III. Самоопределение к деятельности.
— Прочитайте записанные на доске названия объектов природы.
Можжевельник, подберезовик, осина, цапля, сосна, человек, бактерии, бекас, сыроежка.
— Разделите эти объекты на царства.
— Какое слово лишнее? (Человек.)
— Человек — это часть природы? Докажите. (Человек дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети, он умирает.)
— Почему человека нельзя отнести к какому-либо царству? Итак, человек — часть природы, ее живого мира, и относится он к царству людей. Сегодня на уроке будем говорить о человеке.
— Откройте учебник на с. 9. Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся.
IV. Работа по теме урока
Беседа
Человек — разумное существо
— Чем человек отличается от объектов живой природы? (Человек — разумное существо.)
— Как вы понимаете это выражение? (Только человек может думать, сравнивать, доказывать, убеждать.)
Среди животных тоже есть немало сообразительных существ (дельфины, собаки), но только человек обладает настоящим разумом. Благодаря этому люди создали особый мир - современные города, дороги, фабрики и заводы, автомобили и самолеты, телефоны, телевизоры, компьютеры. Люди пишут книги, создают скульптуры, картины, музыку. Они изучают природу, раскрывают все новые и новые ее тайны.
— Где же помещается у человека разум, где он «живет»? (В головном мозге.)
Головной мозг есть и у животных, но у человека он особенно развит. Состоит мозг из серого и белого вещества. Своими складками и извилинами он похож на половинку грецкого ореха без скорлупы. Эти извилины и глубокие морщинки нужны для того, чтобы в небольшом черепе уместить как можно больше серого вещества. Если расправить все складки, морщинки и извилины коры, то она займет весь наш стол. Мозг человека состоит из 14 млрд нервных клеток. Мы не можем по своему желанию уменьшить или увеличить свой рост, изменить цвет глаз и стать красивее, но можем стать умнее.
Сколько бы мы ни тренировались, нельзя одной рукой поднять трактор или прыгнуть вверх на пять метров. У человеческих сил есть предел. Но у мозга таких пределов нет. Поэтому и от вас зависит, будет ли он думать только о еде и спокойной жизни или обнаружит в бескрайней Вселенной новую, никому не известную звезду.
Внутренний мир человека
— Откройте учебник на с. 12. Прочитайте первый абзац текста. Расскажите, что представляет собой внутренний мир человека.
(Учитель делает на доске следующую запись.)
Внутренний мир человека: чувства, характер, человеческие качества, переживания.
— Прочитайте на с. 12 слова великого русского писателя Ф.М. Достоевского.
— Как вы понимаете это выражение?
Внутренний мир человека называют душевной жизнью. Его изучает наука психология(от греческих слов «психе» — душа, «логос» - наука).
Ступени познания
Знания не даются человеку с рождения. Он познает мир в течение всей жизни.
— Как человек получает знания?
— Познание начинается с органов чувств. Какие органы чувств вы знаете?
— Отгадайте загадки.
• Книга-раздвига, по краям волосы, а в середине чудеса. (Глаза.)
Какая доска не сохнет, не мокнет, не плесневеет? (Язык.)
• Между двух светил посредине один. (Нос.)
• Ими все мы слушать можем,
Слух у нас отличный!
Но подслушивать негоже:
Это неприлично. (Уши.)
Органы чувств посылают информацию об окружающем мире в головной мозг. Так происходит восприятие человеком окружающего мира.
— Что такое восприятие? (Восприятие — способность обнаруживать, принимать, различать, усваивать явления внешнего мира, формировать их образ.)
(Учитель делает на доске следующую запись.)
Ступеньки познания: восприятие,...
— Прочитайте два последних абзаца текста в учебнике на с. 12-13. о каких ступеньках познания в нем говорится?
— Что такое память? (Память — способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, знания.)
— Что такое мышление? (Мышление — способность сравнивать, классифицировать, делать выводы.)
— Что такое воображение? (Воображение — способность представить себе что-то мысленно.)
(Учитель дополняет запись на доске.)
Ступеньки познания: восприятие, память, мышление, воображение.
Благодаря восприятию, памяти, мышлению, воображению человек познает мир во всем его многообразии, во всей его сложности.
V. Физкультминутка
Вышли уточки на луг:
Кря-кря-кря! (Шаги на месте)
Пролетел веселый жук:
Ж-ж-ж! (Взмахи руками.)
Гуси шеи выгибают:
Га-га-га! (Круговые вращения головой.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево и вправо.)
Ветер ветки раскачал, (Покачивания поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал:
Р-р-р! (Руки на поясе, наклон вперед, смотреть перед собой.)
Зашептал в воде камыш:
Ш-ш-ш! (Руки вверх, потянуться.)
И опять настала тишь:
Ш-ш-ш. (Сесть за парту.)