Эволюция функций государства
Функции государства не являются на всём протяжении развития государства неизменными. К сожалению, ограниченные рамки данной работы не позволяют нам проследить весь процесс эволюции государственных функций с момента появления первого государства до нынешнего момента. Для того чтобы охватить и полностью охарактеризовать все этапы перерождения функций государства, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Кроме того исторический путь развития каждого государства (страны) является уникальным, и рассказать о всех особенностях изменения функций каждого государства не представляется возможным. Тем не менее, вывод о том, что функции государства изменяются в ходе развития самого государства, можно подтвердить на отдельных примерах [2, c, 85].
В качестве такого примера можно рассмотреть переход государства от тоталитарного режима к демократическому. На данной стадии исторического развития функции государства приобретают качественно новый характер. Мы предлагаем вам проследить этот процесс на примере нашей страны и бывших стран социалистического содружества.
В своё время в теории социалистического государства выделялись, например, следующие его основные внутренние функции: “хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирования меры труда и меры потребления, охраны социалистического правопорядка, социалистической собственности, прав и свобод граждан, природы, а также функция оказания социальных услуг”. Конечно же, ясно, что хозяйственно-организаторская функция и функция регулирования меры труда и меры потребления представляют две составные части функционирования тоталитарной системы в области экономики, в частности распределения, а функция культурно-воспитательная - это наполовину функция идеологического контроля [3, c. 14].
Вопрос о функциях государства - часть вопроса о функциях публичной власти в любом обществе, и объективным основанием для их выявления может быть степень монополизации политической власти и соотношение государства и общества. Тоталитарная политическая система базируется на монизме власти; авторитарная политическая система не столь жёсткая, как тоталитаризм, и может быть определена как система ограниченного плюрализма; демократическое государство функционирует в гражданском обществе, в саморегулирующейся среде. Таким образом, следует различать функции тоталитарной системы, авторитарного государства и демократического [4, c. 4].
Прежде чем перейти к рассмотрению того, что происходит с некоторыми из вышеперечисленных функций, остановимся на не менее важном вопросе - об их организационных и правовых формах.
Известно, что содержание любого явления не может существовать вне соответствующей формы. Так и содержание функции государства не даёт полного представления о ней без учёта организационных и правовых форм. Организационные формы функций государства - это его механизм, система органов, их полномочия. Правовая форма функций государства представляет собой не что иное, как юридическое оформление и правовое ограничение деятельности государства, включающее в себя издание соответствующих нормативных актов, организацию их исполнения и охраны от нарушений, т.е. формы практической деятельности государства.
Процесс воздействия государства на определённую сферу общественных отношений начинается с издания законодательных актов, которые “организуют” и регулируют данные общественные отношения. Это законотворческая форма.
Практическое воздействие государства и его органов на общественные отношения происходит в форме исполнительно-распорядительной деятельности в соответствии с издаваемыми государством законодательными актами.
Следующая правовая форма осуществления функций государства - правоохранительная. Она состоит в обязанности государства не допускать нарушение законов и нормативных актов участниками регулируемых государством общественных отношений при реализации ими своих прав и обязанностей.
Осуществление функций государства, таким образом, происходит в трёх правовых нормах. Естественно, от содержания функции зависят особенности организационных и правовых форм осуществления.
Правовая форма осуществления экономической функции государства в переходный от тоталитаризма период имеет свои особенности [6, c. 21].
На первом этапе государство объективно может лишь готовить почву, создавать предпосылки и условия, благоприятные для функционирования рыночной экономики. Поэтому основные задачи экономической функции сводятся к преодолению тоталитарного наследия в экономике, постепенному укреплению частного сектора, стимулированию многоукладности в экономике, реформированию сельского хозяйства, к привлечению иностранного частного капитала.
Осуществление перечисленных задач вызывает принципиальные изменения в социально-экономической структуре общества. Экономическая функция становится выражением сложного взаимного воздействия экономической структуры общества и характера государственной власти.
Обобщение практики социально-экономических преобразований в странах бывшего социалистического содружества позволяет говорить о некоторых закономерностях, свойственных экономической функции. К их числу относятся широкая приватизация, развитие частного сектора в экономике, расширение сферы её косвенного регулирования со стороны государства за счёт сокращения сферы непосредственного хозяйственного руководства [6, c. 3].
Нет сомнения, что решение экономических задач государства касается правовой сферы в целом. Правовая форма проявления экономической функции, по существу, универсальна, так как все разновидности экономической деятельности государства так или иначе затрагивают все отрасли права. Поскольку нормы права, регулирующие вопросы экономического развития, охватывают широкий круг отраслей права (конституционного, административного, гражданского, земельного, трудового, уголовного), можно констатировать, что характер экономической функции государства определяет магистральное направление развития национальной правовой системы. Принципиальные особенности посттоталитарного законодательства состоят в том, что оно регулирует и закрепляет новые принципы экономической политики.
По мере углубления экономической реформы и формирования основ социального государства будет качественно меняться главная цель государственного воздействия на экономику. Прежней целью было создание материальной базы монопольного господства партгосноменклатуры. Отсюда экстенсивное развитие производства на базе дешёвой рабочей силы, особое внимание развитию отраслей военно-промышленного комплекса в ущерб отраслям, обеспечивающим решение социальных задач.
Переход к рынку в значительной мере исключает прямое властное вмешательство государства в основные экономические процессы, предполагает воздействие на их развитие путём использования экономических рычагов и стимулов, прежде всего налогов, на основе взвешенной, научно обоснованной налоговой и инвестиционной политики.
Существенные изменения претерпевает объект экономического воздействия государства. Если прежде им были производственные отношения, существовавшие при монопольной государственной собственности, то теперь это будут производственные отношения за рамками этого сектора, а также экономические отношения обмена, прежде подменявшиеся детальным административным распределением, и, наконец, рыночные отношения в масштабе народного хозяйства в целом.
Все эти объекты имеют свою специфику, которой и будет определяться характер возможного воздействия на них со стороны государства, т.е. содержание экономической функции [6, c. 9].
Далее можно выделить специфическую функцию государства переходного периода - конституирование демократической власти. Это будет функция направленная не “вовне” (на общество), а на само государство как на систему органов.
Обратимся ещё к одной стороне деятельности государства. Ранее в идеологическую функцию тоталитарной системы, в частности “культурно-воспитательную”, было принято включать “руководство пропагандой и агитацией, образованием и наукой, детским воспитанием, печатью, радио, телевидением, литературой и искусством, физической культурой, спортом и т. д.”
Идеологическая функция государства содействовала внедрению в сознание членов общества определённой системы политических, правовых, нравственных, этических, антирелигиозных, философских взглядов с расчётом на то, что идеологическими взглядами людей определяется их отношение к действительности, прежде всего к существующему общественному и государственному порядку, правопорядку и т.д. Место идеологической функции должна занять политика государственного содействия развитию науки, культуры, образования. И не больше. Правоохранительные функции в демократическом государстве сохраняются, но изменяются их формы и содержание [7, c. 82].
Им необходимо придать чёткую направленность на установление гарантий свободного становления гражданского общества, на защиту прав и свободных интересов граждан. Должны произойти изменения в структуре и содержании законодательства, ранее ориентированного на охрану, прежде всего интересов власти. Теперь приоритет надо отдать личности. Другими словами сущность правоохранительной функции должна наполняться собственно правовым и демократическим содержанием.
7.Заключение
Таким образом, можно сделать определенные выводы.
Государственное управление - юридически властная, организующая деятельность особой группы органов государства, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного и непосредственного руководства, хозяйственного, социально-культурного, политического строительства.
Государственное управление - это научно-обоснованное, планомерное, непрерывно- властное воздействие государства на общественную систему, осуществляемую преимущественно в правовой форме и направленную на непосредственную практическую организацию и регулирование поведения и деятельности людей их коллектива, общества в целом.
Функции государственного управления - основные направления деятельности органов государственного управления.
При федеративном устройстве государства его функции юридически и фактически распределяются между федерацией и субъектами федерации.
Исполнительные органы государственного управления ориентированы на выполнение функций государственного регулирования
Существуют функции, связанные с организацией (бюрократизацией) деятельности административного аппарата. К ним относятся в первую очередь исполнение и проведение в жизнь принятых законов и политики, провозглашаемой исполнительной властью, чем и достигается ее легитимность.
8.Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
2. Государственное управление в России / Под ред. Марковой А.Н. – М.: Юнити, 2002.
3. Лобанов В. Государственное управление и общественная политика. – СПб.: Питер, 2004.
4. Чиркин В.Е. Государственное управление: Элементарный курс. – М.: Юристъ, 2003.
5. Новиков С.А., Четвертакова Е.Г. Административное право. Конспект лекций. – М.: Приор, 2005.
1 Чиркин В.Е. Государственное управление: Элементарный курс. – М.: Юристъ, 2003. С. 29.
2 Государственное управление в России / Под ред. Марковой А.Н. – М.: Юнити, 2002. С. 31.
3 Лобанов В. Государственное управление и общественная политика. – СПб.: Питер, 2004. С. 40.
4 Новиков С.А., Четвертакова Е.Г. Административное право. Конспект лекций. – М.: Приор, 2005. С. 55.