Основные направления административной реформы Казахстана
Одним из важных условий реализации государством своих функций является формирование эффективной структуры государственного управления и соответствующего аппарата, способного профессионально действовать в новой экономической и политической среде.
Основными задачами государства являются формирование ключевых стратегических факторов экономического роста, обеспечение социального прогресса и конкурентоспособности стран. Внимание государственных органов сосредоточено на повышении качества жизни населения, обеспечении безопасности, эффективности государственных функций и прозрачности в деятельности государственных органов.
Одним из важнейших направлений государственной политики республики стала административная реформа, направленная на формирование эффективной системы государственного управления как важнейшего фактора в достижении долгосрочных целей развития страны.
Первое. Была выстроена новая модель государственного устройства. Принятая на всенародном референдуме 30 августа 1995 г. Конституция Республики Казахстан укрепила государственность молодой республики и утвердила президентскую форму правления. Был создан устойчивый механизм осуществления единой государственной власти, которую составляют три ветви: законодательная - двухпалатный парламент, исполнительная - во главе с правительством, судебная - во главе с Верховным судом. Функционирует Конституционный совет как орган, осуществляющий контроль за неуклонным соблюдением конституции. Установлена четкая система сдержек и противовесов во взаимоотношениях между ветвями власти. Тем самым нашел свое воплощение главный принцип демократического правления - принцип разделения властей.
Второе. За период реформ значительно сокращена и оптимизирована чрезмерно громоздкая директивно-отраслевая структура управления, существенно сокращена численность государственного аппарата, сформирована система государственного управления, адаптированная к требованиям современной рыночной экономики. На 1 июля 2003 г. количество государственных служащих сократилось до 75647 человек, что составляет около 0,5% общего количества населения страны, и соответственно снизилась нагрузка на государственный бюджет - до 530 тыс. тенге в год, или 3580 долл. на одного государственного служащего. Количество центральных государственных органов - министерств, агентств, комитетов - сократилось с 42, существовавших в 1996 г., до 27.
Третье. Осуществлена реформа административно-территориального устройства республики. В годы структурных реформ рыночной экономики количество административно-территориальных единиц сократилось до 14 областей и 2 городов республиканского значения, а количество районов областного подчинения - до 160.
Четвертое. Усовершенствована система государственной службы. Республика одной из первых среди постсоветских государств приняла специальный законодательный акт о государственной службе. С 1 января 2000 г. вступил в силу новый закон "О государственной службе", создавший правовые предпосылки для формирования новой модели государственной службы, базирующейся на принципах оценки и продвижения служащих на основе их профессиональных качеств и знаний. Все государственные должности разделены на политические и административные. Такая их классификация является общепринятой в мировой практике. К политическим государственным служащим отнесены все назначаемые должностные лица и их заместители. Это руководители центральных органов власти, назначаемые президентом страны, министры и их заместители, на региональном уровне - главы исполнительной власти (акимы) областей и их заместители, районов, городов, сел и аулов и т. д. По состоянию на 1 июля 2003 г. политических государственных служащих насчитывается 3048 (около 4% всего количества государственных служащих в стране). Все остальные должности в исполнительной ветви власти относятся к административным государственным служащим. Это позволило снизить влияние политических процессов на государственный аппарат и обеспечить правовую защиту административных государственных служащих.
На основе закона о государственной службе введен обязательный конкурсный отбор при поступлении и продвижении по административной государственной службе. В целях институционального укрепления реформирования государственной службы созданы новые институты - Агентство по делам государственной службы, Академия государственной службы при президенте Казахстана.
В рамках совершенствования государственной службы особое внимание уделяется кадровой политике. В этом направлении поощряется и поддерживается практика подготовки и переподготовки новых кадров путем обучения в развитых странах. Так, уже несколько лет существует президентская стипендия "Болашак" ("Будущее") для молодых граждан республики, которые самостоятельно поступают в высшие учебные заведения западных и развитых азиатских стран. Создание в г. Астане по инициативе президента страны в ближайшей перспективе Евразийского центра обучения государственных служащих (по аналогии с Объединенным венским институтом), создаваемого в рамках совместного проекта Агентства по делам государственной службы и ТАСИС, позволит не только получать информацию о мировых тенденциях в государственной службе, обучать высших должностных лиц из Казахстана и стран СНГ, но и подготовить преподавателей для региональных центров обучения, создать современные обучающие программы.
Пятое. Заложены основы по разграничению функций и полномочий между государственными уровнями власти, передаче полномочий от центра регионам и от государства в частный сектор. С принятием в 2001 г. закона "О местном государственном управлении", новой редакции закона "О бюджетной системе", а также внесением изменений и дополнений в Гражданский кодекс отрегулировано закрепление за каждым уровнем власти полномочий и ответственности по осуществлению государственных функций.
Одно из ключевых направлений успешной реализации административной реформы - снижение бюрократических процедур при осуществлении предпринимательской деятельности. Часть несвойственных для государства функций передана в частный сектор, определен круг вопросов, реализуемых государственными органами и учреждениями. Осуществляется работа по упрощению процедур выдачи лицензий, таких как сокращение сроков их выдачи, четкое формулирование квалификационных требований к лицензиатам, уменьшение числа представляемых документов и др.
Основные задачи сегодняшнего этапа административной реформы - повышение эффективности деятельности государства как главного фактора, определяющего перспективы развития республики. Принимаемые меры затрагивают основы функционирования всего государства, включая дружелюбную внешнюю политику, бюджетную сферу, и требуют последовательного, систематического уточнения правовых и финансовых взаимоотношений между уровнями государственного управления.
Приоритетами административной реформы являются: формирование компактного и профессионального правительства, сконцентрированного на выполнении лишь наиболее важных функций; совершенствование системы и методов управления, внедрение эффективных механизмов координации и контроля; улучшение системы кадрового обеспечения; создание системных основ взаимоотношения общества и государства, направленных на предупреждение всех форм проявления коррупции.
Резюме
1. Между политическими решениями и их реализацией, между политикой и экономикой находится связующее звено в виде социально-психологического фактора.
2. Бюрократия – это та часть государственного аппарата, которая оторвана от его реальных функций по организации общественной жизни. Это руководящая каста внутри государственного аппарата, непосредственно нацеленная на поддержание своего господства, независимо от выполнения тех обязанностей, которые объективно выпадают на долю государства в любом обществе.
3. Административная рента представляет собой извлечение прибыли за счет использования субъектом своего иерархического статуса, служебного положения. Поиск ренты – это термин, описывающий попытки групп объединенных интересов манипулировать общественной политикой с целью собственной выгоды.
4. Лобби, лоббизм – это система и практика реализации интересов различных групп граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов. Политический смысл лоббизма в следующих аспектах: лоббистические группы выполняют функцию посредничества между гражданами и государством; лоббизм выполняет функцию организации плюрализма общественных интересов; лоббизм как бы дополняет конституционную систему демократического представительства, позволяя участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам, которые не имеют другой возможности.
5. Экономическая реальность новейшего времени показывает, что циклические колебания могут быть обусловлены не только макроэкономическими, но и политическими причинами, в частности, периодической сменой правительства в результате выборов. Первую попытку встроить периодическую смену политической власти в экономическую парадигму предпринял американскцй экономист Уильям Нордхаус. В качестве экономических детерминант политического делового цикла он выбрал две переменные – уровни инфляции и безработицы, которые, согласно неокейнсианской версии макроэкономики, должны быть связаны двумя типами зависимости – краткосрочной и долгосрочной.
6. Экономическое поведение индивидов, социальных групп и государства не свободно от психологических особенностей, реакций и переживаний. Изучение экономической политики требует внимательного отношения к психологическому фактору.
7. Психологический компонент формирует ожидания экономических субъектов, степень доверия государственной политике. Рационально мыслящий человек – это информированный человек, способный понимать поведение правительства и принимать соответствующие решения. Теория рациональных ожиданий выглядит оптимистичной, но она не учитывает консерватизма и косности, присущих может быть большинству индивидов.
8. Под национальной психологией понимается специфика личностной и социальной мотивации, соотношение рационального и эмоционального начал, активности и волевых действий, направленных на изменение окружающей среды.
Тестовые вопросы для самоконтроля знаний
1. Социально-психологический фактор включает:
а) национальный менталитет и традиции;
б) степень рациональности ожиданий у публики;
в) доверие к действиям правительства;
г) все ответы не верны;
д) все ответы верны.
2. Лаг – это:
а) промежуток времени, необходимый для адаптации;
б) периоды более или менее длительных, выражающих непростые связи между экономикой и политикой
в) промежутки между обнаружением и принятием решения;
г) все ответы не верны;
д) все ответы верны.
3. Бюрократизм – это:
а) бумажность, волокита, множество согласований и комиссий, отписки, заседательскую суету.
б) собственность аппарата на выполнение функций управления.
в) профессиональное «заболевание» работников аппарата управления.
г) все ответы не верны;
д) все ответы верны.
4. По мнению кого трудности, возникающие в бюрократических структурах, связаны с преувеличением значимости стандартизированных правил, процедур и норм:
а) Р.Мертон;
б) Дж. Кейнса;
в) П. Самуэльсона;
г) К. Маркса;
д) К.Эрроу
5. Элитарно-демократический режим не включает:
а) народ устраняется от участия в процессе выработки политических решений под предлогом некомпетентности в науке управления.
б) «демократические» институты приобретают символическую ценность, создавая у народа иллюзию участия в политике посредством участия в выборах и предпочтения той или иной партии.
в) политический плюрализм сводится к конкуренции политических элит, представляющих высшие структуры государственной власти, партий и иных общественно-политических организаций
г) ни один из классов не оказывается в состоянии быть выразителем всеобщего интереса.
д) все ответы не верны
6. Извлечение прибыли за счет использования субъектом своего иерархического статуса, служебного положения – это:
а) административная рента;
б) земельная рента;
в) чистая прибыль;
г) инвестиционный доход;
д) все ответы не верны.
7. Система и практика реализации интересов различных групп граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов – это:
а) бюрократия;
б) демократия;
в) лоббизм;
г) все ответы верны;
д) все ответы не верны.
8. Что из нижеперечисленного неверно:
а) основоположником теории политического делового цикла был У. Нордхаус;
б) в качестве экономических переменных У. Нордхаус принял уровень инфляции и безработицы;
в) функция всеобщего голосования отражает определенный на данный момент уровень инфляции и безработицы;
г) рациональный человек – это человек действия;
д) «память» обостряется к моменту проведения очередных выборов.
9. Основоположниками теории общественного выбора являются:
а) Дж. Бьюкенен, К. Эрроу;
б) Р.Нурксе, Дж. Кейнс;
в) К. Маркс, Ф. Энгельс;
г) К. Эрроу, Б. Олин.
д) М. Фридмен, Дж. Бьюкенен.
10. Что из нижеперечисленного неверно:
а) «Обостряющая» память экспонента действует, охватывая лишь электоральный период;
б) действие «Обостряющей» памяти экспонента на экономическую политику оказывается существенно иным, чем долгосрочного дисконтирующего фактора;
в) дисконтирующий фактор действует от начала периода со все возрастающей силой, «обостряющий» фактор действует с убывающей силой;
г) память «обнуляется», и по прошествии выборов все повторяется вновь.
д) все ответы не верны