Анализ учебников экономики (в виде таблицы)
Практическое занятие № 1
Нормативное обеспечение процесса обучения экономике в современной школе (6 ч.).
1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.)
- структура документа;
- понятие «образование», «воспитание» (ст.2), отражение идей ценностного подхода в Законе;
- основные принципы государственной политики и иравового регулирования отношений в сфере образования(ст. 3)
- основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования(ст. 34)
- обязанности и ответственность обучающихся (ст. 43).
- права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся (Ст. 44)
- правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников,
гарантии их реализации (Ст. 47)
- обязанности и ответственность педагогических работников (ст. 48)
2. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (базовый/профильный уровни) (2004) его назначение, структура.
3. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Экономика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»
4. . Примерные программы среднего (полного) общего образования по экономике (базовый/профильный уровни) – структура и содержание.
6. Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы (2012 г.). Образовательный, развивающий и воспитательный потенциалы экономики.
Задание СРС:
1. Результаты сравнения образовательных стандартов по экономике (2004 и 2012 гг.) рекомендуется представить в форме таблицы (критерии сравнения определить самостоятельно):
Требования образовательных стандартов к обучению экономике для средней школы (базовый уровень)
Критерии сравнения | ГОС (2004) | ФГОС (2012) |
Список литературы (помимо основного списка литературы):
- Сериков В.В. Образование и личность; М.,1999
- Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии; Волгоград, 2000.
- Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования; Волгоград, 2001.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.: Серия «Стандарты второго поколения». – М.: Просвещение, 2009. – 23 с
- Ценностно-коммуникативный подход как основа гуманитаризации современного образования: Монография / Науч. ред. Л.П. Разбегаева. – М.: АПКиППРО, 2010. – 216 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования. [Электронный ресурс]: URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения 12.07.2012)
- Сериков, В. В. Развитие личности в образовательном процессе: монография / В.В. Сериков. – М.: Логос, 2012. – 448 с.
Практическое занятие № 2
УМК по экономике в современной школе
1. УМК: понятие, структура, функции
2. Роль и функции учебника в современном социально-гуманитарном образовании
3. Роль учебника в обучении экономике
4. Ориентация учебников экономики на формирование экономических знаний, общих и специальных умений, ценностных отношений.
Анализ учебников экономики (в виде таблицы)
Критерии сравнения | Учебник № 1 | Учебник №2 | Учебник №3 | Общий вывод |
Название | … | … | … | … |
Автор | … | … | … | … |
Класс | … | … | .. | |
год издания | ||||
далее критерии см. в методических рекомендациях по СРС | ||||
Рейтинг учебников | место № | место № | место № | Таким образом, в результате анализа учебников выяснилось, что наибольшее соответствие требованиям обнаружилось в учебнике…. |
ВОЗМОЖНЫЕ КРИТЕРИИ АНАЛИЗА ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА ЭКОНОМИКИ
I. Соответствие современного учебника государственному образовательному стандарту (2004), федеральной программе по экономике.
II. Наличие в учебнике аппарата ориентировки:
- оглавление;
- рубрикаторы;
- разделение текста на основной, дополнительный, пояснительный;
- выделение в учебнике основных, понятий, терминов и т.д.;
- словарь терминов;
- обобщение по главам и разделам;
- список литературы по главам, курсу в целом.
- объем учебника.
III. Наличие в учебнике методического аппарата:
- дифференцированной системы вопросов (репродуктивных, преобразующих, творческих);
- заданий;
- проблемных рубрик;
- тем рефератов;
- тем семинаров;
- т.д.
IV. Соответствие отбора содержания материала возрасту учащихся :
- в средних классах: отбор и изложение материала преимущественно на основе наглядно-образной системы;
- в старших классах: отбор и изложение материала преимущественно на основе теоретической системы; теоретический уровень осмысления учебного материала;
- доступность изложения материала, информационная достаточность учебника.
V. Включение в учебник иллюстративного материала, соответствующего содержанию курса и возрасту учащихся (фотографии, диаграммы, графики, таблицы, схемы и т.д.). Какова цель включения авторами учебника иллюстративного материала: обеспечение вопросов и заданий, формирование эмоционального отношения к изучаемому материалу, формирование творческого мышления учащихся, формирование умений и т.д.?
VI. В учебнике должны быть реализованы основные компоненты содержания школьного экономического образования:
А)формирование представлений (выделение системы образов, включение в учебник материалов, способствующих образному восприятию материала (иллюстрации, документальный материал, текстовой компонент), вопросов, ориентированных на образное восприятие материала);
Б)формирование понятий (системность формирования понятий, их своевременность; наличие словаря понятий; разъяснение новых терминов, их этимологии; система вопросов на работу с понятиями);
В)изучение социально-экономических закономерностей (включение текстового и наглядного материала, позволяющего выделить экономические закономерности; наличие системы вопросов, ориентированных на выделение и воспроизведение сути закономерностей).
Г) формирование умений:
- общепредметных
- логических (задания на установление закономерностей, их системность);
- оценочных (задания на оценку события, явления и т.д., их системность);
- умений работы с печатным текстом (текст учебника, документ)
- коммуникативных (задания на развитие коммуникативных умений, их системность);
- и т.д.
- предметных:
- практических (задания на развитие практических умений, их системность) - решение экономических задач, составление семейного бюджета и т.д.
Д) формирование ценностных отношений:
- ориентация учебника на соответствующий круг ценностей: (Человек, свобода человека, права человека, жизнь человека, труд, мир, Отечество, семья, государство, ответственность, закон и т.д.)(содержательный анализ, соответствие требованиям стандарта и возрастным особенностям школьников);
- формирование знаний о ценности ((на уровне представлений, понятий, идей) через текст учебника, документа, систему вопросов и заданий и т.д.);
- формирование эмоционального отношения к ценности (включение в учебник эмоционального материала);
- ориентация учебника на создание личностного смысла ценностей;
- ориентация учебника на формирование деятельностного компонента ценностных отношений.
VII. Практическая ориентированность учебника (реализация компетентностного подхода).
VIII. Наличие обобщающего материала по разделам, главам (выводы, вопросы и задания).
IX. Непредвзятость авторских подходов, суждений к учебному материалу, наличие в учебнике различных точек зрения на наиболее значимые социально-экономические проблемы.
X. Наличие методических пособий, рабочих тетрадей, задачников и т.д. к учебнику, их значение.