Предпродажный анализ и оценка предприятия
. стратегический анализ и оценка предприятия;
. определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению предприятия;
. определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении;
. анализ потенциальных покупателей;
. определение методов продажи;
. определение критериев проведения тендера, поиска инвесторов, оценки поступающих предложений, которые должны обеспечить объективность и «прозрачность» соответствующих процедур;
. образование комиссии по оценке поступающих предложений;
Подготовка предприятия к продаже.
. реализация необходимых мероприятий по реструктуризации;
. разукрупнение;
. осуществление кадровых перестановок.
Маркетинг.
. организация рекламы, выпуск информационных брошюр и т.д., призванных
пробудить интерес потенциальных покупателей;
. проведение национальных или международных тендеров. Оценка предложений.
. рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению
тендера;
. проведение переговоров с одной или несколькими заинтересованными
сторонами.
Заключение договора.
. разработка текста стандартных договоров.
В России приватизация проводилась двумя способами: мелких предприятий - продажей на аукционах; крупных - преобразованием в акционерные общества.
Особенности процесса приватизации, происходившего в России:
1. массовый характер приватизации, вызванный высокой долей государственной собственности в стране, а также стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества;
2. значительный удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная передача, оплата не в полной мере и др.), вызванный отсутствием денежных средств в частных руках;
3. проведение особого ваучерного этапа приватизации.
В итоге ваучерного этапа приватизации в России произошел передел собственности, были обеспечены экономические гарантии невозможности возвращения советского режима. Однако под контролем государства остается ряд перспективных звеньев экономики, включая т.н. естественные монополии (железнодорожная сеть, авиационное и ракетно-космическое производство, Единая энергетическая система).
Отсутствие опыта, особенности социальной структуры, сложившейся в России в условиях плановой системы, а также избранный форсированный курс проведения способствовали возникновению определенных негативных моментов процесса приватизации.
Целью приватизации провозглашалось создание эффективного собственника, однако бесплатная раздача государственной собственности не способствовала формированию у нового собственника высокого уровня ответственности и заинтересованности в эффективном его использовании. Кроме того, безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должного притока средств для инвестирования, финансовой стабилизации и для решения социальных проблем.
В связи с массовой приватизацией открылись широкие возможности для отмывания денег. Хотя оценка основных фондов была многократно занижена, для скупки ваучеров (а затем и акций) в значительных размерах нужны были крупные средства, а они имелись в то время в основном у "теневиков". Став же владельцами более или менее значительных объектов бывшей госсобственности, они автоматически легализовались в качестве крупных собственников.
Приватизация часто проводилась без должного представления о перспективах приватизируемого предприятия, в результате на этих объектах часто прекращалось производство, они переоборудовались под офисы, использовались как торговые помещения и т.д. Следует отметить непоследовательность проведения процесса приватизации, развития частного сектора.