Компетенции, формируемые в процессе прохождения практики.

Введение в специальность

Программа учебной практики и указания по выполнению отчета

Красноярск 2016

Составители:

к.э.н., доцент кафедры экономики и агробизнеса Паршуков Д.В.

д.э.н., доцент, зав. кафедрой экономики и агробизнеса Ходос Д.В.

Методические указания по учебной практике предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Управление малым бизнесом».

Аннотация

Методические указания по учебной практике разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Управление малым бизнесом».

Данные методические указания содержат программно-методическое обеспечение учебной практики студентов: программную структуру и содержание учебной практики, учебно-методическое и информационное обеспечение самостоятельной работы студентов и ознакомительной практики, требования к оформлению отчетной документации, критерии оценки прохождения практики и представления отчета.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Целью данных методических указаний является краткое изложение основ и методики прохождения учебной практики по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Управление малым бизнесом».

Программа ознакомительной практики составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (ред. от 12.01.2016 г. №7).

Учебная практика занимает важнейшее место в программе подготовки бакалавра, так как именно этот вид учебной деятельности студентов предоставляет возможности для формирования и оценивания профессиональных компетенций. Учебная практика – это вид учебных занятий, непосредственно ориентированный на первоначальное ознакомление с экономической и производственной деятельностью хозяйствующих субъектов различных отраслей, сфер и форм собственности. Учебная практика является начальной адаптацией студента к профессиональной деятельности, а также апробацией сформированных в процессе обучения конкретных профессиональных компетенций при работе в экономических, финансовых, маркетинговых, производственно-экономических и аналитических службах организаций.

Учебная практика проходит во 2 семестре, содержит 3 зачетные единицы. По итогам прохождения практики обучающиеся сдают зачет.

Учебная практика по направлению 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Управление малым бизнесом» опирается на теоретические знания, полученные студентами в процессе изучения следующих дисциплин: «Экономическая теория», «Основы менеджмента», «Планирование и прогнозирование», «Экономика отраслей АПК» и др.

Основные навыки, полученные студентами за время прохождения учебной практики, могут быть использованы в дальнейшем на курсовом проектировании и при написании выпускной квалификационной работы.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

Цели и задачи практики

Цель учебной практики – ознакомление студента с менеджментом, с существующими в нем направлениями, создание условий, способствующих осознанному выбору студентом своего направления специализации в менеджменте на следующем этапе обучения.

Задачи учебной практики:

· сформировать у студентов навыки практической работы по расчетно-экономической, аналитической, организационно-управленческой деятельности;

· сформировать у студентов навыки практической работы с нормативной документацией, регламентирующей финансовую деятельность предприятия;

· овладение практическими приемами проведения анализа отдельных сторон деятельности организации;

· отработка умений исполнения служебных документов в соответствии с современными нормами документоведения;

· формирование первичных навыков работы с компьютерной техникой, обеспечивающей профессиональную деятельность специалиста;

· приобретение опыта работы в трудовых коллективах при решении производственно-экономических вопросов;

· сбор необходимых материалов и документов для составления отчета по практике и выполнения курсовых работ в соответствии с учебным планом;

· укрепление деловых контактов университета и кафедры с предприятиями и организациями – базами практик.

Требования к уровню освоения дисциплины:

а) знать:

ü основные положения в области управленческих, экономических и социальных наук;

ü основные закономерности функционирования экономики, включая переходные и инновационные процессы;

ü законы развития и функционирования организаций;

ü основные и специальные методы анализа информации в сфере профессиональной деятельности, управлении организацией;

ü сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, основные требования информационной безопасности;

ü принципы, технологии разработки, принятия и реализации управленческих решений;

ü методы организационно-экономического обоснования развития организации;

ü методы количественного анализа и моделирования.

б) уметь:

ü оперировать знаниями в профессиональной деятельности;

ü использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ü находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность;

ü анализировать актуальные проблемы и процессы в системах управления;

ü собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

ü на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

ü систематизировать, обобщать и выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами;

ü выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;

ü оформлять экономическую и управленческую документацию.

в) владеть:

ü профессиональной терминологией;

ü методами кооперации с коллегами, работы в коллективе и коммуникаций в организации;

ü приемами сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

ü приемами использования организационной и компьютерной техники в режиме пользователя для решения профессиональных задач;

ü методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;

ü методами социально-экономической диагностики, научной организации труда и организационного проектирования.

Учебная практика проводится по окончании второго семестра обучения. Общая трудоемкость учебной практики составляет три зачетные единицы (108 часов).

База прохождения практики

Базой для прохождения учебной практики студентами являются предприятия и организации, различных организационно-правовых форм, а также лабораторная база университета.

Виды документов, на основе которых происходит оформление студента на практику: приказ о направлении на практику, договор с предприятием о подготовке бакалавра, договор о прохождении практики или письма с предприятия, подтверждающего согласие руководства принять студента на практику и обеспечить условия для прохождения практики.

Обязанности кафедры, ответственной за организацию практики заключается в методическом руководстве, согласованию программ практики с предприятиями-базами практики, назначению руководителей практики из числа профессорско-преподавательского состава, подготовке приказа о распределении студентов на практику, обеспечению предприятий и самих студентов программами практики. Также в обязанности кафедры входит проведение организационного собрания студентов-практикантов и руководителей практики по разъяснению целей, содержания, порядка и контроля прохождения практики.

Обязанности руководителя практики – представителя вуза:

· обеспечивает прохождение практики и руководит работой студентов, предусмотренной программой практики;

· проводит индивидуальные консультации по процессу прохождения практики и написанию отчета;

· рекомендует основную и дополнительную литературу, необходимую для освоения программы практики;

· рассматривает отчеты студентов о практике, дает отзыв и заключение о прохождении практики, заполняет соответствующие разделы Дневника практики студента;

· участвует в комиссии по приему зачета по практике.

Права и обязанности студентов-практикантов:

· обеспеченность рабочим местом;

· возможность обращения по всем возникающим проблемам и вопросам к руководителю практики – представителю предприятия и представителю вуза;

· возможность доступа к информации, необходимой для выполнения программы практики и т.д.

В круг обязанностей студента входит:

· ведение Дневника практики, выполнение намеченной программы;

· соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;

· представление в установленном порядке руководителю практики обязательных документов о прохождении практики.

Программой практики предусмотрено написание отчета с последующей его дифференцированной защитой.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЕЕ ПРОХОЖДЕНИЮ

Компетенции, формируемые в процессе прохождения практики.

В процессе учебной и производственной практик бакалавр менеджмента по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6).

б) общепрофессиональными (ОПК):

- способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4).

в) профессиональными (ПК):

- владением различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде (ПК-2).

Развитие специальных компетенций предусмотрено профилем направления подготовки.

Наши рекомендации