗ 1
Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.
Содержит 9 глав и 22 статьи.
В главе 1даются определения осн. понятиям, использующимся в сфере туризма.
Глава 2 содержит: принципы государственного регулирования туристской деятельности,
цели, приоритетные направления и способы гос. регулирования,
единый федеральный реестр туроператов,
стандартизация и классификация объектов туристской деятельности
Глава 3 – права и обязанности туристов.
Глава 4 – особенности формирования, продвижения и реализации турпродукта
Глава 5 – объединения туроператов и турагентов
Глава 6 - туристские ресурсы РФ
Глава 7 – обеспечение безопасности туристов, защита интересов туристов за рубежом, страхование
Глава 7.1 – финансовое обеспечение (размер, срок действия, основания и порядок выплаты, договоры страхования ответственности туроператора)
Глава 8– международное сотрудничество
Глава 9– ответственность за нарушения законодательства РФ о тур. деятельности.
Влияние государства на развитие туризма индустрии
Гостеприимства
Государственное планирование развитие туризма является лишь одним из компонентов системы макроэкономического и регионального планирования. Следовательно, государственная политика регулирования развития туризма (государственная туристская политика) должна быть направлена на реализацию целей всего народного хозяйства, государства и общества в целом, на обеспечение согласованности общественных и частных интересов. Поэтому политика в области туризма должна учитывать цели социально-экономической политики, определяющей направление реформ в стране. Обоснование целей туристской политики осложняется тем, что целеполагание всегда было узким местом в теории и практике отечественного планирования. Государственный контроль должен осуществляться в двух формах: во-первых, как текущий контроль, направленный на оценку реализации планов конкретных мероприятий по развитию туризма; во-вторых, как стратегический контроль, направленный на оценку уровня достижения поставленных целей. Объектами стратегического контроля являются состояние и степень использования туристского потенциала страны (региона), а также реализация запланированных целевых программ. Кроме того, система стратегического контроля включает в себя мониторинг внешней и внутренней среды, изменений в экономической и социальной политике государства.
Структура управления
В России туризмом ведает Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России Виталий Леонтьевич Мутко министр)– Департамент туристской деятельности международного сотрудничества - Федеральное агентство по туризму (Ростуризм)
В Туле Комитет Тульской области по предпринимательству, туризму и потребительскому рынку (Председатель комитета Печурчик Владимир Владимирович)
Под структурой управления туристской организации понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.
Элементами структуры управления являются отдельные работники, службы, звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые делятся на горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные связи являются одноуровневыми и носят характер согласования. Вертикальные связи – это связи подчинения, необходимость в них возникает при иерархичности. Связи в структуре управления могут быть линейными и функциональными. Линейныесвязи отражают движение информации между линейными руководителями (лицами, отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений). Функциональные связи имеются там, где происходит обмен информацией по тем или иным функциям управления. Типы структур управления: иерархический и органический. Иерархическая структура предусматривает управление, при кот. нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; наличие формальных правил и норм при выполнении менеджерами своих задач и обязанностей; осуществление найма на работу в соответствии с квалифицированными требованиями к данной должности. Органическая структура управления характеризуется индивид. ответственностью каждого работника за общий результат. Данные структуры имеют способность легко менять форму для решения сложных проектов и приспосабливаться к новым условиям. В большинстве случаев органические структуры формируются на временной основе для реализации конкретных проектов, программ или проблем.
Иерархический тип структуры управления имеет много разновидностей, но самой распространенной является линейно-функциональная организация управления. В основу линейно-функциональных структур положены так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам туристской организации. по каждой из них формируется иерархия служб (шахта), пронизывающая всю туристскую организацию сверху донизу. Опыт использования показал, что они наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции. Недостатком данной структуры управления является невозможность быстрого реагирования на меняющиеся условия внешней среды, отсутствие гибкости во взаимоотношениях между подразделениями туристской организации из-за применения формальных правил и процедур. В результате все эти негативные моменты сказываются на скорости и своевременности принятия управленческих решений. Аналогичные характеристики имеет и линейно-штабная структура управления, также предусматривающая функциональное разделение управленческого труда в штабных службах разных уровней. Другой разновидностью иерархического типа организации управления является дивизионная структура. Этот тип структуры характеризуется сочетанием централизованной координации с децентрализованным управлением. В дивизиональной структуре главную роль в управлении туристской организацией уже играют не руководители функциональных подразделений, а руководители отделений, производящих туристский продукт. Структуризация туристской организации по отделениям проводится след.образом: либо это продуктовая специализация, либо потребительская, либо региональная. Это позволяет обеспечить более тесную связь производителя туристского продукта с потребителем и быстрое реагирование организации на изменения происходящие во внешней среде.
К структурам органического типа относятся: проектные, матричные, программно-целевые, бригадные формы организации управления.
Проектные структурыформируются в том случае, если туристская организация разрабатывает какой-либо новый проект. Основной принцип функционирования заключается в формировании специального подразделения – проектной группы, работающей на временной основе.
Такая структура обеспечивает маневренность, гибкость стратегии, но при наличии нескольких проектов приводит к рассредоточению персонала по разным направлениям, что усложняет поддержание и развитие деятельности туристской организации как единого целого.
Матричная структура управления (МСУ)МСУ ориентирована на конкретный проект или программу. Ее использование в гостиничном бизнесе рекомендуется при разработке и внедрении новых гостиничных продуктов (открытии нового ресторана, введении новой категории номеров), реализации программ повышения качества обслуживания гостей, организации тренингов по повышению квалификации персонала и т.п. Формирование МСУ происходит за счет наложения на функциональную структуру линейной структуры управления конкретным проектом. Во главе каждого проекта стоит менеджер, осуществляющий управление по горизонтали (общее администрирование проекта). Кроме того, каждый исполнитель также отчитывается руководителю своей службы. Аппарат функциональных руководителей реализует функции управления финансами, кадрами и другими ресурсами, необходимыми для реализации проекта. Т.О. проектная группа находится в жесткой системе перекрестных связей. Как правило, МСУ носит временный характер — она существует до полной реализации проекта, программы, идеи и т.п. По окончании проекта команда распускается. Матричную систему управления рекомендуется использовать в отелях при осуществлении специальных проектов. Например, открытие нового ресторана «Брас-сери Эрте» в гостинице «Аэростар» в 2002.