Перечень вопросов к зачету по дисциплине 8 страница
Собственные средства предприятий в период проведения рыночных реформ были главным источником инвестиций в основной капитал. Например, в США используется целый арсенал инструментов, стимулирующих приток капитала в приоритетные отрасли: ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит, налоговые скидки на исследования как фундаментального, так и прикладного характера и т.п.
При существующей ставке рефинансирования цена кредитных ресурсов для большинства предприятий недосягаема. При эффективной экономической политике, в полной мере отражающей интересы инвесторов, в том числе иностранных, может быть проведена модернизация российской экономики.
Финансовые возможности для этого в России имеются:
• средства, которые уходят из страны в счет уплаты внешнего долга (за последние годы они составили более 40 млрд. долл.) и из-за утечки капитала за границу;
• Центральный банк РФ накопил золотовалютные резервы, превысившие 510 млрд. долл. По оценке специалистов критерии достаточности золотовалютных резервов для текущей ситуации составляют 50-60 млрд.долл.;
• есть накопленные средства правительственного резервного фонда;
• до сих пор не находят применения денежные остатки на корреспондентских счетах коммерческих банков в Центральном банке. Кроме того, есть значительные валютные суммы на руках у населения (50—60 млрд долл.), которые при разумной государственной политике могли бы стать источником инвестиций в российскую экономику. Есть еще один важный источник инвестиций: изъятие государством природной ренты у сырьевых компаний; пока используется недостаточно активно.
Кризис 1998 г. показал, что экономика, ориентированная главным образом на финансовый сектор, не может быть устойчивой. В то же время августовский кризис дал некоторый толчок развитию реального российского производства. Прямые инвестиции, т.е. непосредственные вложения в производство, составляют не более 1/3, из них 70% идет в сырьевые отрасли, а в перерабатывающих отраслях (лесопильной, черной и цветной металлургии, станкостроении и др.) иностранные инвестиции либо вообще отсутствуют, либо присутствуют в мизерных объемах.
Иностранные инвестиции концентрируются в основном в быстроокупаемых проектах пищевой промышленности, торговли, сферы услуг. Но если в 2003 г. прямые иностранные инвестиции составляли около 3,5 млрд. долл., то в 2004 г. — 2 млрд. из 27, в 2007 г. — 11,8 млрд.
В 2004 г. прирост инвестиций в основной капитал составил 10,9% (прирост ВВП — 7,1%). Принципиально новым аспектом экономического роста стал сдвиг от инвестиций в основной капитал за счет собственных средств предприятий и организаций к расширению масштабов привлечения средств (кредитов) банков и заемных средств других организаций при снижении доли бюджетных источников финансирования1.
Мировая практика показала, что бесконтрольное продвижение иностранных кредитов в национальные экономики приводит к установлению ими опосредованного контроля стран-инвесторов. Необходимо найти баланс между выгодами от масштабных иностранных инвестиций (во всех формах) и экономической независимостью экономики России. По данным Росстата за шесть месяцев 2008 г. приток инвестиций в российскую экономику сократился почти на четверть. В Россию поступило только 46,53 млрд. долл. Особенно резко сократились прямые инвестиции. Их приток составил 11,08 млрд. долл., что на 30% меньше, чем за аналогичный период 2007 г.
1 Российская экономика в 2004 г.: тенденции и перспективы // Вопросы экономики. 2005. Ко 6. С. 41.
Наиболее инвестируемыми отраслями экономики стали оптово-розничная торговля, а также ремонт транспортных средств и бытовой техники. На них в совокупности пришлось 13,479 млрд. долл. На обрабатывающую промышленность — 13,34 млрд. долл., на операции с недвижимостью, ' аренду и предоставление услуг — 7,101 млрд., на добычу полезных ископаемых — 4,557 млрд., производство и распределение электроэнергии, газа, воды — 3, 179 млрд., финансовую деятельность — 1,672 млрд., строительство — 1,522 млрд., транспорт и связь — 1,096 млрд., сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство — 351 млн. долл.
Инвестиции в науку и научные исследования. Структура советской науки включала в себя академическую, вузовскую, отраслевую и заводскую науку. В 1990 г. в АН СССР 60,5% всех видов работ занимали фундаментальные исследования, 26,7% — прикладные исследования и 12,8% — разработки1.
В СССР в отрасли «наука и научное обслуживание» в середине 1980-х годов было занято свыше 4 млн. человек. По мнению иностранных экспертов, Россия по своим экономическим возможностям способна иметь в науке не более 300 тыс. человек, т.е. 2/3 научных работников должны покинуть науку, так как на начало 1992 г. их . было около 1 млн. Это и происходит: с середины 1990-х годов сфера науки была поставлена в такие жесткие финансовые условия, что люди стали из нее уходить.
В настоящее время численность научных работников стабилизировалась на уровне 400 тыс. человек. По доле в ВВП совокупных расходов в науку Россия в 2000 г. оказалась в группе стран с научным потенциалом в сотни раз меньше, нежели российский Новая Зеландия), и этот потенциал в два с лишним раза ниже среднего уровня для развитых государств2.
Иностранные инвестиции в российскую науку связаны с рядом проблем. Коммерциализация сферы науки грозит ее полным разрушением. Результатом иностранных инвестиций становится образование экономических анклавов — российских предприятий, полностью ориентированных на внешний мир. Иностранным предпринимателям выгодно проводить НИОКР в России, потому что они обходятся гораздо дешевле. В результате, как правило, происходит скупка за бесценок результатов российских исследований.
Состояние в инновационном секторе. В конце 1980-х годов были проведены специальные исследования, по результатам которых выяснилось, что в Советском Союзе среднее технологическое отставание от высокоразвитых стран по большинству отраслей промышленности возросло от 10—15 лет в середине 1950-х годов до 20—30 лет в середине 1980-х3.
1 Абдулов А., Кулькин A.M. Структура и динамика научно-технического потенциала России. м., 1996. С. 124.
2 Осипов Ю., Рогов С. Лицом к науке / Известия. Приложение «Наука». 2001.
3 Глазьев СЮ. Влияние экономической реформы на науку; наука на пороге рынка. М., 1992. С. 51.
В то время как развитые страны поднимались на постиндустриальный уровень, СССР застрял на индустриальном. Попытки подняться выше не удались, экономика буксовала, а постиндустриальные достижения были обеспечены в основном за счет потенциала ВПК.
В условиях рыночной экономики общественная востребованность инноваций проявляется как обычный платежеспособный спрос на них. Значимость производственных инвестиций состоит в том, что они повышают производительность труда и за счет создания более качественного продукта позволяют предприятию первенствовать в конкурентной борьбе. В России на инновационное развитие средств у предприятий не хватает по той причине, что невелик спрос на их продукцию, а чтобы производить продукцию, на которую будет большой спрос, нужна модернизация производства, что требует больших финансовых вложений.
Одним из основных источников инвестиций в инновации являются накопления самих предприятий, которые складываются из части прибыли и амортизационных отчислений. Однако для технологического обновления производства внутренних накоплений предприятий недостаточно. Требуется привлечение иностранных инвестиций. Если Россия в среднем в год привлекает 1,8 млрд. долл. инвестиций, то Китай, например, в 2004 г. смог привлечь 67 млрд. Как отмечают экономисты, развитые страны и новые индустриальные государства в последние 20 лет активно проводят политику налогового стимулирования науки1.
В 1990-х годах доля наукоемкой продукции в экспорте российской обрабатывающей промышленности сократилась почти в 10 раз. Доля финансовых средств, направляемых российскими предприятиями на инновационную деятельность, в 10—15 раз ниже, чем в промышленно развитых странах. Объем бюджетного финансирования гражданской науки в десятки раз меньше аналогичных показателей в развитых странах. Объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет 2,3 трлн долл. Доля США на этом рынке равна 36%, Японии — 30, Китая — 6, а России — всего 0,3%. По индексу конкурентоспособности Россия находится на 63-м месте из 75 стран — наравне с Венесуэлой, Болгарией, Индонезией2.
Влияние реформ на инновационную деятельность с самого начала было преимущественно разрушительным. Пока 3/4 инвестиций идут в сырьевой сектор и лишь 1/4 — на поддержку инноваций3.
В 1996 г. был принят Закон «О науке и государственной научной политике», где был утвержден минимум расходной части федерального бюджета, предназначенный науке, — 4%, но в проекте бюджета на 1997 г. запрашивалось лишь 2,8% его расходной части.
1 Дынкин А.А., Иванова Н.И Глобальные тенденции инновационного развития // Социальные экономические проблемы переходного общества. М., 2000. С. 21.
2 Черасов Э. Структурная перестройка и качество роста // Вопросы экономики. 2005. № 3. С. 42.
3 Поиск. 2001. № 26. С. 6.
В последующие годы эта тенденция закрепилась: доля науки в расходной части бюджета не росла, а сокращалась.
В последние годы финансирование науки составляет в РФ 0,3—0,4% ВВП, а в странах, где наука является основой прогрессивного развития, — 2—3%.
В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» развитие науки и технологии отнесено к числу высших приоритетов России.
Фундаментальная наука рассматривается как одна из стратегических составляющих развития общества, хотя экономисты, политики и гос. деятели считают необходимым сосредоточить все средства на практическом приложении научных знаний в ущерб фундаментальной науке.
Прогнозы некоторых специалистов показывают пессимистический сценарий развития России, поскольку за годы реформ она оказалась отброшенной на четвертый — пятый уровень мировой технологической пирамиды и ее отставание от промышленно развитых стран, занимающих второй уровень, можно считать необратимым1. Согласно прогнозу СЮ. Глазьева, России по крайней мере до 2040 г. не удастся попасть в число технологических лидеров2.
С этими прогнозами можно согласиться в том случае, если улучшать уже существующую технику, а не переоснащать производство на базе новых технологий.
Проблема экономической безопасности — это прежде всего разумная инвестиционная и инновационная политика. От успешной реализации инновационной политики зависит конкурентоспособность страны и ее место в мировой экономике. Преодоление возникшего отставания в области новейших научных разработок и технологий — одна из основополагающих целей стратегии национальной экономической безопасности России.
Многие российские технологии были вытеснены из ряда сегментов отечественного рынка зарубежными технологиями. Доля финансовых средств, направляемых российскими предприятиями на инновационную деятельность, составляет не более 5%, что в 10— 15 раз ниже, чем в развитых странах. Развитие гражданских технологий, производство наукоемких товаров и услуг — наиболее перспективные направления для России, сохраняющей высокий научный потенциал по ряду научных и технических направлений в военно-промышленном секторе экономики. Однако объем России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией оценивался в конце 1990-х годов лишь в 0,3% (КНР — 6%)3.
1 Политика глобализации: игры и правила новой эпохи. М., 2000. С. 104.
2 Глазьев СЮ. Стратегия экономического роста на пороге XX века и экономическая безопасность России // Наука и безопасность России. М., 2000.
3 Отчет о мировом развитии. 1997 // Государство в меняющемся мире. М., 1997. С. 128.
Отдельные авторы связывают слабую инвестиционную активность с недостаточным государственным финансированием, но это только одна сторона проблемы. Не менее важны вопросы, как, кому, на основании каких механизмов эти средства выделяются. В механизмах государственного управления инновационной сферой и создания благоприятного климата для развития науки и высоких технологий условно можно выделить три компонента деятельности государства: создание финансовых механизмов государственной поддержки инновационной деятельности; формирование инновационной инфраструктуры; косвенные методы регулирования. В каждом из этих компонентов и в государственной политике в отношении научно-технологического развития в России в целом успехи пока не достигнуты1.
Структурные преобразования экономики не являются приоритетной задачей исключительно в период экономических реформ: именно эффективно функционирующая экономика обеспечивает непрерывный процесс замены устаревших технологий в производстве и управлении производством на передовые, отвечающие реалиям современности. Основу структурных изменений экономики создает инновационная сфера, степень ее развития определяет скорость и качество протекающих в национальной экономике преобразований.
Инвестиционно-инновационный потенциал в системе воспроизводства. Восстановление инвестиционно-инновационного потенциала и нормального воспроизводства производственных фондов в России должно стать приоритетной задачей, реализация которой требует разработки цивилизованной структурно-инвестиционной и инновационной политики как основы всех экономических реформ. Проблема формирования новой политики возобновления экономического роста особенно актуальна в связи с тем, что речь идет уже не о развитии или хотя бы стабилизации инвестиционного процесса, а о восстановлении разрушенного потенциала инвестиционного комплекса страны.
То, что рыночные реформы в России нуждаются в существенной корректировке, очевидно. Поэтому необходим поиск путей и форм активизации экономики, точек роста и стабильности. В связи с этим необходима активизация инновационной деятельности. Для формирования современной российской модели возобновления экономического роста следует образовать сеть сфер (точек) роста регионов активного экономического развития, что может придать определенный динамизм всей экономике России. В долгосрочной перспективе — на 2010 г. — государство должно ориентироваться на увеличение доли внутренних затрат на науку в валовом внутреннем продукте до 2%, что является пороговым значением этого показателя, при котором обеспечивается минимальный допустимый уровень национальной безопасности (в России сегодня эта доля составляет 1,06%, в Швеции — 3,8, в Японии — 3,04, в США - 2,64%).
1 Рассадина А.К. Американский опыт государственного регулирования научно-технологической сферы в условиях новой экономики. М.: МАКС-ПРЕСС, 2003. С. 11.
Доля ассигнований на фундаментальные исследования из общих расходов на науку федерального бюджета в 2001 г. составляла 48%. Ожидается, что к 2010 г. этот показатель составит 50,5%.
Средний возраст исследователей, имеющих ученую степень, в 2000 г. составлял 55 лет (по ведущим странам — 44 года). Пороговое значение показателя (48 лет) может быть достигнуто к 2010 г.
Средний возраст научного оборудования в 2000 г. превысил 12 лет, в то время как в странах ОЭСР он равен 5—6 годам, а пороговый уровень этого показателя — 7 лет. Согласно прогнозу, средний возраст научного оборудования в 2010 г. не превысит 9 лет.
Уровень инновационной активности в 2000 г. составлял 10,6%. По оценкам к 2010 г. он достигнет примерно 17%. Доля затрат на технологические инновации в общем объеме промышленной продукции в 2000 г. составляла 5,18%1,а в 2010г. предположительно составит 15%.
4.2. Государственная инвестиционная и инновационная политика: методы управления инвестиционным процессом
Цели и критерии государственной инвестиционной политики. Преобразования российской экономики непосредственно связаны с перспективами технологического развития. Сложность этой проблемы заключается в том, что для обеспечения устойчивого технологического процесса требуется определить не только его основные направления, в первую очередь требующие поддержки государства, но и технологический уровень, которого они должны достичь. Во всех отраслях экономики России присутствуют элементы нескольких технологических укладов, они переплетаются друг с другом и находятся в своеобразном и тесном взаимодействии. В зависимости от того, на приоритетное развитие какого технологического уклада направит свои усилия государство, возможны принципиально разные варианты технологического и экономического будущего2.
Например, индустриализация, проведенная в конце 1920-х годов, была успешно осуществлена во многом благодаря тому, что государственная власть сделала ставку на решительное и быстрое внедрение принципиально нового технологического уклада.
Государственная инвестиционная политика должна формироваться в контексте долговременных целей и задач развития российской экономики. С позиций экономической безопасности необходима разработка объективных критериев государственной поддержки отдельных инвестиционных проектов и программ. Кроме того, необходим четкий механизм управления инвестиционным процессом.
1 Инновации и экономический рост. М.: Наука, 2002.
2 Там же.
Структура и адресность государственной поддержки должны базироваться исходя из промышленной политики государства, определяющей приоритетные направления развития отдельных отраслей промышленности.
Государственная инвестиционная политика включает выбор критериев государственной поддержки в широком смысле, а не обязательно бюджетные инвестиции. Необходимо определить методологическую основу определения этих критериев. Можно выделить два подхода к определению критериев: технократический и экономический1.
Технократический подход исходит из принципа приоритета научно-технического прогресса и, следовательно, ориентирован на отрасли с «прорывными» технологиями.
Экономический подход базируется на экономических принципах применительно к условиям становления рыночного хозяйства. На практике должны использоваться не только экономические, но и «внеэкономические» критерии. Однако анализ инвестиционного потенциала и источников инвестирования показывает, что последние пока еще не определены. Кроме того, государственный и частный инвестиционный капитал ограничен. Поэтому при определении критериев адресной государственной поддержки тех или иных программ пока следует руководствоваться экономическими критериями. По мере роста экономики, интенсивного наращивания инвестиционного потенциала соотношения между критериями будут меняться в сторону «внеэкономических», а государственная поддержка экономических объектов будет ослабевать.
Зарубежная практика показала тупиковый путь вложения иностранных инвестиций в создание сборочных производств. В этом случае иностранный инвестор, сохраняя наукоемкие технологии, перелагает на предприятие осуществление малоквалифицированных операций.
Инвестиции и платежеспособный спрос. При принятии решений, касающихся государственной поддержки инвестиционных программ, необходимо учитывать перспективы роста платежеспособного спроса (внутреннего и внешнего) на те виды продукции или услуги, которые выйдут на рынок. Заслуживает поддержки тот инвестиционный проект, в продукции которого заинтересован платежеспособный потребитель, а также тот, что имеет конкурентные преимущества.
С позиции экономической безопасности необходимо учитывать мультипликативный эффект от реализации того или иного инвестиционного проекта, увеличивающего развитие производства во взаимосвязанных с ним отраслях (сырья, материалов, оборудования и т.п.). Мультипликативные эффекты повышают платежеспособный спрос, увеличивают рабочие места, способствуют росту налоговой базы и в конечном счете ведут к оживлению и последующему подъему экономики.
1 Кудимов Н.Н. Инвестирование реального сектора экономики: источники и государственная политика. М., 2002. С. 22.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в разных формах:
• принятия законов и других нормативных актов, обеспечивающих регулирование отношений и защиту интересов участников инвестиционно-инновационного процесса (в этой области ряд законов принят, однако правовое обеспечение деятельности неполно и несовершенно, что сдерживает приток инвестиций);
• выработки долгосрочной инвестиционной стратегии с учетом показателей экономической безопасности и с определением национальных и региональных приоритетов;
• прямого финансирования (безвозвратного и возвратного) важнейших социальных, экономических, научных, оборонных и других подобных объектов;
• косвенного воздействия на инвестиционный процесс с помощью амортизационной, налоговой, таможенной и иной политики;
• формирования и поддержки инвестиционно-инновационной инфраструктуры, опережающей подготовки и переподготовки персонала;
• приоритетности инвестиционной и инновационной политики на федеральном и региональном уровне.
Можно констатировать, что экономическое развитие в течение 1999—2007 гг. привело к качественно новому социально-экономическому положению России. Однако те факторы, которые лежали в основе роста 1999—2007 гг. фактически больше не действуют. Необходим новый набор факторов экономического роста, который будет определять экономическую динамику. Формирование нового набора факторов зависит от выбранной экономической политики, а следовательно, от выбора новой модели экономического развития. Прежде всего нужна инвестиционная модель, при которой экономический рост основан на масштабном увеличении притока инвестиций в реальный (перерабатывающий) сектор экономики. Инвестиционная модель включает переориентацию внутреннего совокупного спроса с потребления на накопление, а также увеличение иностранных инвестиций.
Будучи страной, богатой природными ресурсами, Россия столкнулась с дилеммой: нефть или промышленность? Это напоминает ситуацию, сложившуюся в Нидерландах в начале 1970 г., когда открытие крупных газовых месторождений сместило вектор занятости от промышленности в сторону деятельности с меньшей добавленной стоимостью. Поскольку рынок не был в состоянии найти точное равновесие, правительство Нидерландов было вынуждено совершить интервенцию при помощи целевой промышленной политики. В конечном счете промышленное «опустошение» было преодолено, и сегодня секторы сферы услуг и высоких технологий ставят экономику Нидерландов в ряд наиболее развитых и диверсифицированных экономик в мире. Россия стоит на подобном перепутье, но она должна преодолеть чрезмерную зависимость от экспорта сырья для реставрации своей экономики. Экономический рост, основанный только на первичном секторе, непостоянен.
Приоритетные сферы экономики для государственного инвестирования. Среди сфер, приоритетных для государственного инвестирования, с учетом обеспечения экономической безопасности можно выделить: производства, ориентированные на выпуск импортозаменяющей продукции, включая промежуточную, поставки которой были прекращены вследствие нарушения производственно-экономических связей; предоставление поддержки обусловлено важным значением этой продукции (при низком уровне рентабельности таких предприятий финансирование должно осуществляться при активном государственном участии);
• предприятия, ориентированные на выпуск конкурентоспособной продукции; их поддержка связана с необходимостью снижения издержек производства такой продукции по сравнению с уровнем цен, устанавливаемых монопольными структурами;
• производства, на продукцию которых, согласно прогнозным оценкам, долгое время будет сохраняться повышенный спрос;
• предприятия, осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого качества.
Если техническая система совершенствуется на базе неизменного технологического принципа, то с достижением некоторого уровня ее развития стоимость новых ее моделей растет как квадрат (или еще более высокая степень) прироста ее эффективности. Это правило сформулировано применительно к технико-экономической динамике компьютерных систем американским исследователем Грошем. Правило Гроша является конкретным выражением более общего закона «убывающей производительности капитала», согласно которому прибыль от добавочного вложения капитала определенного размера при неизменных прочих условиях хозяйствования будет меньше, чем прибыль от предшествующего вложения капитала того же размера в то же самое производство.
Решения по приоритетности государственного инвестирования должны приниматься на высоком уровне специалистами в данной области. При первом Президенте РФ был создан Совет по научно-технической политике, однако за все время своего существования он был собран всего один раз, а потом был закрыт. В последующий период был создан консультативный Совет по науке и высоким технологиям.
Работа Совета привела к тому, что были приняты «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», в которых определена роль государства в научно-технологической и инновационной сферах, а развитие науки и технологий отнесено к числу высших приоритетов Российской Федерации, а целью политики назван переход к инновационному развитию. В Основах подчеркнуто, что выбор приоритетов — задача научного сообщества, что приоритеты могут меняться, поэтому их необходимо время от времени пересматривать. В настоящее время выделены девять приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и 53 критические технологии1.
Расчет общего объема инвестиций. Обоснование отраслевой и функциональной структуры. В государственной инвестиционной политике важен расчет общего объема инвестиций, а также обоснование отраслевой и функциональной структуры инвестиции. Методику такого расчета дал профессор В.П. Орешин2.
I. Расчет объема инвестиций как скалярной величины (в целом).
1. Определяется зависимость потребного объема инвестиций от целевых установок по развитию производства и осуществляется обоснование потребного объема инвестиций для решения задач по обеспечению заданного объема по производству ВВП. Для этих целей используются простейшие модели типа модели Харрода—Домара.
В этом случае расчет объема потребных инвестиций в экономику страны можно вести, опираясь на следующую связь между данными показателями:
I= Y/K,
где I— объем потребных инвестиций; У — желаемый темп прироста ВВП; К — капитальный коэффициент.
Задача состоит в том, чтобы выяснить, какие факторы и в какой степени определяют уровень и динамику объясняющих параметров: Y(желаемый темп прироста ВВП) и K(капитальный коэффициент).
2. Определяется зависимость потребного объема инвестиций от управляющих параметров (нормы процента).
В институте народно-хозяйственного прогнозирования РАН проведены расчеты и получена следующая функция, связывающая размер инвестиций и ставку процента (расчет велся по фактическим наблюдениям за 1992—1998 гг.):
I + АО = AI • r,
где I — объем потребных инвестиций; АО — независимая переменная;
AI — параметр при объясняемой переменной (реальной ставке процента); r — реальная ставка банковского процента.
Это уравнение имеет удовлетворительные статистические характеристики (R2 = 0,935; DW = 1659) и приемлемо для объяснения взаимосвязи переменных с содержательной стороны.
В масштабе цен 1997 г. уравнение выглядит следующим образом:
I = 510,1 - 3,2 • r.
1 Поиск. 2000. № 16.
2 Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения—2002»: Методы государственного регулирования инвестиций. М.: ТЕИС, 2002. С. 215—218.
Увеличение реальной ставки банковского процента на один процентный пункт приводит к падению капитальных вложений на 3,2 трлн руб. В относительных показателях имеем следующие соотношения: падение реальной ставки банковского процента на один процентный пункт вызывает прирост объема инвестиций на 0,78%. Такое воздействие можно расценивать не очень сильным (в других странах эта реакция носит более выраженный характер), что является показателем неблагоприятного климата в стране.
Главная проблема использования этой инвестиционной функции в прогнозных расчетах — обоснование реальной ставки банковского процента на будущее. Это один из самых неустойчивых показателей в российской экономике.
II. Расчет отраслевой структуры капиталовложений.
Для расчета применяются два взаимосвязанных метода: традиционный нормативно-балансовый и межотраслевого баланса.
1. Расчет нормативно-балансовым методом базируется на применении системы технико-экономических нормативов и балансов.
При обосновании перспектив социально-экономического развития и бюджета развития применяется такой инструментарий, как баланс производства инвестиционных благ, в том числе баланс строительного производства, баланс оборудования, спрос на инвестиционные блага, баланс капиталовложений и расчета накоплений.
Логика расчетов следующая:
1) обоснование потребности в продукции (услугах) данной отрасли экономики; выражение ее в показателях потребной производственной мощности;