Кономические силы, движущие развитие глобализации.
Три главные экономические силы привели к появлению и развитию процесса глобализации. Во-первых, это изменение технологии, которое открыло возможности для интернационализации производства. Во-вторых, это постепенное снижение барьеров в торговле и устранение тех препятствий, которые возникали из-за несоответствия правил регулирования торговли. В-третьих, это интернационализация деловой активности, выход производственной деятельности национальных компаний за пределы национальных границ и создание сложной взаимопереплетенной сети кооперационных связей. Эти три процесса сделали государства экономически взаимозависимыми, но они же открыли новые возможности экономического роста, хотя и создали весьма реальную опасность для так называемой экономической безопасности. Остановимся на этих процессах подробнее.
Изменение в технологии. Изменение в технологии, начиная с промышленной революции XVIII в., всегда вело к росту производительности и снижению транспортных издержек. С изобретением паровой машины появились железные дороги и были механизированы многие виды производственной деятельности, ранее опиравшиеся на мускульную силу человека. Позже новые открытия и изобретения, такие, как электричество, телефон, автомобиль, суда-контейнеровозы, изменили производство средств связи и транспорт так, как прежние поколения и не могли предполагать. Открытия недалекого прошлого: компьютеры, информационно-коммуникационные технологии, новые виды транспорта еще более сократили факторы времени и пространства, оказали влияние на способность людей и предприятий взаимодействовать, торговать и кооперировать производственные усилия в пределах всей планеты. Этот процесс продолжает развиваться. Появляются новые направления, новые открытия и изобретения. Например, биотехнология и миниатюризация микроэлектронных систем открывают возможности для совершенно новых видов деятельности в ближайшие годы.
Технологический процесс резко сократил издержки на перевозку грузов и передачу информации. Только за последние годы стоимость фрахта в расчете на единицу перевозимой продукции сократилась на 70%. Стоимость перевозок грузов воздушным транспортом падала на 4% в год в 80-е и 90-е годы ХХ в.
Однако наиболее радикальные перемены произошли в информационной технологии и телекоммуникационных системах. Стоимость информационной единицы, обрабатываемой компьютером, упала на 90% с 1960 по 1999 г., т.е. в 100 раз.
Ежегодная продажа персональных компьютеров превысила 50 млн. шт. в год. В мире действует 1 трлн. телефонов и мобильных телефонов. Рост производительности в информационном секторе в последние 25 лет в 5 раз превышал рост производительности в других отраслях экономики.
По мере того, как технологический процесс расширял границы всего, что может быть произведено, и географических районов, где это может быть произведено, прогресс в технологии транспортных перевозок расширил рамки того, что могло бы стать объектом торговли, и уменьшил расстояния, разделявшие народы. Железные дороги, суда-контейнеровозы, трубопроводный транспорт дали огромный импульс торговли массовыми товарами. Удешевление пассажирских перевозок и передача информации сделали многие виды услуг способными к торговле. Одно из последних направлений развития электронной торговли через Интернет говорит о появлении практически безграничной глобальной экономики. Электронная торговля прошла лишь первые шаги на пути своего развития, однако уже сейчас она заставила пересмотреть многие привычные понятия и положения в области международной торговли.
Снижение барьеров в международной торговле и инвестиционной деятельности. Снижение барьеров в торговле, происшедшее в последние три-четыре десятилетия, открыло возможность использовать новые технологии в рамках всего мирового хозяйства. Многие страны стали рассматривать мировые рынки как важное условие экономического роста и развития. Процесс либерализации международной торговли и режимов капиталовложений вылился в создание новых международных норм, а затем и целой системы правил, действующих в рамках всей мировой экономической системы.
Развивавшаяся в течении 50 лет правовая основа международной торговли сначала в рамках ГАТТ, а теперь в системе ВТО привела прежде всего к значительному снижению пограничных торговых барьеров. Средний уровень таможенного обложения, составлявший более 10% в 60-е годы, сегодня сократился до 4%. В тот же промежуток времени существенно уменьшилось применение количественных ограничений в торговле других нетарифных ограничений. Появление Всемирной торговой организации означало действия новой международной правовой системы, регулирующей международный обмен товарами и услугами. Правила ВТО также касаются торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Недавнее соглашение в рамках ВТО по либерализации условий доступа к базисным телекоммуникациям и отмене пошлин на товары, обслуживающие информационную технологию, открыло большие возможности для развития этого ключевого участка международных экономических отношений.
Анализ итогов Уругвайского раунда - это отдельная тема, которая рассмотрена ниже. Здесь же необходимо подчеркнуть, что в 80-е и 90-е годы ХХ в. начали формироваться общие унифицированные правовые основы международной торговли товарами и услугами. Процесс этот, начатый Токийским раундом многосторонних торговых переговоров и продолженный созданием ВТО, означает постепенное формирование международной правовой основы, создающей все условия для быстрого развития международного обмена товарами и услугами и дальнейшей глобализации производства.
Интернационализация деловой активности. Снижение торговых барьеров и изменения в области информационных технологий, а также прогресс в перевозке грузов открыли возможность для растущего числа компаний размещать свои предприятия в различных странах мира, ориентируясь на наиболее низкие издержки производства. Современный производственный процесс производства сложных технических товаров все больше напоминает своеобразную «международную фабрику», отдельные цеха которой размещены в различных странах, а производимые ими узлы, детали поступают на сборочные предприятия, где и производится готовый продукт. Эта схема, получившая название «международное производство» , сегодня характерна для многих предприятий различных стран. Например, 30% стоимости американского автомобиля представлены южно-корейскими комплектующими изделиями; 17%-японской технологией; 7%-германскими разработками по дизайну ; 4%-различными мелкими деталями, произведенными в Китае и Сингапуре; 2%-расходами Великобритании, связанными с рекламой и маркетингом, и 1,5%-расходами в Ирландии и на Барбадосе по обработке данных. В итоге только 37% стоимости такого «американского» автомобиля генерируется в Соединенных Штатах. Этот пример отчетливо показывает, что национальное производство даже в самых развитых странах мира зависит от открытого, гласного, хорошо функционирующего режима торговли и инвестиций.
Роль международного производства очень велика в современной мировой экономике. Это международное производство, с одной стороны, зависит от условий, в которых развивается международная торговля. Однако с другой стороны, оно само создает международную торговлю. По оценкам многих исследователей этого процесса, около 30% международного обмена готовыми изделиями представлено кооперационными поставками, совершающимися по схеме, показанной выше, и доля эта продолжает расти.