Анализ учебников экономики (в виде таблицы)

Практическое занятие № 1

Нормативное обеспечение процесса обучения экономике в современной школе (6 ч.).

1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.)

- структура документа;

- понятие «образование», «воспитание» (ст.2), отражение идей ценностного подхода в Законе;

- основные принципы государственной политики и иравового регулирования отношений в сфере образования(ст. 3)

- основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования(ст. 34)

- обязанности и ответственность обучающихся (ст. 43).

- права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных

представителей) несовершеннолетних обучающихся (Ст. 44)

- правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников,

гарантии их реализации (Ст. 47)

- обязанности и ответственность педагогических работников (ст. 48)

2. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (базовый/профильный уровни) (2004) его назначение, структура.

3. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Экономика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»

4. . Примерные программы среднего (полного) общего образования по экономике (базовый/профильный уровни) – структура и содержание.

6. Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы (2012 г.). Образовательный, развивающий и воспитательный потенциалы экономики.

Задание СРС:

1. Результаты сравнения образовательных стандартов по экономике (2004 и 2012 гг.) рекомендуется представить в форме таблицы (критерии сравнения определить самостоятельно):

Требования образовательных стандартов к обучению экономике для средней школы (базовый уровень)

Критерии сравнения ГОС (2004) ФГОС (2012)
     
     
     

Список литературы (помимо основного списка литературы):

  1. Сериков В.В. Образование и личность; М.,1999
  2. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии; Волгоград, 2000.
  3. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования; Волгоград, 2001.
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.: Серия «Стандарты второго поколения». – М.: Просвещение, 2009. – 23 с
  5. Ценностно-коммуникативный подход как основа гуманитаризации современного образования: Монография / Науч. ред. Л.П. Разбегаева. – М.: АПКиППРО, 2010. – 216 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования. [Электронный ресурс]: URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения 12.07.2012)
  7. Сериков, В. В. Развитие личности в образовательном процессе: монография / В.В. Сериков. – М.: Логос, 2012. – 448 с.

Практическое занятие № 2

УМК по экономике в современной школе

1. УМК: понятие, структура, функции

2. Роль и функции учебника в современном социально-гуманитарном образовании

3. Роль учебника в обучении экономике

4. Ориентация учебников экономики на формирование экономических знаний, общих и специальных умений, ценностных отношений.

Анализ учебников экономики (в виде таблицы)

Критерии сравнения Учебник № 1 Учебник №2 Учебник №3 Общий вывод
Название
Автор
Класс ..
год издания
далее критерии см. в методических рекомендациях по СРС
Рейтинг учебников место № место № место № Таким образом, в результате анализа учебников выяснилось, что наибольшее соответствие требованиям обнаружилось в учебнике….

ВОЗМОЖНЫЕ КРИТЕРИИ АНАЛИЗА ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА ЭКОНОМИКИ

I. Соответствие современного учебника государственному образовательному стандарту (2004), федеральной программе по экономике.

II. Наличие в учебнике аппарата ориентировки:

- оглавление;

- рубрикаторы;

- разделение текста на основной, дополнительный, пояснительный;

- выделение в учебнике основных, понятий, терминов и т.д.;

- словарь терминов;

- обобщение по главам и разделам;

- список литературы по главам, курсу в целом.

- объем учебника.

III. Наличие в учебнике методического аппарата:

- дифференцированной системы вопросов (репродуктивных, преобразующих, творческих);

- заданий;

- проблемных рубрик;

- тем рефератов;

- тем семинаров;

- т.д.

IV. Соответствие отбора содержания материала возрасту учащихся :

- в средних классах: отбор и изложение материала преимущественно на основе наглядно-образной системы;

- в старших классах: отбор и изложение материала преимущественно на основе теоретической системы; теоретический уровень осмысления учебного материала;

- доступность изложения материала, информационная достаточность учебника.

V. Включение в учебник иллюстративного материала, соответствующего содержанию курса и возрасту учащихся (фотографии, диаграммы, графики, таблицы, схемы и т.д.). Какова цель включения авторами учебника иллюстративного материала: обеспечение вопросов и заданий, формирование эмоционального отношения к изучаемому материалу, формирование творческого мышления учащихся, формирование умений и т.д.?

VI. В учебнике должны быть реализованы основные компоненты содержания школьного экономического образования:

А)формирование представлений (выделение системы образов, включение в учебник материалов, способствующих образному восприятию материала (иллюстрации, документальный материал, текстовой компонент), вопросов, ориентированных на образное восприятие материала);

Б)формирование понятий (системность формирования понятий, их своевременность; наличие словаря понятий; разъяснение новых терминов, их этимологии; система вопросов на работу с понятиями);

В)изучение социально-экономических закономерностей (включение текстового и наглядного материала, позволяющего выделить экономические закономерности; наличие системы вопросов, ориентированных на выделение и воспроизведение сути закономерностей).

Г) формирование умений:

- общепредметных

- логических (задания на установление закономерностей, их системность);

- оценочных (задания на оценку события, явления и т.д., их системность);

- умений работы с печатным текстом (текст учебника, документ)

- коммуникативных (задания на развитие коммуникативных умений, их системность);

- и т.д.

- предметных:

- практических (задания на развитие практических умений, их системность) - решение экономических задач, составление семейного бюджета и т.д.

Д) формирование ценностных отношений:

- ориентация учебника на соответствующий круг ценностей: (Человек, свобода человека, права человека, жизнь человека, труд, мир, Отечество, семья, государство, ответственность, закон и т.д.)(содержательный анализ, соответствие требованиям стандарта и возрастным особенностям школьников);

- формирование знаний о ценности ((на уровне представлений, понятий, идей) через текст учебника, документа, систему вопросов и заданий и т.д.);

- формирование эмоционального отношения к ценности (включение в учебник эмоционального материала);

- ориентация учебника на создание личностного смысла ценностей;

- ориентация учебника на формирование деятельностного компонента ценностных отношений.

VII. Практическая ориентированность учебника (реализация компетентностного подхода).

VIII. Наличие обобщающего материала по разделам, главам (выводы, вопросы и задания).

IX. Непредвзятость авторских подходов, суждений к учебному материалу, наличие в учебнике различных точек зрения на наиболее значимые социально-экономические проблемы.

X. Наличие методических пособий, рабочих тетрадей, задачников и т.д. к учебнику, их значение.

Наши рекомендации